Использование жанров устного народного творчества на уроках русского языка и чтения

Разделы: Начальная школа


“Чтение – лучшее учение”, – гласит народная мудрость. Но, к сожалению, не все дети любят читать. Уроки чтения и русского языка не являются для школьников любимыми. Ведь любимая для многих – трудная математика. Всегда и все заняты работой на любимом уроке. Этого не скажешь об уроках грамматики. Некоторым детям бывает скучно. Деятельность учащихся на этих уроках затрачивается на выполнение тренировочных упражнений. Даже чтение интересного рассказа не всегда основано на серьезной, напряженной работе мысли и чувства, следовательно, не приносит удовлетворения. Вопрос активизации деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка и литературного чтения представляет сложную проблему, которая волнует учителей начальной школы. В данной статье я бы хотела поделиться одним из приемов активизации деятельности младших школьников при изучении грамматики.
Цель моей статьи – показать воспитательное, образовательное значение и возможности использования некоторых видов фольклора в предметном обучении, а именно на уроках русского языка и литературного чтения.
С произведениями фольклора дети встречаются еще в дошкольном возрасте. Придя в школу, они уже знают колыбельные песни, загадки, пословицы и поговорки, сказки. В младшем школьном возрасте интерес к устному народному творчеству не пропадает, а наоборот, возрастает. Фольклор – одно из эффективных средств, влияющих на активное усвоение и закрепление материала на уроках русского языка и литературного чтения. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, скороговорки, пословицы, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании.
Младшим школьникам очень нравится отгадывать загадки. Загадка – любимая детьми форма устного народного творчества. Загадки способствуют активизации познания окружающего мира, формированию навыков логического мышления, развитию наблюдательности, сообразительности. Загадка, по словам К.Д. Ушинского, “доставляет уму ребенка полезное упражнение”. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Например, на уроках русского языка можно использовать загадки, в которых дается описание предмета путем перечисления различных его признаков, например:

Сам круглый, алый, сахарный
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в единое целое).
Загадки с отрицательным сравнением, например:

Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)

Отгадывание таких загадок позволяет сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы.
Загадки можно использовать при изучении следующих тем:
“Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу”.

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
Ног нет, а хожу. Рта нет, а скажу, когда всем спать, а когда вставать. (Часы)

“Правописание слов с разделительным мягким знаком”

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я, кто я такая? (Вода)

“Правописание парных согласных”

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
Шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)

Учащиеся с удовольствием не только отгадывают загадки, но и сами любят их загадывать. Детям также нравится задание самим придумывать загадки, пусть даже и нерифмованные. Таким образом, загадка стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе, приучает к четкой логике, рассуждению.
Также на уроках русского языка и литературного чтения полезно предлагать пословицы и поговорки. Пословица – жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Мы часто употребляют их в своей речи. От этого наша речь становится яркой, образной.
Пословицы и поговорки можно использовать при изучении многих тем.

Например:

“Правописание предлогов”

Скромность всякому к лицу.
Совесть без зубов, а гложет.

“Имена собственные”

Ехал в Казань, заехал в Рязань.
У лодыря Егорки всегда отговорки.

“Правописание слов с непроизносимыми согласными”

И на нашей улице будет праздник.
Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

“Правописание падежных окончаний имен существительных”

Кошке игрушки, мышке слезки.
Дождливое лето хуже осени.

Скороговорки и считалки – еще один вид фольклора, который я активно использую на своих уроках. Употребление скороговорок содействует преодолению косноязычия, развивает артикуляцию речевого аппарата. Очень целесообразно использовать скороговорки при проведении фонетической зарядки. Можно предложить детям составить свою скороговорку. Использование считалок способствует выработке таких качеств, как честность, чувство товарищества. Соревнование в произнесении считалок заставляет детей разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память, учиться артистизму.
Одним из приемов активизации на уроках грамматики в начальной школе являются народные сказки. Сказки расширяют познавательные и воспитательные возможности обучения. Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, где добро всегда побеждает. Еще в раннем детстве ребенок знакомится со сказкой дома. “Колобок”, “Курочка Ряба” становятся первыми сказками. И в детском саду он знакомится с этим жанром. Но в этом возрасте сказка привлекает малыша яркой образностью, юмором.
На своих уроках при изучении сказок я объясняю детям такие важные вопросы, как: что такое сказка и чем она отличается от рассказа? Когда возникла сказка? Кто и как создавал народные сказки? Почему сказки “Гуси-лебеди”, “Лиса и заяц” называются народными, и чем они отличаются от “Сказки о рыбаке и рыбке”? Зачем сказка нужна была в древности? И зачем она нужна нам в 21 веке?
Детям очень нравятся сказочные разминки. Например:

Из муки он был печен,
На сметане был …(мешен)
На окошке он студился
По дорожке он … (катился).

Или:

Вышла внучка в огород:
Где тут страшный зверь …(живет)?
Заглянула под листочек,
Видит, там лежит …(клубочек).
Он в иголках серых сплошь,
Кто же это? Это …(еж).

Сказки написаны ярким, образным языком, используя приемы которого, мы обогащаем нашу речь. В сказках отражена народная мудрость многих поколений. Сказка учит, что за помощью не всегда нужно обращаться к сильному, а лучше к умному. Особенность народной сказки дает детям как бы строительный материал для личного творчества.
Фольклор во все времена вписывался в народную педагогику. С его помощью в наиболее доступной форме передавались молодому поколению эстетические, нравственные, трудовые нормы. Изучение фольклорных произведений позволяет познать историю, национальные особенности, приобщиться к традициям, искусству своего народа.