Урок русского языка во 2-м классе по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Тема: Правописание безударных гласных в корне слова. Город, в котором мы живем.

Задачи урока:

  1. Учить пользоваться алгоритмом применения правила написания безударных гласных.
  2. Обогащать словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважение к родному городу, чувство гордости за земляков.

Оборудование: иллюстрации с изображением города, карточки слов, плакат с эпиграфом, сигнальные веера с гласными буквами, карточки с алгоритмом.

Ход урока

1. Постановка цели и задач урока.

– Сегодня у нас не простой урок, а урок-путешествие по нашему любимому городу, в котором мы живем. Путешествовать будем заочно, а также закрепим знания по теме «Безударные гласные».

2. Минутка чистописания.

(Показ иллюстраций города).

– В среднем течении реки Томь просторно раскинулся город Кемерово. У каждого города своя родословная, свой неповторимый облик. Наш город не воин и не герой. Он молод и красив, своей молодостью и нашей любовью к нему. (По ходу беседы учитель вывешивает карточки слов)

молод

красив

зеленый

вырос

развивается

– Прочитайте слова.

– На какое правило встретилась орфограмма в этих словах?

– Как проверить безударную гласную? (работа по алгоритму)

Алгоритм:

  1. Поставить ударение
  2. Подчеркнуть безударную гласную
  3. Выделить корень
  4. Подобрать однокоренные слова
  5. Выбрать проверочное слово

– Устно подберите проверочные слова.

(На доске учитель записывает буквы о, а, е, и).

– Запишите гласные, которые в безударном положении в корне слова требуют проверки.

– Какой гласной не хватает? (я)

– Приведите примеры с безударной гласной -я- в корне.

(Мячи, пятачок, ряды, глядит).

– На второй строке запишите те гласные, которые в безударном положении не вызовут затруднений в написании слов. (Запись: у, э, ы, ю)

– В русском языке 10 гласных, а у нас написано 9. Какая буква отсутствует? (ё) Почему? (Это особенная гласная. Она всегда ударная. Гласной -ё- проверяют безударную гласную -е-).

– Приведите примеры. (Несу-нёс, везу-вёз)

3. Повторение ранее изученного материала.

– Замените одним словом.

а) дорога в городе, проложенная по берегу реки или водного канала,

б) территория, находящаяся у берега водоема,

в) маленький берег,

г) растительность у берега водоема,

д) охрана на реке, контролирующая порядок на берегу и в окрестностях.

(Запись в тетрадях).

Набережная, побережье, бережок, прибрежная, береговая.

– Как называются эти слова?

– Поставьте ударение, выделите безударную гласную,

– В какой части слова будем проверять безударную гласную?

Среди всех этих слов выделим слово набережная, т. к. именно там мы с вами сейчас окажемся. Мы находимся на берегу реки Томи.

– Что вы знаете о нашей реке?

Томь река с характером, река с трудной и богатой биографией, река с большими заслугами и важными проблемами. Самая большая и полноводная река Кемеровской области. Томь – утоляет жажду городов, источник гидроэнергии, место отдыха людей.

4. Составление предложения.

(Слова на доске.)

Вдоль, протянулась, набережной, река, красивая, Томь.

– Найдите слова с безударной гласной.

– Подчеркните орфограммы, устно подберите проверочные слова.

На набережную Томи выходит самая зеленая, яркая и ухоженная улица Весенняя.

Своими красочными газонами она делает настроение кемеровчан всегда праздничным. На улице Весенней есть просторная липовая аллея героев, заложенная в день 20-тилетия Победы.

5. А теперь выполним упражнение.

Вам понадобится внимание и память, умение быть сосредоточенными.

– Внимательно прочитайте на доске слова, постарайтесь их запомнить.

Томь

 

 

р_ка

шум

 

 

в_да

лес

 

 

гр_бы

дерево

 

 

гр_чи

Кедровый бор

 

 

с_сна

– Через полторы минуты я сотру вторые слова каждой пары, а вы, опираясь на первое слово, запишите в столбик по памяти вторые слова. Подберите к ним проверочные слова, напишите их, подчеркните орфограммы, выделите корень.

Проверка: дети по очереди комментируют с места, учитель на доске вставляет буквы и записывает проверочное слово.

Лицом сегодняшнего города является левобережье Томи. В центре города – площадь Советов. Гордостью кемеровчан является Советский проспект с его сверкающими по вечерам стеклянными витражами театров оперетты и драматического. Здесь сосредоточены все главные областные учреждения.

6. Творческая работа.

(На доске опорные слова.)

Ст_лица, Кемерово, Кузбасс, н_род, гор_д.

– Вставить пропущенные буквы.

– Какая орфограмма пропущена.

Правильно, безударная гласная в корне слова не проверяемая ударением. А подобраны эти слова по теме «Мой город»

(На доске панорама центра Кемерово, звучит музыка).

Совсем недавно мы отметили юбилей нашего города.

– Сколько лет нашему городу?

Кемерово еще молод. В мае 2009 года ему исполнилось 91 год. Это много или мало? История городов исчисляется веками и тысячелетиями. В жизни города 91 год – незначительный срок.

(На доске плакат).

Любимый город Кемерово
Так повторял бы без конца
Пока любовь в груди жива
И к сердцу тянутся сердца.

– Составьте сочинение в миниатюре по опорным словам.

7. Итог урока.

Сегодня Кемерово – административный, промышленный и культурный центр Кузбасса. Закончить урок хотелось бы стихотворением поэта
А. Косарь.

Здравствуй, город.
Мы нарисуем город словом:
И Томь- река войдет в строку,
И старенький трамплин в сосновом
Бору на правом берегу.

В тайге, повитой синей дымкой
Где выше всадника трава,
Возник ты домиком- заимкой
За мелководной Искитимкой,
Что до сих пор еще жива.

И там, где зазвучало слово,
Глядь – запестрел двух сел наряд.
На левом берегу – Щеглово,
На правом Кемерово в ряд.

8. Домашнее задание:

– Подобрать 10 слов с безударной гласной по теме «Город». Подчеркнуть орфограммы, подобрать проверочные слова.