Цели урока:
- Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.
- Показать особенности преобразований в России.
- Сформировать представление о причинах начала реформ в военной области.
- Раскрыть суть государственных реформ Петра I;
- Дать оценку реформам.
- Продолжать формирование умений у учащихся работать с историческими документами, анализировать данные, давать оценку историческим событиям.
Основные понятия: протекционизм, меркантилизм, экспорт, импорт, мануфактура, подушная подать, абсолютная монархия.
Оборудование урока: карта “Российская империя при Петре I”, ПК, м/м проектор, экран, презентация.
Ход урока
Учитель: Да, действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. И одна из задач сегодня на уроке – изучив реформы Петра I, дать оценку его деятельность, доказать, что реформы были неизбежны.
– Можно ли назвать точную дату преобразований?
Учащиеся дают различные ответы. Одни считают, что это конец 80-х годов, когда были созданы первые регулярные полки русской армии (Преображенский и Семеновский). Другие считают, что это 1695 год, когда в Воронеже началось строительство русского флота. Некоторые ученики называют началом преобразований досадное поражение под Нарвой.
Учитель: Здесь не будет серьезной ошибки, ибо точную дату начала преобразований, конечно, установить нельзя. Нет, и никогда не было у Петра документа, который бы назывался “Проект реформ”. Конечно, были и непоследовательность, и отдельные импровизации в законодательной деятельности. Порой пером Петра водили чувства гнева и державной вседозволенности. Недаром А.С. Пушкин скажет спустя столетие, что некоторые из указов царя написаны кнутом. Одни реформы проводились не сразу, а годами, другие – урывками, в перерывах между военными действиями. Война заняла огромное место в жизни Петра. Не успела закончиться в 1700 году турецкая компания, как началась Северная война. В этом промежутке была недолгая, но кровопролитная война с Турцией в 1723 году. Для ведения этих войн нужна бала большая, хорошо вооруженная и обученная армия. И Петр необычайно много времени уделял ее созданию и укреплению.
– Как Вы думаете, какое сокрушительное поражение русской армии сделало реформу безотлагательной?
Учитель: Совершенно верно – поражение под Нарвой. У Петра уже не было сомнений, что армия должна строиться на иных, чем раньше принципах комплектования и обеспечения.
Учитель: Россия нуждалась в регулярной армии, подобной тем, которые были у других европейских государств. Первый шаг был сделан еще в 1699 году, когда в армию стали набирать волонтеров из разных социальных слоев. Сразу же создавая из них регулярные полки. (Волонтер-лицо, добровольно поступившее на военную службу). В 1705 году Петр I делает следующий шаг в военной реформе: он издает указы о прекращении вольности (добровольцев) и переходе к рекрутскому набору. (Рекрутская повинность – способ комплектования русской регулярной армии из податного сословия, которое выставляло из своих общин определенное число рекрутов).
Учитель: Давайте определим основные причины реформ. (Слайд 5) Приложение.
Обсуждение.
Учитель: Каковы были особенности преобразований в России? (Слайд 6)
Петровские преобразования были направлены на европеизацию внутренней жизни российского общества и модернизацию социально – экономического и государственного строя России. (Слайд 7)
Вопросы для обсуждения: (Слайд 8)
- Каким было состояние экономики накануне петровских реформ?
- Как вы думаете в чем причины активного вмешательства государства в хозяйственные области?
- В каких отраслях и почему стали появляться мануфактуры?
- Каким образом русское правительство сумело защитить свою промышленность от европейских конкурентов?
Учитель: Цели экономических преобразований:
- Обеспечение армии и флота оружием, обмундированием, снаряжением;
- Развитие промышленности, преодоление экономической отсталости;
- Развитие внутренней и внешней торговли России.
И как следствие – создание мануфактур и заводов (75 металлургических заводов к середине VIII в.) (Слайд 9)
(Слайд 10) Организующей силой в создании отечественной промышленности было государство. Значительная часть мануфактур и заводов были государственными.
(Слайд 11) Труд на мануфактурах.
(Слайд 12) Особенности государственных мануфактур.
В ходе реформ произошел переход к преимущественному использованию принудительного труда крепостных крестьян на мануфактурах и заводах (Слайд 13).
Учитель: Каковы были главные направления экономических преобразований. (Слайд 14)
(Дать определения, записать в тетрадь понятиям протекционизм, меркантилизм).
В торговой политике государства можно выделить два периода. (Слайд 15, 16)
- I период (1700–1719)
Система запретов, высоких пошлин и налогов. Монополия государства почти на все виды товаров.
Последствия:
- Получение значительных средств казной на нужды армии и флота.
- Разрушение старых деловых связей купечества, разорение торговых фамилий
- II период (1719–1725 )
Переход к политике меркантилизма и протекционизма – накоплению денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли.
Последствия:
- Развитие торговли. Превышение вывоза товаров над ввозом их в страну.
- Накопление капитала.
- Рост молодой российской промышленности.
Учитель: Реформы государственного аппарата управления. В начале 18 века в России не было даже столицы, так как Москва перестала ею быть, а Петербург еще ею не стал. А единственной центральной властью был сам император, но с кем? Приказы прекратили свое существования (кроме военных), в 1699 г. Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, а с 1708г. “консилией министерств”. Петр желал создать временный орган власти, который бы управлял страной во время его разъездов по России и военных походов.
Исходные идеи преобразования государственного аппарата Петра I (Слайд 17)
- Государство – творение человека, а не Бога.
- Система управления страной может быть изменена, улучшена.
- Государство может взять на себя часть прав общества во имя поддержания общественного порядка и безопасности.
Основные принципы деятельности новых органов власти (Слайд 18)
- Функциональность и жесткая регламентация деятельности
- Строгая иерархия Органов власти
Учитель:
(Слайд 19) Схема Органов власти и управления в 20–70-е гг. 18 в.
(Слайд 20, 21) Сенат.
(Слайд 22, 23) Синод (Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой церковью самостоятельности – подчинением духовной власти светской).
(Слайд 24) Коллегии.
Учреждение Сената не означало создания нового централизованного аппарата
управления, призванного заменить старую систему приказов.
1712 г. – Петр 1 отправляет за границу специальные экспедиции для изучения опыта
по организации коллегий по разным отраслям управления.
1718 г. – подписан указ об учреждении коллегий
(Учитель организует работу с классом – заполнение таблицы)
Коллегия | Функция |
Деятельность коллегии распространялось на всю территорию России. Круг обязанностей каждой коллегии был более точно ограничен и дублировал работу других коллегий, коллегии подчинялись императору и Сенату; коллегиям подчинялись местный аппарат управления.
Учитель: В условиях Северной войны Петр 1 столкнулся с острой нехваткой денежных средств. (Слайд 25, 26)
Петр 1 решает и эту проблему активно и оперативно:
- Начинает разработку Нерчинских серебряно-свинцовых рудников (1700 г.).
- Вводит новые виды монет, в том числе и медные.
- В 1711 г. проводится денежная реформа, чеканка золотой, серебряной, медной монет. В монетах снижено содержание серебра на 20%.
Государство было также заинтересовано в росте налогов.
- 1714 г. – подворно-подушная перепись населения.
- 1718–1724 гг. – введена подушная подать, вместо налога со двора.
Учитель: За годы правления Петра1 произошли грандиозные экономические и политические изменения. (Слайд 27) Приложение
- Промышленность страны выросла в 11 раз;
- Увеличилось количество мануфактур в 7 раз;
- Петр целенаправленно стремился сделать Россию передовой индустриальной державой;
- Россия занимала в Европе 3 место по выплавке металла;
- В сельском хозяйстве постепенно внедрялись новые орудия труда и технологии;
- Росли обороты внешней торговли;
- Увеличился товарооборот внутри страны;
- Подчинение церкви государству;
- Ускорение темпов социально – экономического и культурного развития России;
- Превращение России в империю с мощной армией и флотом;
- Улучшение международного положения;
- Становление абсолютной монархии в России.
НО есть и другая “сторона медали”:
- Тяжелые налоги привели к нищете крестьянские хозяйства;
- Предпринимательство не развивалось из-за крепостного права;
- Государство играло главную роль в экономике;
- Назревал конфликт в обществе.
- Подавление личности государством.
Вывод: Реформы Петра I привели
- к установлению в России абсолютной монархии – формы правления, при которой законодательная, судебная и исполнительная власть в стране принадлежала всецело главе государства (императору). Власть царя никем и ничем не ограничена.
- Значительно ускорили экономическое развитие России.
- Но одновременно в этих же реформах уже зарождались причины будущего отставания России.
Домашнее задание:
- § 15, 16
- Заполнить таблицу
Значение реформ Петра 1
Реформы | Результаты |