Тема: Правописание безударных гласных в корне слова. Город, в котором мы живем.
Задачи урока:
- Учить пользоваться алгоритмом применения правила написания безударных гласных.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитывать у учащихся уважение к родному городу, чувство гордости за земляков.
Оборудование: иллюстрации с изображением города, карточки слов, плакат с эпиграфом, сигнальные веера с гласными буквами, карточки с алгоритмом.
Ход урока
1. Постановка цели и задач урока.
– Сегодня у нас не простой урок, а урок-путешествие по нашему любимому городу, в котором мы живем. Путешествовать будем заочно, а также закрепим знания по теме «Безударные гласные».
2. Минутка чистописания.
(Показ иллюстраций города).
– В среднем течении реки Томь просторно раскинулся город Кемерово. У каждого города своя родословная, свой неповторимый облик. Наш город не воин и не герой. Он молод и красив, своей молодостью и нашей любовью к нему. (По ходу беседы учитель вывешивает карточки слов)
молод
красив
зеленый
вырос
развивается
– Прочитайте слова.
– На какое правило встретилась орфограмма в этих словах?
– Как проверить безударную гласную? (работа по алгоритму)
Алгоритм:
- Поставить ударение
- Подчеркнуть безударную гласную
- Выделить корень
- Подобрать однокоренные слова
- Выбрать проверочное слово
– Устно подберите проверочные слова.
(На доске учитель записывает буквы о, а, е, и).
– Запишите гласные, которые в безударном положении в корне слова требуют проверки.
– Какой гласной не хватает? (я)
– Приведите примеры с безударной гласной -я- в корне.
(Мячи, пятачок, ряды, глядит).
– На второй строке запишите те гласные, которые в безударном положении не вызовут затруднений в написании слов. (Запись: у, э, ы, ю)
– В русском языке 10 гласных, а у нас написано 9. Какая буква отсутствует? (ё) Почему? (Это особенная гласная. Она всегда ударная. Гласной -ё- проверяют безударную гласную -е-).
– Приведите примеры. (Несу-нёс, везу-вёз)
3. Повторение ранее изученного материала.
– Замените одним словом.
а) дорога в городе, проложенная по берегу реки или водного канала,
б) территория, находящаяся у берега водоема,
в) маленький берег,
г) растительность у берега водоема,
д) охрана на реке, контролирующая порядок на берегу и в окрестностях.
(Запись в тетрадях).
Набережная, побережье, бережок, прибрежная, береговая.
– Как называются эти слова?
– Поставьте ударение, выделите безударную гласную,
– В какой части слова будем проверять безударную гласную?
Среди всех этих слов выделим слово набережная, т. к. именно там мы с вами сейчас окажемся. Мы находимся на берегу реки Томи.
– Что вы знаете о нашей реке?
Томь река с характером, река с трудной и богатой биографией, река с большими заслугами и важными проблемами. Самая большая и полноводная река Кемеровской области. Томь – утоляет жажду городов, источник гидроэнергии, место отдыха людей.
4. Составление предложения.
(Слова на доске.)
Вдоль, протянулась, набережной, река, красивая, Томь.
– Найдите слова с безударной гласной.
– Подчеркните орфограммы, устно подберите проверочные слова.
На набережную Томи выходит самая зеленая, яркая и ухоженная улица Весенняя.
Своими красочными газонами она делает настроение кемеровчан всегда праздничным. На улице Весенней есть просторная липовая аллея героев, заложенная в день 20-тилетия Победы.
5. А теперь выполним упражнение.
Вам понадобится внимание и память, умение быть сосредоточенными.
– Внимательно прочитайте на доске слова, постарайтесь их запомнить.
Томь |
|
|
р_ка |
шум |
|
|
в_да |
лес |
|
|
гр_бы |
дерево |
|
|
гр_чи |
Кедровый бор |
|
|
с_сна |
– Через полторы минуты я сотру вторые слова каждой пары, а вы, опираясь на первое слово, запишите в столбик по памяти вторые слова. Подберите к ним проверочные слова, напишите их, подчеркните орфограммы, выделите корень.
Проверка: дети по очереди комментируют с места, учитель на доске вставляет буквы и записывает проверочное слово.
Лицом сегодняшнего города является левобережье Томи. В центре города – площадь Советов. Гордостью кемеровчан является Советский проспект с его сверкающими по вечерам стеклянными витражами театров оперетты и драматического. Здесь сосредоточены все главные областные учреждения.
6. Творческая работа.
(На доске опорные слова.)
Ст_лица, Кемерово, Кузбасс, н_род, гор_д.
– Вставить пропущенные буквы.
– Какая орфограмма пропущена.
Правильно, безударная гласная в корне слова не проверяемая ударением. А подобраны эти слова по теме «Мой город»
(На доске панорама центра Кемерово, звучит музыка).
Совсем недавно мы отметили юбилей нашего города.
– Сколько лет нашему городу?
Кемерово еще молод. В мае 2009 года ему исполнилось 91 год. Это много или мало? История городов исчисляется веками и тысячелетиями. В жизни города 91 год – незначительный срок.
(На доске плакат).
Любимый город Кемерово
Так повторял бы без конца
Пока любовь в груди жива
И к сердцу тянутся сердца.
– Составьте сочинение в миниатюре по опорным словам.
7. Итог урока.
Сегодня Кемерово – административный, промышленный и культурный центр Кузбасса. Закончить урок хотелось бы стихотворением поэта
А. Косарь.
Здравствуй, город.
Мы нарисуем город словом:
И Томь- река войдет в строку,
И старенький трамплин в сосновом
Бору на правом берегу.В тайге, повитой синей дымкой
Где выше всадника трава,
Возник ты домиком- заимкой
За мелководной Искитимкой,
Что до сих пор еще жива.И там, где зазвучало слово,
Глядь – запестрел двух сел наряд.
На левом берегу – Щеглово,
На правом Кемерово в ряд.
8. Домашнее задание:
– Подобрать 10 слов с безударной гласной по теме «Город». Подчеркнуть орфограммы, подобрать проверочные слова.