Презентации и печатные листы для оформления отчета на практических работах по органической химии

Разделы: Химия


В условиях современной школы, когда на обучение органической химии в общеобразовательных классах в учебном плане отводится 1 час в неделю (34 ч. в год), возникают сложности проведения химического эксперимента на уроках. В рамках одного урока необходимо обсудить с учениками цель эксперимента, ход проведения работы, вспомнить основные правила техники безопасности, оформить отчёт по проделанной работе, сделать выводы по данному эксперименту. Для более эффективного проведения практической работы, экономии времени на уроке я использую презентации на подготовительном этапе и перед оформлением учениками отчёта.

Непосредственно перед проведением эксперимента по презентации выясняем с учениками цель и ход работы, по рисунку определяем оборудование и реактивы, рассматриваем сборку прибора. Обговариваем основные правила техники безопасности при проведении данных опытов.  Во фронтальной беседе можно заранее спрогнозировать и тем самым обратить внимание ребят на признаки химических реакций данного опыта (слайд «Наблюдения»).

Далее учащимися выполняется экспериментальная часть практической работы.

После эксперимента по презентации в беседе подводим итог практической работы: рассматриваем слайды «Наблюдения», «Уравнения», «Выводы». После обсуждения результатов практической работы презентацию целесообразно выключить.

Затем школьники самостоятельно выполняют отчёт по проделанной работе в тетрадях для практических работ или непосредственно в отпечатанных листах (Приложение 1). Листы отчёта представляют собой таблицы, в которых столбцы соответствуют слайдам презентации. В графе «Выводы» записаны вопросы, ответы на которые предварительно обсуждаются с учащимися, их окончательная формулировка имеется в соответствующем слайде презентации. В целях экономии времени, ход работы не переписывается в тетради, готовые распечатанные рисунки установок (Приложение 2) выдаю ученикам (вклеиваются ребятами в отчёт, вещества школьники подписывают самостоятельно).

В зависимости от уровня подготовки учащихся учитель может демонстрировать или пропускать слайды с предполагаемыми наблюдениями и выводами по данному эксперименту.

В конце урока отчёты учениками сдаются учителю, за правильность и аккуратность их оформления выставляется оценка.

Ход мероприятия

Практическая работа «Качественное определение углерода и водорода в органических веществах»

Приложение 3

Слайд 1. Название работы, правила техники безопасности («горючие вещества»; «опасайтесь растрескивания стеклянной посуды»).

Слайд 2.  Рисунок прибора, вещества исходные (в желтых рамочках) и образовавшиеся (в розовых рамочках).

Слайд 3. Уравнения химических реакций (в розовых рамочках необязательны для написания в отчёте).

Слайд 4. Наблюдения.

Слайд 5. Выводы.

Практическая работа «Получение этилена и опыты с ним»

Приложение 4

Слайд 1. Название работы, правила техники безопасности («опасайтесь растрескивания стеклянной посуды»; «едкие вещества»; «прочая опасность»).

Слайд 2.  «Получение этилена и качественные реакции», «Горение этилена». Рисунки приборов, формулы веществ.

Слайд 3. Наблюдения.

Слайд 4. Уравнения химических реакций.

Слайд 5. Выводы.