Единица содержания: способ действия при выборе гласных е-и в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Цели урока:
- Образовательная: формирование умения в освоении и применении способа действия при выборе букв е-и в падежных окончаниях существительных.
- Развивающая: развитие мышления, культуры речи (грамотное обоснование выбора орфограммы, формирование умения изъясняться в научном стиле)
- Воспитательная: воспитание уважения друг к другу при работе в парах, группах, формирование умения слушать и слышать собеседника.
Тип урока: урок комплексного применения знания.
Структура:
- Подготовительный этап.
- Этап применения знаний.
- Контроль и самоконтроль.
- Итог на рефлексивной основе.
Ход урока
I. Подготовительный этап
Цель: актуализация имеющихся знаний для применения их на практике, мотивация на урок.
(Стратегия «мозгового штурма»)
Метод: репродуктивный.
Формы: фронтальная (игровой момент: «найди пятое лишнее»)
Набирайся знаний в учении, а храбрости – в сражении (пословица).
- Обратитесь к пословице. Назовите самостоятельные части речи.
- Найдите пятое лишнее среди них.
- В каком разделе науки о языке изучаются части речи?
- Доказать, что остальные четыре слова – имена существительные.
- Вспомним о грамматических категориях существительного.
Работа в группах (1-ая группа: рассказ о склонениях, 2-ая группа: рассказ о падежах)
- Для чего нам знания склонений и падежей существительных?
- Тема нашего урока: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Мы должны показать, как можем применять полученные знания на практике.
II. Этап применения знаний
Цель: обеспечение усвоения знаний и способо действия на уровне применения в изменённой ситуации.
Метод: продуктивный.
Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Содержание учебного материала:
1. Восстановление способа действия (работа в группах)
– Вспомним способ действия, которым мы пользуемся при выборе данной орфограммы.
Способ действия.
1) ставим существительное в н.ф.
2) смотрим, на что оканчивается:
Если не 2, 3, а 1 – определяем падеж:
Р. - -и
Д. - -е
П. - -е
2. Словарная работа. (Индивидуальная работа у доски)
Вытащить из проруб…, помогать подруг…, вершина ёлк…, опустился на парашют…, лечился в санатори…, песня о счасть…, изменение в расписани…, мечтать о професси… .
3. Объяснительный диктант. (Индивидуальная работа)
На обмане далеко не уедешь;
Без смелости не возьмёшь и крепости.
(После объяснения орфограмм работа по развитию речи:определение темы, основной мысли, подбор синонимов, антонимов).
III. Контроль и самоконтроль
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями, способом действия, обеспечение их коррекции.
Метод: репродуктивный.
Формы: индивидуализированная, индивидуальная, парная.
Содержание учебного материала:
1. Задание -«ловушка».
Записать существительные в два столбика:
-е |
|
|
-и |
запись в тетрад…, жил в Австри…, идти по площад…, плакат на здани…, свернуть с дорог… .
2. Тестовые задания (по вариантам):
Указать существительные с окончанием -е.
Отдыхать в деревн...
Рос у дорог...
Наблюдения на местност...
Говорить об успеваемост...
Просить о помощ...
Сверкают в ине...
В каком ряду у всех существительных окончание -и?
а) в детств..., в жизн..., в философии...;
б) в состоян…, в понимани…, в значени…;
в) в утверждении…, в возраст…, в строгост… .
3. Творческий диктант: из пар слов составить словосочетания, выделить падежные окончания существительных, обозначить условия выбора орфограммы.
Лекця – планетарий
Интерес – экспедиция
Заметка – герой
Воспоминание – событие
Путешествие – территория
Отдых – побережье
Разговор – дорога
IV. Рефлексия
- Над какой орфограммой работали?
- Какую цель ставили в начале урока?
- Достигли цели или нет?
- Какие сложности возникли?