Пояснительная записка.
Предлагаемый предпрофильный курс предназначен для учащихся 9 классов, желающих научиться решать задачи по математике и физике, используя метод графических образов. Курс учитывает индивидуальные возможности личности учащегося и опирается на современные научные факты в психологии и физиологии о деятельности мозга человека, особенности переработки информации правым и левым полушарием мозга.
Особенностью разработанного курса является проектирование образовательной среды, способствующей развитию творческого понимания ребенка.
Данный курс расширяет содержания базисных курсов по алгебре и физике. Курс призван продемонстрировать интеграцию, взаимопроникновение алгебры и физик Учащиеся знакомятся с методами применения знаний по алгебре в другой науке естественно-математического цикла, приобретают общеучебные умения: освоение способов анализа информации, приемов конструирования, способов совместной деятельности.
В предлагаемом курсе рассматриваются функции, известные школьникам из курса алгебры с точки зрения применения их в учебном материале школьной физики 7-9 классов.
Прочтение содержания текстовой задачи всегда является творческим процессом для учащегося, так как на данном этапе происходит перевод информации текста в удобную для осмысления модель. Основной метод, понятный учащимся – это метод аналогии, поэтому деятельность учащегося по «проживанию» предложенной задачной ситуации строится на принципе сближения удобных для его восприятия моделей и моделей научных. Для учителя принципиально важным является разработка таких приемов реконструкции текста, которые способствовали осмыслению познавательной ситуации и самостоятельному открытию учащимися смысла предложенной задачи.
Актуальным становится описание наиболее продуктивных способов и приемов, освоив которые ученик получит интеллектуальный инструментарий для решения нестандартных задач. В основе всех приемов используется идея конструирования внутреннего ответа в любой графической форме, отличной от текстовой с целью осмысления той познавательной ситуации, которая излагается в тексте. В процессе развертывания этого ответа происходит уяснение, встраивание новой информации в индивидуальную картину мира ученика.
Курс проводится в первом полугодии 9 класса и рассчитан на 13 часов.
Целями изучения курса являются:
- стимулирование всех видов мышления: логического, образного;
- вооружение учащихся интеллектуальным инструментарием для решения большого числа предметных задач;
- формирования умения устанавливать связи между личностным опытом ученика и новым знанием;
- формирование умения кодировать информацию, выполнять преобразование из вербальной в наглядную, образную, символическую, графическую.
Задачи курса:
- Обобщить материал, изученный в курсе алгебры, систематизировать сведения об основных функциях;
- сформировать умение применять алгебраические методы в решении физических задач;
- Показать возможность применения метода графических образов в решении задач на движение;
- Расширить математический и физический кругозор;
Ожидаемыми результатами изучения курса являются:
- овладение основными мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение и др.;
- овладение умением формирования графического образа и умения получать информацию с помощью графического образа;
- формирования стойкого состояния успешности в решении задач с использованием графического образа;
- Овладеют умением представления информации с помощью различных знаковых систем: текста, формул, графиков, таблиц, рисунков, схем;
- Приобретение и развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
- понимание использования того или иного образа для выяснения физической сути явления, процесса, величины.
В соответствии с целями и задачами предлагается использовать при построении занятий курса разнообразные модельные средства:
- эвристические
рисунки, диаграммы, графические образы, схемы, графики, диалог ( для активизации мыслительной деятельности учащихся при обучении учащихся извлекать информацию (числовую, главную, полную)) - эмоциональные
создание ситуаций успеха, игровые ситуации, презентации - исследовательские
конструирование графического образа (с целью обучения учащихся организации оптимального взаимодействия речевых и образных компонентов мышления, умению строить графики и диаграммы, производить вычисления, делать выводы).
Содержание курса.
Введение. Функция - поворотный пункт в математике.(1 час)
История возникновения переменных величин. Роль Декарта в развитии алгебры.
Методы математического моделирования (2 часа)
Графический образ. Этапы построения графического образа. Процесс конструирования решения задачи. Решение задач физического содержания по технологии графических образов. Урок одной задачи.
Прямая и обратная пропорциональность. (4 часа).
Свойства, график функции. Примеры прямой и обратной пропорциональности из физики: работа постоянной силы; Второй закон Ньютона; вычисление количества теплоты, закон Бойля-Мариотта; закон Ома; формулы плотности и давления
Линейная функция. (2 часа)
Обобщение свойств линейной функции, построение графика, взаимное расположение графиков линейной функции. Практическое применение линейной функции в физике: графическое представление движения (графики, скорости, координаты, пути, ускорения)
Квадратичная функция. (2 часа)
Свойства, график, исследование квадратичной функции. Примеры применения квадратичной функции в физике: уравнение пути равномарно0переменного движения; падение шарика. Исследования Г.Галилея. Использование параболических поверхностей.
Заключительное занятие.(1 час).
Анкетирование. Защита творческого проекта. Презентации обучающихся.
Учебно-тематическое планирование
№ урока |
Тема |
Кол-во |
Виды совместной познавательной деятельности |
1 |
Вводное занятие. Входное тестирование |
1 |
Тестирование, мозговой штурм |
2 |
Функция - поворотный пункт в математике |
1 |
Лекция-диалог с электронным сопровождением |
3-4 |
Методы графического моделирования |
2 |
Лекция-практикум, групповая работа над проектами |
5-8 |
Прямая и обратная пропорциональности |
4 |
Реализация проекта |
9 |
Линейная функция |
1 |
Сообщения учащихся, проектная деятельность |
10 |
Применение линейной функции в физике |
1 |
Сообщения учащихся Обсуждение, презентация |
11 |
Квадратичная функция |
1 |
Работа в группах. Решение задач |
12 |
Примеры применения квадратичной функции в физике |
1 |
Диалог, сообщения учащихся, презентация |
13 |
Итоговое занятие |
1 |
Тестирование. Творческие работы. Обмен мнениями |
Литература.
- Л.Ф.Пичурин., За страницами учебника алгебры.-М., Просвещение, 1990.
- М.С.Атаманская, Технология графических образов6 Методический сборник.- Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.- 48 с.
- Учебники.
- А.В.Перышкин, Физика-9,М., Дрофа,2007.
- А.В.Перышкин, Физика-8,М., Дрофа,2004.
- Н.С.Пурышева, Физика-7,Дрофа,2008.
- Математика в школе,№5-2005.Графическое моделирование в задачах на движение.(стр.78)
- Приложение к газете 1 сентября «Математика», №14-2008, Интегрированный урок. Решаем задачи с физическим содержанием, З.Гамалиева, И.Ткачук.