Конспект занятия по математике "Путешествие по стране Геометрия"

Разделы: Работа с дошкольниками


Коррекционно-образовательные цели:

  • Закрепить основные геометрические понятия (точка, линия, отрезок, луч, их взаиморасположение).
  • Упражнять детей в определении на глаз самого длинного отрезка, самого короткого отрезка и равных отрезков.[3]
  • Закрепить обратный счет от 20 до 1, знания о геометрических фигурах, различать плоские и объемные фигуры, учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам.[1]
  • Совершенствовать навыки согласования числительных и существительных с прилагательными.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать внимание и логическое мышление.
  • Развивать тактильные восприятия мелкой моторики пальцев руки.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитание самостоятельности, инициативности, доброжелательности, навыков сотрудничества.

Оборудование: магнитная доска, карандаш, логические блоки Дьенеша - демонстрационный материал, мешочек с плоскими и объемными фигурами, набор схем, призы-звездочки, предметы разной геометрической формы, два обруча, цветные карандаши, конверты с геометрическими фигурами, круг, тетради по геометрии.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по чудесной стране «Геометрия».[3] Предлагает лететь на ракете: «Кто хочет запустить ракету?»

Дети отвечают, сменяя друг друга  20,19,18,17,16,15,14,13,12,11,10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, пуск. Дети садятся на свои места.

2. Воспитатель говорит о том, что детей встречает  карандаш, который нарисовал жителей страны « Геометрия».

Дети рассматривают изображения

Затем они называют жителей страны «Геометрия».

Воспитатель поощряет правильные ответы детей и предлагает рассмотреть новые карточки с изображениями  карандаша

Воспитатель спрашивает детей: «Что вы видите на этих карточках?»

Дети находят точки пересечения.

3.Воспитатель предлагает детям  продолжить путешествие по чудесной стране «Геометрия».

По указанию воспитателя дети выполняют задание в тетрадях по геометрии [5]на странице 21. Они обводят самый длинный отрезок  желтым цветом, самый короткий - коричневым, а два одинаковых – зеленым.

Воспитатель проверяет работы детей, одобряет, обращает внимание на ошибки, если они есть.

4. Физминутка

Воспитатель предлагает игру на внимание «Найди свою фигуру».[2]

Дети делятся на две команды и выстраиваются друг за другом. На противоположной стороне напротив каждой команды лежат обручи с предметами разной геометрической формы. Одна команда приносит предметы квадратной формы, а другая – прямоугольной формы. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием. Игра повторяется, задание меняется. Одна команда приносит предметы круглой формы, а другая – треугольной формы.

5. Воспитатель обращает внимание детей на новое изображение карандаша.

Воспитатель задает вопросы:

  • Что нарисовал карандаш?
  • У какой фигуры все равные стороны?
  • У какой фигуры три вершины?
  • У какой фигуры нет вершин?
  • У какой фигуры все углы равны?

Воспитатель говорит: «Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы».

6. Воспитатель предлагает детям игру  «Логические блоки Дьенеша». [4]

Дети выполняют упражнения, цель которых освоение свойств фигур по цвету, форме, размеру.

Сначала дети читают предложенные воспитателем схемы   по очереди, а затем соответственно находят среди геометрических фигур: красный большой круг, синий большой прямоугольник, желтый маленький треугольник, красный маленький квадрат.

7. Воспитатель показывает детям «Чудесный мешочек» [2], приготовленный жителями страны «Геометрия».

Воспитатель предлагает детям выбрать в мешочке фигуру и определить на ощупь, какой она будет: плоской или объемной. За правильный ответ приз – звездочка.

8. Итог занятия.

Воспитатель говорит: «Путешествие в страну «Геометрия» окончено, мы возвращаемся в детский сад. Кто хочет запустить ракету?»

Дети отвечают, сменяя друг друга: 20,19,18,17,16,15,14,13,12,11,10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, пуск.

Воспитатель поздравляет детей с удачным приземлением.

Литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд. – М.: Мозаика-Синтез,2007.

2. В. П. Новикова. Математика в детском саду. 5-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин. Путешествие по стране « Геометрия». – М., 1991.

4. Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. /Под ред. Б. Б. Финкельштейн. С.-П. ООО «Корвет», 2001.

5. Бурдина С. В. Тетрадь с заданиями для развития детей. Знакомимся с геометрией, часть 1. Киров, 2007.