Цель программы: сформировать ЗУН изображения фигуры человека.
Характеристика группы:общее количество обучающихся – 15 человек; 100% успеваемость на «4» и «5» по итогам 1 – го семестра.
Характеристика темы и содержания урока
Тема урока: «Выполнение набросков тушью и углём».
Тема выбрана в связи с её актуальностью. В модели урока используются приёмы и методы современной дидактики. Данная тема является своеобразным связующим междисциплинарным звеном: стилизация, пласт, анатомия, моделирование и история искусств. Изучение предложенной темы даёт дополнительные навыки и, кроме того, несёт мотивационный характер.
Цель: создать условия для освоения техники исполнения краткосрочных зарисовок фигуры человека.
Задачи:
Р: - развивать умения технического исполнения набросков; развивать способность к образному мышлению и воображению; развивать глазомер, композиционное решение и стилизация образа.
В: - формировать ценностные представления обучающихся о человеке; эстетическое воспитание; художественный вкус; способность ценить произведения искусств.
О: - познакомить обучающихся с особенностями изображения краткосрочных зарисовок фигуры человека; научить использовать умения работы тушью и мягким материалом; научить анализировать передаваемый образ; сформировать умение обобщать, стилизовать и распределять свет и тень в наброске.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый методы; по способам организации и осуществления познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный.
Формы организации обучения: фронтальная и индивидуальная.
Форма урока: традиционная, интегрированный.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Средства обучения: диалог, живая натура, раздаточный материал, образцы работ студентов, меловая доска, музыка (на практическом этапе урока), карточки «Критерии оценки наброска» (самоанализ работ учащимися).
Модель урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент |
- Приветствие, фиксация отсутствующих; - Проверка подготовленности студентов к учебному занятию; - Организация внимания студентов. |
- Приветствие преподавателя; - Подготовка к занятию. |
Актуализация знаний |
- Выявление степени усвоения студентами заданного учебного материала (проверка домашнего задания «зарисовка конечностей человека с натуры»); - Определение затруднений и обнаружение причин невыполнения. |
- Студенты сдают преподавателю домашнее задание на проверку. |
Мотивация |
- Тема учебного занятия «Наброски и их виды» - Исходя из названия темы, вам предлагается несколько целей. Как вы считаете, какова цель данного учебного занятия? («Познакомиться с конструктивным построением фигуры человека»; «Познакомиться с основными техниками исполнения краткосрочных зарисовок фигуры человека»; «Научиться вышивать фигуру человека») - Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план его проведения. - На выполнение заданий вам будет отведено 20 минут, по 10 минут на одну постановку (технику). - Практическая значимость проведения данной темы (мотивация) - Длительный рисунок является основной формой обучения рисунку фигуры человека. Он вырабатывает умение видеть и анализировать сложную форму человеческого тела, чувство пропорции и тонального соотношения, умение подчинять детали целому. - Наброски могут служить вам вспомогательным материалом, например: для стилизации. Развить остроту зрения и умения выявить и зафиксировать на бумаге главное в пластике фигуры человека. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщённостью, так как цель его – дать общее представление о натуре. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но может быть и подготовительным наброском для картины. |
Студенты внимательно слушают вопрос преподавателя и отвечают на поставленный вопрос. - Цель занятия – познакомиться с изображением набросков в нескольких техниках. Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть данной темы. |
Усвоение новых знаний и способов действий |
- Основная идея изучаемого материала в словесной и иллюстративной формах (техники изображения набросков, 2 основных вида: тушь и мягкий материал – уголь). - При выполнении наброска необходимо помнить о композиции, размещении изображения на листе бумаги. Конструкция, пластическая анатомия, перспектива, пропорции, характер движения. Главным средством выражения в набросках и зарисовках является линия, контур. (Объяснение исполнения наброска тушью и углём, с показом). - Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта студента. |
- Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть нового материала и анализируют раздаточный материал. |
Первичное закрепление |
- Проверка преподавателем понимания обучающимися того, что является сущностью основного содержания (опрос). - Выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала. - Организация деятельности студентов, для выполнения заданий используя систему знаний, предусмотрено постепенное нарастание сложности задания. (Практическая часть урока выполняется под музыку (интегрированный урок). |
- Обучающиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы. - Студенты приступают к выполнению задания. |
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий |
- Организация активной деятельности всей группы в ходе проверки знаний пройденной темы (выставляются мольберты в ряд с работами). - Разъяснение подхода к оцениванию (из группы выбираются 2-3 человека которые будут проводить анализ работ по предложенным критериям (карточки). - Корректировка анализа и похвала. |
- Учащиеся выставляют свои мольберты с работами для самоанализа. Выявление «+» и «-» в работах своих сокурсников. |
Домашнее задание |
- Информация о домашнем задании. - Наброски фигуры человека в различных техниках исполнения в количестве 5 штук. |
- Обучающиеся запоминают или записывают домашнее задание. |
Подведение итогов занятия |
- Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о проделанной работе) |
- Снимают свои работы с мольбертов и сдают на проверку преподавателю, вместе с карточками самоанализа. |
Критерии оценки набросков
Критерии |
«+» |
«-» |
Компоновка на листе |
|
|
Пропорции |
|
|
Перспектива |
|
|
Характер движения |
|
|
Техника исполнения |
|
|
Итог |
|
|
_________________________Ф. И (студента, группа)