Образовательная программа кружка "Юный краевед"

Разделы: Общепедагогические технологии


  1. Возраст детей: 7–9 лет.
  2. Срок реализации программы: 2 года.
  3. Автор программы: Маркелова Светлана Николаевна, учитель начальных классов, высшей категории, педагогический стаж работы – 18  лет.
  4. Образовательная программа “Юный краевед” реализуется на базе  муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 города Сарова Нижегородской области.

Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. “Малая родина” ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Образовательная программа по краеведению “Юный краевед” для учащихся начальной школы разработана в соответствии с документами:

  • Законом Российской Федерации “Об образовании”,
  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,
  • Государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации” на период 2006–2010 гг.
  • Областной программой “Патриотическое воспитание детей и молодежи Нижегородской области”.

Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы: создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами краеведческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды;
  • научить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
  • совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий.

Развивающие:

  • привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучить детей активно участвовать в конкурсах, соревнованиях;
  • развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей желание к совместной деятельности;
  • пробудить стремление вести здоровый образ жизни (улучшение психологического и физического состояния детей);
  • воспитывать у детей чувство патриотизма.

Отличительные особенности программы

Содержание деятельности

Характеризуя программу “Юный краевед”, следует отметить ее достоинство от других программ в практической значимости:

  1. Представлена комплексная интегрированная программа для начальной общеобразовательной школы, которая является результатом многолетнего творческого сотрудничества педагога и родителей.
  2. С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала.
  3. При этом важно отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Тематические циклы

Весь материал разбит на циклы. Отбор материала по циклам произведен с учетом возрастных особенностей детей. Отбирался материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, близок ребенку и личностно значим для него.

“Я”

  • осознание себя как личности и своего места в окружающем мире;
  • осознание себя частью природы, членом общества, жителем города.

“Моя семья”

  • осознание родственных связей и отношений в семье;
  • игровое освоение традиций общения в семье;
  • знакомство с основами генеалогии.

“Мой дом”

  • наполнение понятия “дом” гуманитарным содержанием;
  • формирование личного отношения к дому как ценности и части культурного наследия;
  • расширение горизонтов видения мира и своего в нем: Земля – наш дом.

“Мой город”

  • обогащение понятия “город” историко-культурным и экологическим содержанием;
  • наполнение понятия “улица” культурологическим содержанием, способствующим выработке личного отношения к ней, как своеобразному продолжению собственного дома, как к общему достоянию.

“Мой край”

  • пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие;
  • осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства.

2. Учебно-тематический план (1 год обучения)

Последовательность тем и корректировка часов в учебно-тематическом плане может меняться в зависимости от материальной базы, времени года, уровня подготовленности детей.

Основы знаний об истории города и традициях Нижегородского края (100 ч.)

Приложение 1

Учебно-тематический план (2 год обучения)

Историко-географическое изучение Нижегородского края (34 ч.)

Приложение 2

Ожидаемые результаты

К концу первого класса учащиеся должны знать:

  • смену времен года как смену условий существования организмов;
  • содержание Красной книги России и своей области;
  • наиболее выдающиеся достопримечательности Сарова;
  • названия наиболее известных улиц и площадей;
  • свой точный адрес;
  • названия рек города Сарова;
  • некоторые виды декоративно-прикладного искусства Нижегородской области.

Уметь:

  • вести простейшие наблюдения в природе, устно описывать объекты природы;
  • изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;
  • ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;
  • самостоятельно работать с дополнительной литературой;
  • слушать в исполнении учителя тексты краеведческого характера выполнять простейшие элементы и узоры хохломской росписи;
  • во время досуга и праздники играть в народные игры и водить хороводы.

Иметь:

  • желание вести ЗОЖ.

К концу второго класса учащиеся должны знать:

  • своих предков, их ФИО;
  • историю возникновения города Сарова;
  • названия рек города Сарова;
  • основные среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная).

Уметь:

  • устно описывать объекты природы;
  • показывать на карте природные ресурсы своей области и пути их применения;
  • изготовлять гербарии: части растений, травянистых растений;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • составлять устный рассказ о школе.

Иметь:

  • желание вести поисковую работу.