Урок информатики в 5-м классе по теме "Текст как форма представления информации"

Разделы: Информатика


Цели:

  1. Познакомить с текстовым редактором и текстовым процессором.
  2. Сформировать понятие редактирования, умения копировать, вырезать, работать с текстом, умения работы по алгоритму, навыков работы в декартовой системе координат.

Оборудование:

  • проектор,
  • презентация «хранение информации»
  • дид. карточки «изменение формы представления информации», «записать координаты домика», «составление анаграмм».

Ход урока

1. Опрос (Фронтальный).

А. Какими органами получаем информацию.

Б. Как называется такая информация по способу получения.

В. Как будет называться информация по способу представления. (Текстовая, графическая, числовая, видео, звуковая)

На парте розданы дид. карточки с видами информации. Поработать устно.

Г. На чем записывали информацию в древности, в настоящее время.

Д. Что такое код ( набор символов)

Е. Что такое кодирование (Изменение одной формы представления информации на другую)

Ж. Нарисовать пейзаж Какая форма представления информации? Записали словами то, что видим на рисунке. Какая форма представления информации?

Записали словами то, что видим - какая форма представления информации - текстовая

Показ презентации «Виды информации»

2. Изучение нового материала.

Итак, открыли тетради, число, тема урока:

Текст, как форма представления информации.

Что такое текст – любое словесное предложение.

Что такое текстовая информация? – информация в виде письменного текста.

Что такое алфавит- набор символов.

Что такое код?- набор символов. Значит, записывая текст – мы кодируем информации.

Эти символы можно переставлять, стирать, заменять. Это называется редактированием.

Итак, в каких программах мы будем работать с текстовой информацией?

WORD, Word Pad. Посмотрим, чем они отличаются. (Проектор. Открыть и сравнить две программы. Рассмотреть панель инструментов. Показать, как при наведении мыши можно узнать, что делает данная иконка).

Итак, что такое текст? Текстовая информация? (информация в виде письменного текста) Зачес создаются тексты? Какие изменения внес в процесс создания текстов компьютер? (исправление ошибок без переписки текста и неограниченное число копий)

3. Закрепление

Выполняем задание по карточке

1. Найди в данных словах спрятавшиеся слова:

  • Победа-
  • Бусы-
  • Тапочки-
  • Удочка-
  • Машина-
  • Рыбак-

2. ЗАПИШИ РЯДОМ СЛОВА- АНАГРАММЫ (вспомним, что такое анаграмма. Слово, составленное из другого перестановкой букв. Например: весна-навес, смола- масло и т.д.

  • кабан -
  • рано -
  • лыжи -
  • сосна -
  • навес -
  • цоколь -

Дай соседу проверить и поставь оценку в его работе.

Отложите карточки в сторону, и рассмотрим задание по вариантам.

1-й вариант - найди координаты домика. Записать в тетради. В тетради выполнить второе задание.

2-й вариант - за компьютером. Открыть файл на рабочем столе - Вырезать и вставить.

Там два задания. Работаем по алгоритму. Что такое алгоритм? (Точное предписание совершить какие либо действия). Выполнив задания - поднимаем руку и после проверки садимся за парту выполнять задания 1 варианта.1 задание- редактирование. Что должны сделать? Изменить последовательность символов, чтобы получить новое слово. Возьмите карточки с собой. 2 задание - записать анаграммы в таблицу. Откройте WORD, найдите на стандартной панели иконки «Вырезать», « копировать», «вставить», и теперь выполняйте задание по редактированию.

Если осталось время у некоторых ребят, идите поработайте с тестом «Устройства компьютера» (Приложение) (Автор Козулина Т. Н.)

4. Итог урока:

Итак, подведем итоги урока. Что мы сегодня учились делать на компьютере? Редактировать, копировать, вырезать и заменять символы. В какой программе работали? ( WORD)

5. Оценки за урок:

6. Дома - Придумать 3 анаграммы

Карточка №1

1. Найди в данных словах спрятавшиеся:

  • Победа-
  • Бусы-
  • Тапочки-
  • Удочка-
  • Машина-
  • Рыбак-

2. ЗАПИШИ РЯДОМ СЛОВА- АНАГРАММЫ (вспомним, что такое анаграмма. Слово, составленное из другого перестановкой букв. Например: весна-навес, смола- масло и т.д.

  • кабан -
  • рано -
  • лыжи -
  • сосна -
  • навес -
  • цоколь -

Дай соседу проверить и поставь оценку в его работе.

Карточка №2

1. Запиши в тетради координаты домика.

2. Нарисуй в тетради на системе координат треугольник и запиши его координаты.

Файл для практической работы на компьютере для закрепления редактирования текста и работы по алгоритму с иконками текстового процессора « вырезать», « копировать», « вставить».

В нашем языке есть слова, похожие на матрешки. Внутри слова спрятаны другие слова:Например, в слове ЧЕРЕМУХА спряталось слово МУХА.

1. Найди в данных словах спрятавшиеся слова:

  • Победа-беда
  • Бусы-
  • Тапочки-
  • Удочка-
  • Машина-
  • Рыбак-

Скопируй это слово и поставь рядом

Слова:

Алгоритм:

  • Победа-
  • Бусы-
  • Тапочки-
  • Удочка-
  • Машина-
  • Рыбак-

Выдели слово беда

Правка\копировать

Поставь курсор рядом с -

Правка\вставить

2. Научись делать фокусы.

  • Кабан
  • Рано
  • Лыжи
  • Сосна
  • Навес
  • Цоколь

Переставь слоги местами и слово превратится в другое. Пример: ка-мыш мыш-ка

Замени слово:

Алгоритм:

  • кабан
  • рано
  • лыжи
  • сосна
  • навес
  • цоколь

1. выдели слог кА

2.правка\вырезать

3. поставь курсор рядом с Н

4. правка \вставить

Выполнив задание, поднимите руку, после проверки учителем садитесь за парту и продолжайте работу по определению координат домика (1 задание и второе).