Интегрированный урок (математика + информатика + астрономия) в 3-м классе

Разделы: Математика, Информатика, Начальная школа


Цель:

  • закрепить знания детей о нумерации чисел в пределах 1000
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать;
  • воспитывать умение работать в паре, группе, интерес к предмету через применение компьютерных технологий.
  • расширить представления детей о космосе.

Задачи

  • Обучающие: закреплять знания о 3-значных числах, умение записывать числа в пределах 1000, навыки счета в пределах 1000; углублять знания детей о космосе, космических полетах, планетах Солнечной системы.
  • Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать память, внимание, мышление, математическую речь, умение пользоваться математической терминологией, расширить представление об информатике.
  • Воспитательные: воспитывать гордость за свою страну, граждан России, уважительное отношение к партнерам; развивать умение работать за компьютером умение пользовать его в нужном направлении, ответственность, самостоятельность.

Используемые материалы:

  1. Компьютерный класс
  2. Microsoft Word
  3. Задание ЕГЭ
  4. Презентация (Приложение 1)

Ход урока

1. Учитель начальных классов

- Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Изучать математику
Компьютер поможет нам.

(Дети хором читают девиз)

2. Учитель начальных классов


Рисунок 1

- Чтоб работать быстро и ловко, нам нужна для ума тренировка.

Работа- игра в парах.

- Вспомнить математические правила, утверждения, начать его, а сосед должен закончить.


Рисунок 2

- Периметр – это …(сумма длин всех сторон)

- Прямая, у которой есть начало и  конец, называется… (отрезок)

- Если к значению разности прибавить вычитаемое, то получится…( уменьшаемое)

- В выражениях со скобками в первую очередь…(выполняется действие в скобках)

- Чтобы найти площадь надо …(длину умножить на ширину).

3. Учитель информатики


Рисунок 3

- Устный счёт (дети работают за компьютером)


Рисунок 4

(Логика, умножение)

Учитель информатики (работа над новым для детей понятием) (Слайд 3-5)

- С незапамятных времён человек искал ответ на вопрос: « Могу ли я достичь того же, чего достигли другие объекты природы? Смогу ли я научиться летать по воздуху как птицы, или плавать под водой, как рыбы?»

Сначала человек только мечтал об этом: он создавал сказки о волшебном ковре – самолёте, о подводных царствах, в которых живут люди. Затем человек начал наблюдать за растениями и животными, начал изучать их строение с тем, чтобы научиться делать то же, что уже создала сама природа. И в этом ему помогает наука – БИОНИКА.

БИОНИКА- наука, которая черпает идеи у природы и применяет их в технике. И.т.д. ???

Учитель начальных классов

Да, ребята, удивительная наука.

- А кто мне скажет, в этом месяце есть какие- то знаменитые даты? Где человек использовал технику изучить какую-то часть природы?

- (12 апреля день космонавтики, видеофрагмент «О Гагарине»)

- Кто первый полетел в космос? ( Юрий Гагарин)

- А зачем люди летают в космос? (изучают планеты, звёзды; изучают, как космос влияет на людей, растения, животных, наблюдают за Землёй)

- С этого памятного полёта 1961 года в космосе побывало 436 человек.
(Слайд 7)

Учитель информатики

Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.

(Дети работают за компьютером)


Рисунок 5


Рисунок 6

Запишите в таблицу: шесть тысяч; тридцать девять тысяч двести восемь; шестьсот пятнадцать тысяч семьсот шестьдесят пять; девятьсот восемь тысяч шестьсот двадцать.

Учитель начальных классов

- Какое это число? (3-значное)

- Что вы знаете о 3-значных числах? (они состоят из трёх разрядов: 1- единицы, 2- десятки, 3- сотни.) (Слайд 8)

- Что обозначает каждая цифра записи числа 436? (4 - количество сотен или единиц 3- разряда, 3-кол. дес. или ед. 2- разряда, 6- кол. един.  или единиц первого разряда.)

- Сколько всего  единиц в этом числе? (436)

- Сколько всего   десятков  в этом числе?(43)

- Сколько всего  сотен   в этом числе? (4)

(Что нового вы узнали для себя)

(Что в космосе побывало 436чел.)

- Сегодня мы тоже на один урок станем космонавтами и совершим воображаемое космическое путешествие.
(видеофрагмента «Хочу все знать»)

- Ну что, а вам хочется?

- Настоящие космонавты проходят большую предполетную подготовку: тренируются на специальных аппаратах, изучают множество наук, и, конечно, им очень необходима математика и информатика. Поэтому сейчас мы проверим ваши знания в математике и информатике.

- Итак, проверим, как будущие космонавты умеют быстро считать в уме, в космосе разное может случиться, возможно, придется быстро принимать решение и делать срочные вычисления.

- Назовите число, следующее за 999 (1000)

- Число предшествующее 2000?(1999)

- Наименьшее четырёхзначное число? (1000)

- Уменьши 485 на 35? (450)

- Чему равна половина 120? (60)

200х3 = 600, 300х3= 900,   800:4=200, 500х2=1000, 70х6=420, 40х8=320.

232.000-32.000=200.000, 170.000+20.000=190.000

80 х 100=8.000,  9х1.000=9.000

- Ракета за 3с пролетает 18 км.   Сколько километров она пролетит за 1 с? (6)

- В созвездии Большая Медведица 7 звезд, в созвездии Малая Медведица – столько же. Сколько всего звезд в двух созвездиях? (14)

- На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 2 кг? (12 кг)

Учитель информатики

(Дети за компьютером решают примеры)


Рисунок 7

На компьютере

87 – 75 =  (12)

100 : 25=   (4)

24 + 84 =   (108)

54 : 6    =   (9)

Учитель информатики

Ребята, давайте проверим.

На экране появляются. Примеры с ответами. дети сверяют свои ответы.

(Слайд 10 с цифрами)

Учитель начальных классов

- Что вам напоминают эти числа? (12 апреля, 108 минут Гагарин был в космосе, 9 планет в Солнечной системе).

- Ребята, Какую форму имеют планеты в космосе? (шарообразную).

- А какую форму имеют бумажные изображения планет? (круглую).

(Слайд 11)

Учитель информатики

- Изобразите планету на компьютере.

- Чем отличаются планеты и их изображения? (настоящие планеты шарообразные, объемные, а изображения планет круглые, плоские).

- Какая планета самая маленькая? (Плутон)

- А какая планета самая большая? (Юпитер)

Учитель нач. кл. и уч. Информатики

(Дети работают за компьютером)


Рисунок 8

- А теперь я буду читать вам информацию о планетах, а вы слушайте и записывайте только числа, которые услышите:

  • 400 °С – температура на Меркурии днем.
  • 15 спутников имеет планета Уран
  • 16 спутников у планеты Юпитер
  • 300 лет наблюдают на Юпитере красное пятно, это гигантская газовая буря.
  • На глубине 100 км на Юпитере расположен океан из жидкого водорода.

- Кто знает, что такое водород? (предположения детей)

Водород - газ, который при определенной очень низкой температуре может становиться жидким, при соединении с кислородом образует воду.

У детей:

400, 15, 16, 300, 100.

(Дети записывают на компьютер)

(Один составляет примеры, другой решает)

За 2 минуты составить примеры

Учитель информатики

- А теперь составьте по 2 примера на сложения и вычитания, используя эти числа.

(Выборочно открывает на экране работы детей и проверяет.)


Рисунок 9

Варианты

400 + 300

300 + 100

400 – 300

400 + 15 + 16

400 + 15

300 + 15

300 - 100

400 – 300 – 100

400 + 16

300 + 16

400 – (16 – 15)

300 – 100 + 15 и т.п.

А теперь закройте глазки, и мы  отправимся в космос вместе с зайчиком.

Рассказ о планетах (Фильм «О планетах»)

- Чтобы Зайчика не обидеть мы должны помочь и не просто, а мы должны с вами показать, что мы  уже   готовимся    к сдаче ЕГЭ.


Рисунок 10

Понапрасну не болтай
Рассуждая  – убеждай
Здесь не нужен шум и гам -
Ты решай заданья сам 
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придет на помощь друг.


Рисунок 11

1. Сколько треугольников на рисунке?

(А) 3

(Б) 7

(В)  1

(Г) 5

(Д) 6

2. 300 · 3 + 200 +8=

(А) 1108

(Б) 808

(В) 908

(Г)  1100

(Д) 900

3. Задача 1.

В отряде космонавтов было 96 мужчины, а женщин в 4 раза меньше. Сколько всего людей в отряде космонавтов?

(А) 196

(Б) 120

(В)  100

(Г)  72

(Д)  24

4. Где «Заяц»

(А) В круге и в треугольнике, но не в квадрате

(Б) В круге и в квадрате, но не в треугольнике.

(В) В треугольнике и в квадрате, но не в круге.

(Г) Не в треугольнике и не в квадрате, но в круге.

(Д) Не в круге и не в треугольнике, но в квадрате.

5. Задумали число если его увеличить на 90, то  получится 150. Какое число задумали?

(А) 50

(Б) 30

(В) 100

(Г) 60

(Д) 80


Рисунок 12

6. Юрий Гагарин пробыл в космосе 108 минут.

Сколько это часов и минут?    (Слайд 17, 18)

(А)  2ч.

(Б)  1ч.

(Д) 2ч. 8 мин.

(В)  1ч. 48мин.

(Г) 48мин.

7. Найди правильное решение:

(А)  25дм   =     250см

609см <     90дм

3м    <       40 дм

(Б) 25дм  <      250см

609см    >  90дм

3м      >     40 дм

(В) 25дм   >     250см

609см  =   90дм

3м         =  40 дм

(Г)   25дм   <     250см

609см  =    90дм

3м       >    40 дм

(Д)  25дм    =    250см

609см    =  90дм

3м      =     40 дм

8. Произведение цифр двузначного числа не может равняться:

(А) 40

(Б) 36

(В) 20

(Г) 13

(Д) 12

9. На клеточной бумаге нарисовано число 930. Сколько маленьких квадратиков должно поменять цвет, что бы получилось число 806? 
(На компьютере)

(А) 5

(Б) 6

(В) 20

(Г) 8

(Д) 9

Физминутка для зрения

Под песню  «Трава у дома»

По щелчку появляется слайд, начинает играть музыка, дети представляют себя в невесомости, как будто ракета взлетела в космос. Потом дети следят глазами за ракетой на экране и планетами, которые как будто проплывают мимо в иллюминаторе.

 
Рисунок 13

(Слайд 12 с ракетой, которая двигается, дети глазами следят за ней.)

Задания повышенной сложности (разноуровневые)

10. У скольких трехзначных чисел сумма цифр равна 2.?

(А) 0

(Б) 1

(В) 2

(Г) 3

(Д) 4

11. На картинке справа изменили цвет каждой клеточки: белый - на красный, и наоборот. Что получилось?

(на компьютере)

12.Какую фигуру нельзя   составить из двух костяшек домино, изображённых справа?      (на компьютере)

13. В комнате сидят несколько кошек  и собак. Кошачьих  лап в комнате вдвое больше, чем собачьих носов. Тогда кошек в комнате

(А) вдвое больше, чем собак

(Б) столько же, сколько собак

(В) вдвое меньше, чем собак

(Г) в 4 раза меньше, чем собак

(Д) в 4 раза больше, чем собак

Учитель начальных классов и информатики


Рисунок 14

Ребята с заданиями вы справились хорошо, но пора нам возвращаться. Вы должны выполнить следующее задание правильно.

Выполните верно, вы прочтёте слово, которое поможет вам вернуться.

Учитель информатики

(Слайд «Вернуться на землю»)


Рисунок 15

Задание на логическое мышление

- Расположить числа 8 – 688 по возрастанию, определить закономерность (прибавляется по 60).

 У детей получается слово «Приземляемся».

По щелчку числа перемещаются и выставляются по порядку – проверка.

- Ну что же, мы возвращаемся на Землю. Осталось получить задание для работы на Земле.

После посадки врачи проверяют состояние космонавтов. Я тоже хочу узнать, как вы чувствуете себя после космического полета

- Покажите мне на рабочем столе  кружок, который  отражает ваше настроение сейчас. Каким цветом вы бы его отразили?


Рисунок 16

- А теперь покажите мне зеленый  кружок, если вам понравилось работать на уроке.


Рисунок 17

Дети высказывают свои мнения:

Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал……

Сегодня на уроке я научился….

Сегодня на уроке мне понравилось…

Новые знания мне пригодятся….

- Какие задания вам особенно понравилось выполнять, почему?

Учитель информатики

- А в каком задании было сложно?

( Слайд 14)

- А теперь оцените работу вашу цветами

- Если мы работали на «отлично»

- Если мы работали «хорошо»

- Мы старались, но у нас не всё получалось.


Рисунок 18

- Ну что же, надеюсь, что в следующий раз вы будете работать еще более слаженно и с такими друзьями не то, что в космосе, в любой трудной ситуации ничего не будет страшно.

(Слайд 16)

Д.задание

Исследовать слово Астрономия.

Составить задачи  на тему космос.

Сделать свою презентацию на космическую тему и принести на диске.

- Ну что же, Гагарин был в космосе 1 час 48 минут, а мы пробыли в космосе почти 35 минут. Кто может посчитать, на сколько больше пробыл Гагарин в космосе, чем мы? (на 73 минуты, или на 1 час 13 минут)


Рисунок 19


Рисунок 20

Присутствующие отзывались положительными отзывами.


Рисунок 21

Цели, поставленные на уроке, были достигнуты. Дети работали очень активно, с интересом выполняли задания.