Малая Родина…. У каждого человека она своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать всё! С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», социальной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.
Работая над методической темой «Формирование чувства любви к природе в процессе прогулок дошкольников», решаем через комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера:
1) Дать дошкольнику знания, умения, опыт, развивающие его интеллектуально, нравственно, эстетически, физически, на основе которых создается представление о том, что такое Родина;
2) Расширить познавательную сферу деятельности детей: развивать кругозор детей, обогащение знаний путем знакомства с главными достопримечательностями нашего города;
3) Обеспечить оздоровление и физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастной физиологией: способствовать пониманию того, что сильные, смелые, ловкие – лучшие защитники Родины в будущем.
Экскурсия – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.
- Природоведение экскурсии
- Социально-бытовые экскурсии
- Экологические экскурсии
- Экскурсии эстетического характера
В работе с детьми дошкольного возраста используем все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и сознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные), целевые прогулки, мини походы.
В основу разработки содержания ознакомления детей с родным краем посредством экскурсий, целевых прогулок опираемся на конкретные принципы: энциклопедичность (отбор знаний из разных областей действительности), уникальность места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края), интеграция знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира), единство содержания и методов, динамика преемственных связей (изменение социального опыта детей разного дошкольного возраста), тематичность материала.
Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у наших воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей.
Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы. Большинство наших воспитанников умеют рассуждать, рассказывать и описывать элементарные явления природы. Мы считаем, что развитие мышления и речи у детей дошкольного возраста идет как единый процесс.
Уже 4-5 летним детям стараюсь раскрыть смысл понятия «Родина». Разговор ведем природы родного края. Показываем малышам фотографии, иллюстрации, картины о природе местных художников. При этом обращаем внимание на создание ярких образов русского лета, зимушки – зимы, золотой осени, зеленого весеннего наряда, русской березки, солнечного одуванчика и т.д. Считаем, необходимым «влюбить» ребенка в родную природу.
Вспоминания о прогулках, экскурсиях, дети передают в рисунках, в подвижных играх, они с удовольствием «превращаются» в цветы, деревья, грибы, животных, птиц.
Так например, во время прогулки на огород детского сада, мы рассматривали посадку картофеля, ягод, любовались цветами на клумбах.
Затем с детьми читали стихи о цветах, овощах, деревьях, ягодах и т.д. Обязательно воспроизводим полученные впечатления в продуктивной деятельности: например, рисование «Ромашки на клумбе», «Урожай у нас не плох» (лепка овощей) и т.д. И как завершение работы по данной теме, провели «Праздник урожая».
Чтобы наши прогулки были интересными, мы часто отправляемся в «сказочное путешествие». Зимой нас на опушке встречает волшебный снежок, осенью –золотой листок, весной –весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире.
Нашим воспитанникам очень нравятся целевые прогулки. Хотя они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в разные времена года.
Постепенно границы наблюдений расширяем – участок детского сада, знакомая улица, озеро, поле и т.д. Сообщаем детям не только первые знания о природе, но даем пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: «Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали – им не хочется таять…»
Дети еще малы, поэтому все целевые прогулки сопровождаем играми, забавами, весельем (побегаем по шуршащим листьям; соберем шишки и сделаем из них веселых человечков и т.д.). Во время прогулок собираем природный материал и используем его для поделок: из шишек – ёжика или человечка, из веточек – змейку или птичку и др.
Огромную радость принесли целевые прогулки с детьми по нашему микрорайону по ул. Жемчужная. Гуляя по знакомым улицам, рассказываем, на какой улице стоит наш детский сад, общественных учреждениях, организациях нашего района (магазины, библиотека, школа и т.д.) Экскурсии дали живой отклик у дошколят, что Оксана, Лиза и Данил живут на этой улице. Посетили памятник выпускникам средней общеобразовательной школы № 4, погибшим в годы Великой отечественной войной. После экскурсии, беседы о защитниках Отечества обязательно рассматриваем иллюстрации о Великой Отечественной войне. Использование разных форм, методов работы с дошкольникам помогло малышам понять значение новых слов «памятник», «память».
Перед проведением экскурсий обязательно проводим предварительную беседу. Задавая вопросы: «Что это?», « Где растет?», «Как называется?», пытаемся определить круг детских знаний по определенной теме, как лучше построить экскурсию, целевую прогулку. Во время проведения данного мероприятия стараемся больше задавать детям вопросы репродуктивного, поискового, обучающего характера.
Каждая прогулка, экскурсия пополняет знания ребенка об окружающем мире. Так, например, прогулка «Что в лесу растет? Кто в лесу живет?» помогла познакомить детей с названиями трав, цветов, грибов, рассказать детям, что нельзя разрушать птичьи гнезда, муравейники и т.д.
Дети стали активнее участвовать в разговорах, проявлять активность, давать развернутые ответы, научились различать группы животных и растений, находить некоторые по внешнему виду. Постепенно меняем типы вопросов, увеличиваем их количество.
Итогом наблюдений за развитием познавательных интересов детей в процессе работы явилось создание системы деятельности, которая реализовалась в перспективном плане на год, определение тематики, объект, цели, в формировании системы познавательных вопросов и банка по «наглядному материалу».
Процесс познания происходит только когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы.
Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Это и аллея около сада, и березовая полянка, и живописная тропинка у озера «Имандра»… Всё это закладывает первые основы патриотизма.
К уроку прилагается презентация.