Коррекционно-образовательные цели:
- Закрепить основные геометрические понятия (точка, линия, отрезок, луч, их взаиморасположение).
- Упражнять детей в определении на глаз самого длинного отрезка, самого короткого отрезка и равных отрезков.[3]
- Закрепить обратный счет от 20 до 1, знания о геометрических фигурах, различать плоские и объемные фигуры, учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам.[1]
- Совершенствовать навыки согласования числительных и существительных с прилагательными.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать внимание и логическое мышление.
- Развивать тактильные восприятия мелкой моторики пальцев руки.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитание самостоятельности, инициативности, доброжелательности, навыков сотрудничества.
Оборудование: магнитная доска, карандаш, логические блоки Дьенеша - демонстрационный материал, мешочек с плоскими и объемными фигурами, набор схем, призы-звездочки, предметы разной геометрической формы, два обруча, цветные карандаши, конверты с геометрическими фигурами, круг, тетради по геометрии.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по чудесной стране «Геометрия».[3] Предлагает лететь на ракете: «Кто хочет запустить ракету?»
Дети отвечают, сменяя друг друга 20,19,18,17,16,15,14,13,12,11,10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, пуск. Дети садятся на свои места.
2. Воспитатель говорит о том, что детей встречает карандаш, который нарисовал жителей страны « Геометрия».
Дети рассматривают изображения
Затем они называют жителей страны «Геометрия».
Воспитатель поощряет правильные ответы детей и предлагает рассмотреть новые карточки с изображениями карандаша
Воспитатель спрашивает детей: «Что вы видите на этих карточках?»
Дети находят точки пересечения.
3.Воспитатель предлагает детям продолжить путешествие по чудесной стране «Геометрия».
По указанию воспитателя дети выполняют задание в тетрадях по геометрии [5]на странице 21. Они обводят самый длинный отрезок желтым цветом, самый короткий - коричневым, а два одинаковых – зеленым.
Воспитатель проверяет работы детей, одобряет, обращает внимание на ошибки, если они есть.
4. Физминутка
Воспитатель предлагает игру на внимание «Найди свою фигуру».[2]
Дети делятся на две команды и выстраиваются друг за другом. На противоположной стороне напротив каждой команды лежат обручи с предметами разной геометрической формы. Одна команда приносит предметы квадратной формы, а другая – прямоугольной формы. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием. Игра повторяется, задание меняется. Одна команда приносит предметы круглой формы, а другая – треугольной формы.
5. Воспитатель обращает внимание детей на новое изображение карандаша.
Воспитатель задает вопросы:
- Что нарисовал карандаш?
- У какой фигуры все равные стороны?
- У какой фигуры три вершины?
- У какой фигуры нет вершин?
- У какой фигуры все углы равны?
Воспитатель говорит: «Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы».
6. Воспитатель предлагает детям игру «Логические блоки Дьенеша». [4]
Дети выполняют упражнения, цель которых освоение свойств фигур по цвету, форме, размеру.
Сначала дети читают предложенные воспитателем схемы по очереди, а затем соответственно находят среди геометрических фигур: красный большой круг, синий большой прямоугольник, желтый маленький треугольник, красный маленький квадрат.7. Воспитатель показывает детям «Чудесный мешочек» [2], приготовленный жителями страны «Геометрия».
Воспитатель предлагает детям выбрать в мешочке фигуру и определить на ощупь, какой она будет: плоской или объемной. За правильный ответ приз – звездочка.
8. Итог занятия.
Воспитатель говорит: «Путешествие в страну «Геометрия» окончено, мы возвращаемся в детский сад. Кто хочет запустить ракету?»
Дети отвечают, сменяя друг друга: 20,19,18,17,16,15,14,13,12,11,10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, пуск.
Воспитатель поздравляет детей с удачным приземлением.
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд. – М.: Мозаика-Синтез,2007.
2. В. П. Новикова. Математика в детском саду. 5-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
3. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. Путешествие по стране « Геометрия». – М., 1991.
4. Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. /Под ред. Б. Б. Финкельштейн. С.-П. ООО «Корвет», 2001.
5. Бурдина С. В. Тетрадь с заданиями для развития детей. Знакомимся с геометрией, часть 1. Киров, 2007.