Открытый урок по спецрисунку

Разделы: МХК и ИЗО


Цель программы: сформировать ЗУН изображения фигуры человека.

Характеристика группы:общее количество обучающихся – 15 человек; 100% успеваемость на «4» и «5» по итогам 1 – го семестра.

Характеристика темы и содержания урока

Тема урока: «Выполнение набросков тушью и углём».

Тема выбрана в связи с её актуальностью. В модели урока используются приёмы и методы современной дидактики. Данная тема является своеобразным связующим междисциплинарным звеном: стилизация, пласт, анатомия, моделирование и история искусств. Изучение предложенной темы даёт дополнительные навыки и, кроме того, несёт мотивационный характер.

Цель: создать условия для освоения техники исполнения краткосрочных      зарисовок фигуры человека.

Задачи:

Р: - развивать умения технического исполнения набросков; развивать способность к образному мышлению и воображению;      развивать глазомер, композиционное решение и стилизация образа.

В: - формировать ценностные представления обучающихся о человеке; эстетическое воспитание; художественный вкус; способность ценить произведения искусств.

О: - познакомить обучающихся с особенностями изображения краткосрочных зарисовок фигуры человека; научить использовать умения работы тушью и мягким материалом; научить анализировать передаваемый образ; сформировать умение обобщать, стилизовать и распределять свет и тень в наброске.

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый методы; по способам организации и осуществления познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный.

Формы организации обучения: фронтальная и индивидуальная.

Форма урока: традиционная, интегрированный.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Средства обучения: диалог, живая натура, раздаточный материал, образцы работ студентов, меловая доска, музыка (на практическом этапе урока), карточки «Критерии оценки наброска» (самоанализ работ учащимися).

Модель урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- Проверка подготовленности студентов к учебному занятию;

- Организация внимания студентов.

- Приветствие преподавателя;

- Подготовка к занятию.

Актуализация знаний

- Выявление степени усвоения студентами заданного учебного материала (проверка домашнего задания «зарисовка конечностей человека с натуры»);

- Определение затруднений и обнаружение причин невыполнения.

- Студенты сдают преподавателю домашнее задание на проверку.

Мотивация

- Тема учебного занятия

«Наброски и их виды»

- Исходя из названия темы, вам предлагается несколько целей. Как вы считаете, какова  цель данного учебного занятия?

(«Познакомиться с конструктивным построением фигуры человека»;

«Познакомиться с основными техниками исполнения краткосрочных зарисовок фигуры человека»;

«Научиться вышивать фигуру человека»)

- Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план его проведения.

- На выполнение заданий вам будет отведено 20 минут, по 10 минут на одну постановку (технику).

- Практическая значимость проведения данной темы (мотивация)

- Длительный рисунок является основной формой обучения рисунку фигуры человека. Он вырабатывает умение видеть и анализировать сложную форму человеческого тела, чувство пропорции и тонального соотношения, умение подчинять детали целому.

- Наброски могут служить вам вспомогательным материалом, например: для стилизации. Развить остроту зрения и умения выявить и зафиксировать на бумаге главное в пластике фигуры человека. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщённостью, так как цель его – дать общее представление о натуре. Набросок часто имеет самостоятельное значение, но может быть и подготовительным наброском для картины.

Студенты внимательно слушают вопрос преподавателя и отвечают на поставленный вопрос.

- Цель занятия – познакомиться с изображением  набросков в нескольких техниках.

Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть данной темы.

Усвоение новых знаний и способов действий

- Основная идея изучаемого материала в словесной и иллюстративной формах (техники изображения набросков, 2 основных вида: тушь и мягкий материал – уголь).

- При выполнении наброска  необходимо помнить о композиции, размещении изображения на листе бумаги. Конструкция, пластическая анатомия, перспектива, пропорции, характер движения.

Главным средством выражения в набросках и зарисовках является линия, контур. (Объяснение исполнения наброска тушью и углём, с показом).

- Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта студента.

- Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть нового материала и анализируют раздаточный материал.

Первичное закрепление

- Проверка преподавателем понимания обучающимися того, что является сущностью основного содержания (опрос).

- Выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала.

- Организация деятельности студентов, для выполнения заданий используя систему знаний, предусмотрено постепенное нарастание сложности задания. (Практическая часть урока выполняется под музыку (интегрированный урок).

- Обучающиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы.

- Студенты приступают к выполнению задания.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

- Организация активной деятельности всей группы в ходе проверки знаний пройденной темы (выставляются мольберты в ряд с работами).

- Разъяснение подхода к оцениванию (из группы выбираются 2-3 человека которые будут проводить анализ работ по предложенным критериям (карточки).

- Корректировка анализа и похвала.

- Учащиеся выставляют свои мольберты с работами для самоанализа. Выявление «+» и «-» в работах своих сокурсников.

Домашнее задание

- Информация о домашнем задании.

- Наброски фигуры человека в различных техниках исполнения в количестве 5 штук.

- Обучающиеся запоминают или записывают домашнее задание.

Подведение итогов занятия

- Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о проделанной работе)

- Снимают свои работы с мольбертов и сдают на проверку преподавателю, вместе с карточками самоанализа.

Критерии оценки набросков

Критерии

«+»

«-»

Компоновка на листе

 

 

Пропорции

 

 

Перспектива

 

 

Характер движения

 

 

Техника исполнения

 

 

Итог

 

 

_________________________Ф. И (студента, группа)