- Возраст детей: 7–9 лет.
- Срок реализации программы: 2 года.
- Автор программы: Маркелова Светлана Николаевна, учитель начальных классов, высшей категории, педагогический стаж работы – 18 лет.
- Образовательная программа “Юный краевед” реализуется на базе муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 16 города Сарова Нижегородской области.
Пояснительная записка
Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств
школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого
потенциала. “Малая родина” ребенка – это и природа, которая его окружает, семья,
дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры,
промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего
края.
Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по
изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и
познавательного отношения к краеведческому материалу.
Образовательная программа по краеведению “Юный краевед” для учащихся начальной школы разработана в соответствии с документами:
- Законом Российской Федерации “Об образовании”,
- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,
- Государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации” на период 2006–2010 гг.
- Областной программой “Патриотическое воспитание детей и молодежи Нижегородской области”.
Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.
Цель, задачи образовательной программы
Основная цель программы: создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами краеведческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды;
- научить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
- совершенствовать воспитательную работу, организацию досуга школьников на основе новых педагогических технологий.
Развивающие:
- привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучить детей активно участвовать в конкурсах, соревнованиях;
- развивать семейные связи: создать творческое содружество семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание к совместной деятельности;
- пробудить стремление вести здоровый образ жизни (улучшение психологического и физического состояния детей);
- воспитывать у детей чувство патриотизма.
Отличительные особенности программы
Содержание деятельности
Характеризуя программу “Юный краевед”, следует отметить ее достоинство от других программ в практической значимости:
- Представлена комплексная интегрированная программа для начальной общеобразовательной школы, которая является результатом многолетнего творческого сотрудничества педагога и родителей.
- С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала.
- При этом важно отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Тематические циклы
Весь материал разбит на циклы. Отбор материала по циклам произведен с учетом возрастных особенностей детей. Отбирался материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, близок ребенку и личностно значим для него.
“Я”
- осознание себя как личности и своего места в окружающем мире;
- осознание себя частью природы, членом общества, жителем города.
“Моя семья”
- осознание родственных связей и отношений в семье;
- игровое освоение традиций общения в семье;
- знакомство с основами генеалогии.
“Мой дом”
- наполнение понятия “дом” гуманитарным содержанием;
- формирование личного отношения к дому как ценности и части культурного наследия;
- расширение горизонтов видения мира и своего в нем: Земля – наш дом.
“Мой город”
- обогащение понятия “город” историко-культурным и экологическим содержанием;
- наполнение понятия “улица” культурологическим содержанием, способствующим выработке личного отношения к ней, как своеобразному продолжению собственного дома, как к общему достоянию.
“Мой край”
- пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие;
- осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства.
2. Учебно-тематический план (1 год обучения)
Последовательность тем и корректировка часов в учебно-тематическом плане может меняться в зависимости от материальной базы, времени года, уровня подготовленности детей.
Основы знаний об истории города и традициях Нижегородского края (100 ч.)
Учебно-тематический план (2 год обучения)
Историко-географическое изучение Нижегородского края (34 ч.)
Ожидаемые результаты
К концу первого класса учащиеся должны знать:
- смену времен года как смену условий существования организмов;
- содержание Красной книги России и своей области;
- наиболее выдающиеся достопримечательности Сарова;
- названия наиболее известных улиц и площадей;
- свой точный адрес;
- названия рек города Сарова;
- некоторые виды декоративно-прикладного искусства Нижегородской области.
Уметь:
- вести простейшие наблюдения в природе, устно описывать объекты природы;
- изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;
- ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- слушать в исполнении учителя тексты краеведческого характера выполнять простейшие элементы и узоры хохломской росписи;
- во время досуга и праздники играть в народные игры и водить хороводы.
Иметь:
- желание вести ЗОЖ.
К концу второго класса учащиеся должны знать:
- своих предков, их ФИО;
- историю возникновения города Сарова;
- названия рек города Сарова;
- основные среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная).
Уметь:
- устно описывать объекты природы;
- показывать на карте природные ресурсы своей области и пути их применения;
- изготовлять гербарии: части растений, травянистых растений;
- соблюдать правила поведения в природе;
- составлять устный рассказ о школе.
Иметь:
- желание вести поисковую работу.