Урок обобщения и систематизации по органической химии на тему "Путешествие в мир углеводородов"

Разделы: Химия


Цель урока:

  1. Обобщить знания учащихся по теме “ Углеводороды ”.
  2. Стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.
  3. Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно.

Тип урока:

  1. В форме путешествия, обобщение и систематизация знаний.
  2. Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Актуализация знаний учащихся.
  4. Обобщение и систематизация знаний учащихся
  5. Физкультминутка.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, организация класса

2. Сообщение темы и цели урока

Объявление темы урока, мотивация обучающихся на выбор целепологаний.

(Приложение, слайд № 1, 2)

Маршрут урока

рифы Формул

бухта Распределения

река Превращений

поток Уравнений

“5”

3. Актуализация знаний учащихся

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания учителя

Решение задач по вариантам на нахождение формул углеводородов

(Приложение, слайды № 3, 4, 5, 6 инструктивная карточка)

Рифы формул

  1. Какие основные классы углеводородов мы изучили?
  2. Какова их гомологическая формула?
  3. Какие особенности в строении молекул имеют, виды связей и возможные химические свойства?

Алканы (насыщенные, парафины, предельные)

Алкены (ненасыщенные, непредельные, олефины)

Алкины (непредельные)

Арены (циклические, непредельные, ароматические)

Непредельные углеводороды способны вступать в реакции присоединения, прежде всего водорода с образованием предельных углеводородов – алканов.

Зашифрованное письмо

Прочитав предложения, найди в них название предельных углеводородов.

  1. Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.
  2. Смета на строительство нового объекта была утверждена
  3. Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико.
  4. В деревне про панночку ходили самые невероятные слухи.

4.Обобщение и систематизация знаний.

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания учителя

Бухта Распределения

(Приложение, слайд № 7, 8, инструктивная карточка)

Установите соответствие между структурной формулой углеводорода и общей формулой его гомологического ряда.

1

2

3

4

В

А

Б

А

Установите соответствие между названием вещества и формулой его гомолога.

Название вещества
  1. метилциклобутан
  2. 3 метилбутен-2
  3. изопентан
  4. 2,2-диметилгексан

 

 Формула гомолога

А) СН3-С(СН3)2-СН3
Б) СН3-СН(СН3) –СН2-СН2-СН3
 В) СН3- СН(СН3)- СН=СН2
Г) СН3-СН2-СН(СН3) -СН3
Д) С6Н52Н5

1

2

3

4

Г

В

А

Б

Решение задач на нахождение формул веществ

(Приложение, слайд 9)

Работа фронтальная с классом по повторению химических свойств углеводородов. Проверка знаний.

(Приложение, слайд № 10, 11, 12)

Какие типы реакций характерны для предельных углеводородов?

  • замещения
  • окисления
  • дегидрирования
  • изомеризации
  • крекинг

Какие типы реакций характерны для непредельных УВ?

  • присоединения
  • полимеризации
  • окисления

Бромную воду не обесцвечивают вещества, указанные в паре:

  1. этан и этилен
  2. ацетилен и этилен
  3. бензол и гексан
  4. пропан и этин

5. Физкультминутка

(Приложение, слайд 13)

Река Превращений

(Приложение, слайд 14)

6. Подведение итогов урока

(Приложение, слайд 15)

Поток уравнений

Дописать пропущенные формулы веществ.

7. Домашнее задание

(Приложение, слайд 16)

  1. Повторить
  2. Осуществить цепочку превращений веществ