Урок по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных"

Разделы: Русский язык


Единица содержания: способ действия при выборе гласных е-и в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Цели урока:

  1. Образовательная: формирование умения в освоении и применении способа действия при выборе букв е-и в падежных окончаниях существительных.
  2. Развивающая: развитие мышления, культуры речи (грамотное обоснование выбора орфограммы, формирование умения изъясняться в научном стиле)
  3. Воспитательная: воспитание уважения друг к другу при работе в парах, группах, формирование умения слушать и слышать собеседника.

Тип урока: урок комплексного применения знания.

Структура:

  1. Подготовительный этап.
  2. Этап применения знаний.
  3. Контроль и самоконтроль.
  4. Итог на рефлексивной основе.

Ход урока

I. Подготовительный этап

Цель: актуализация имеющихся знаний для применения их на практике, мотивация на урок.

(Стратегия «мозгового штурма»)

Метод: репродуктивный.

Формы: фронтальная (игровой момент: «найди пятое лишнее»)

Набирайся знаний в учении, а храбрости – в сражении (пословица).

  1. Обратитесь к пословице. Назовите самостоятельные части речи.
  2. Найдите пятое лишнее среди них.
  3. В каком разделе науки о языке изучаются части речи?
  4. Доказать, что остальные четыре слова – имена существительные.
  5. Вспомним о грамматических категориях существительного.

Работа в группах (1-ая группа: рассказ о склонениях, 2-ая группа: рассказ о падежах)

  1. Для чего нам знания склонений и падежей          существительных?
  2.  Тема нашего урока: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Мы должны показать, как можем применять полученные знания на практике.

II. Этап применения знаний

Цель: обеспечение усвоения знаний и способо действия на уровне применения в изменённой ситуации.

Метод: продуктивный.

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Содержание учебного материала:

1. Восстановление способа действия (работа в группах)

– Вспомним способ действия, которым мы пользуемся при выборе данной орфограммы.

Способ действия.

1) ставим существительное в н.ф.

2) смотрим, на что оканчивается:

Если не 2, 3, а 1 – определяем падеж:

Р. -  -и

Д. -  -е

П. -  -е

2. Словарная работа. (Индивидуальная работа у доски)

Вытащить из проруб…, помогать подруг…, вершина ёлк…, опустился на парашют…, лечился в санатори…, песня о счасть…, изменение в расписани…, мечтать о професси…  .

3. Объяснительный диктант. (Индивидуальная работа)

На обмане далеко не уедешь;

Без смелости не возьмёшь и крепости.

(После объяснения орфограмм работа по развитию речи:определение темы, основной мысли, подбор синонимов, антонимов).

III. Контроль и самоконтроль

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями, способом действия, обеспечение их коррекции.

Метод: репродуктивный.

Формы: индивидуализированная, индивидуальная, парная.

Содержание учебного материала:

1. Задание -«ловушка».

Записать существительные в два столбика:

 

 

запись в тетрад…, жил в Австри…,  идти по площад…, плакат на здани…, свернуть с дорог… .

2. Тестовые задания (по вариантам):

Указать существительные с окончанием -е.

Отдыхать в деревн...

Рос у дорог...

Наблюдения на местност...

Говорить об успеваемост...

Просить о помощ...

Сверкают в ине...

В каком ряду у всех существительных окончание -и?

а) в детств..., в жизн..., в философии...;

б) в состоян…, в понимани…, в значени…;

в) в утверждении…, в возраст…, в строгост…  .

3. Творческий диктант: из пар слов составить словосочетания, выделить падежные окончания существительных, обозначить условия выбора орфограммы.

Лекця – планетарий

Интерес – экспедиция

Заметка – герой

Воспоминание – событие

Путешествие – территория

Отдых – побережье

Разговор – дорога

IV. Рефлексия

- Над какой орфограммой работали?

- Какую цель ставили в начале урока?

- Достигли цели или нет?

- Какие сложности возникли?