В связи с тем, что в школах от обучающихся в наш век скоростей требуется грамотное и правильное предоставление информации по какой либо теме (выступление, доклад, сообщение с использованием мультимедийных средств обучения), то проект «Создание презентации в среде PowerPoint» направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагаются ознакомление участников с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такой проект требует продуманной структуры и возможности коррекции по ходу работы. Данная тема рассматривается в 9 классе.
Цели:
Образовательная:
- усвоить и закрепить основные возможности работы в среде MS PowerPoint;
- освоить этапы работы над проектом с использованием программной среды;
- учить детей самостоятельно оценивать результаты своей работы.
Практическая:
- обобщение учебного материала по данной теме.
Когнитивная:
- формирование познавательной активности учащихся;
- формирование умения участвовать в общении с несколькими собеседниками;
- расширение общего кругозора.
Креативная:
- использование в качестве средств передачи и приема информации;
- развитие творческих способностей личности.
Ценностная:
- воспитание культуры общения;
- воспитание потребности в практическом использовании данной среды в сфере учебной деятельности;
- воспитание уважения к деловому человеку.
Развивающая:
- развитие познавательных потребностей учащихся;
- развитие коммуникативных навыков;
- активизация навыков письма, улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся.
Оздоровительная:
- создание положительной психологической обстановки при проведении итогового контроля;
- повышение мотивации учения.
Объект труда: компьютерная презентация.
Методы: объяснение, демонстрация трудовых приемов, инструктаж, текущее наблюдение, самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, самоконтроль, итоговый контроль по теме.
Тип урока: проектное задание (урок усвоения новых знаний).
Материально-техническое оснащение урока:
- Компьютерная
презентация:
компьютерные презентации в MS PowerPoint (Приложение 1),
техника безопасности (Приложение 2);
метод проектов (Приложение 3). - ПК.
- Мультимедийный проектор.
- Раздаточный материал (папки с файлами для презентации, количество папок должно соответствовать количеству творческих групп на уроке).
- Инструкционная карта.
- Таблицы по ТБ.
- Оформление
доски: Тема урока. План урока (слайд).
- Вступительная беседа.
- Постановка учебной задачи.
- Повторение и закрепление полученных знаний на предыдущих уроках.
- Повторение правил техники безопасности.
- Новый материал с элементами изученного материала по теме. Разбор инструкционной карты.
- Выполнение практической работы.
- Проведение самоконтроля.
- Защита проекта.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Проверка готовности учащихся к уроку
- Здравствуйте дети! Начинаем наш урок. Проверим готовность к уроку: тетрадь, учебник, дневник, чертежно-письменные принадлежности.
2. Проверка отсутствующих на уроке
Есть ли сегодня у нас отсутствующие на уроке? Кто отсутствует на уроке?
3. Знакомство учителем учеников с планом урока
Познакомимся с планом урока (План урока оформлен на слайде).
II. Актуализация знаний учащихся
- Для чего предназначена программа MS PowerPoint? (Данная программа предназначена для наглядного представления информации при выступлении, рекламы, знакомства и т.д.)
- Что такое презентация? (Презентация - один из средств наглядного представления информации, сопровождающих выступление, доклад или знакомство с каким-либо объектом, является презентация. Презентация - это набор слайдов и спецэффектов, использующийся для показа на экране, раздаточный материал, а также конспект и план доклада. Под презентацией подразумевается именно передача, представление аудитории новых для нее идей, планов, разработок. Компьютерная презентация - это файл, в который собраны эти материалы.)
- Что такое слайд? (Слайд – это отдельный элемент презентации, имеющий логическую и содержательную ценность). (Приложение 1).
- Как запустить программу MS PowerPoint? (Существует несколько способов запуска программы: Пуск/Программы/MS PowerPoint или активизацией ярлыка на панели быстрого доступа, либо на рабочем столе.)
- Как пользоваться справочной системой MS PowerPoint? (В меню выбрать команды: Справка/ Справка MS PowerPoint F1 либо нажать приведенную здесь функциональную клавишу F1.)
- Как завершить работу с MS PowerPoint? (Чаще всего используют кнопку управления «закрыть» с предварительным сохранением разработанной презентацией, либо выполнив последовательность команд Файл/Выход.)
- Вспомним правила техники безопасности на уроке информатики (Приложение 2).
III. Теоретический материал урока
При разработке презентации необходимо четко продумать с одной стороны содержание, с другой стороны способы преподнесения информации на слайде. Презентация должна дополнять выступающего для конкретизации ключевой мысли и наглядного представления.
Сформулируем требования к презентациям:
1. Целесообразность используемых средств.
2. Содержание.
- качественная избирательность информации;
- соответствие особенностям аудитории и ситуации;
- информационная емкость;
- возможности структурирование.
3. Структура.
- допустимое количество слайдов за единицу предоставленного времени;
- расположение главной, второстепенной и косвенной информации на одном слайде.
4. Оформление.
- цифровая и шрифтовая согласованность;
- использование гиперссылок (при необходимости);
- единообразие слайдов презентации;
- уместное использование анимационных эффектов.
5.«Язык» (стилистика) слайда.
- преимущественное использование простых предложений с минимумом второстепенных членов;
- использование оригинальных авторских аббревиатур для часто повторяющихся сложных терминов.
- Презентация состоит из двух частей:
- содержательной;
- технологической.
Именно содержание определяет способы выбора цветовой гаммы, шрифта, способов структурирования и спецэффектов. При демонстрации презентации, где необходимо заострить внимание слушателей на информационном наполнении, недопустимо использование эффектов анимации. Необходимо помнить, что любые спецэффекты рассеивают внимание и достаточно сложно сконцентрировать внимание слушателей после того, как слова будут эффектно вылетать с разных сторон экрана.
IV. Ситуация успеха
- С чего мы всегда начинаем урок? (Мы начинаем урок с постановки учебной задачи.)
- Я предлагаю построить работу в группах. (Одна голова хорошо, а много лучше.)
- Вспомните, как надо работать в группе, чтобы работа прошла успешно. (Внимательно выслушать друг друга. Уважительно. Не мешать другим группам.)
Просмотрите правила работы в группе: (слайд).
- Мы нужны друг другу.
- Мы стараемся понять друг друга.
- Мы не говорим все сразу.
- Мы смотрим на говорящего человека.
- Мы не ссоримся, а доказываем свою точку зрения.
V. Инструктаж учащихся по выполнению практической работы
(Демонстрация компьютерной презентации и разбор пошагово создания презентации- (Приложение 3)).
Инструкционная карта |
|
«Создание презентации MS PowerPoint» |
|
1 шаг |
Открытие программы: - выполнить команду Пуск/Программы/ MS PowerPoint. |
2 шаг |
Оформление слайда: - выполнить команду Создание/Из шаблона оформления; - просмотреть предложенные шаблоны с использованием полосы прокрутки; - задать оформление одинарным щелчком по выбранному шаблону. |
3 шаг |
Наполнение первой страницы: - задать заголовок презентации; - задать подзаголовок презентации. |
4 шаг |
Создание нового слайда: - выполнить команду Вставка/Создать слайд. |
5 шаг |
Выбор разметки слайда: - выполнить команду Формат/Разметка слайда; - выбрать подходящие макеты для текста, либо макеты с графическими элементами, либо с совмещенными возможностями; - создать необходимое количество слайдов. |
6 шаг |
Сохранение программы: - выполнить команду Файл/Сохранить как…; - задать имя файла и нажать кнопку «Сохранить». |
7 шаг |
Использование эффектов: - выделить текст или рисунок; - выполнить команду Показ слайдов/Эффекты анимации; - выбрать в появившемся списке подходящие эффекты. |
8 шаг |
Просмотр презентации: - нажать кнопку Показ слайдов. |
9 шаг |
Редактирование презентации. |
VI. Физминутка
Чтоб прогнать усталость прочь,
Утомленье превозмочь -
На минутку мы прервёмся
И зарядкою займёмся.
Вращаем плавно головой,
Согласно стрелке часовой…
Остановились. В сторону другую
Вращаем головой по кругу.
Подняли плечи, опустили,
И раз, и два, и три- четыре…
Давайте глубоко вздохнём,
Кистями рук мы потрясём…
Разминку завершим прыжками,
Вернёмся вновь к уроку с вами.
VII. Выполнение практического задания
(Работа осуществляется в группах; обсуждение разработанных презентаций организуется в каждой группе, затем все учащиеся выступают со своей работой).
Создать презентацию на основе собственного проекта с использованием встроенных возможностей программы MS PowerPoint.
VIII. Итог урока
(Защита проекта)
- Ребята, а что сегодня на уроке вы делали?
- Какова была наша главная задача? (Сегодня на уроке мы создавали компьютерную презентацию).
- Давайте покажем ваши работы, чтобы все смогли посмотреть на ваш результат.
- Теперь каждая группа покажет свой результат.
(Дети выступают со своей презентацией согласно схеме выступления).
Схема выступления:
- Какую основную идею хотели высказать (выразить) в своей презентации.
- Какие средства были использованы в данной презентации.
- Что удалось сделать, а что бы вы хотели исправить в своей презентации.
IX. Самоконтроль
- Поднимите руки, у кого сегодня не было ни одной ошибки («лес рук»). Умники и умницы, поставьте себе «5» (отлично).
- У кого одна ошибка - поставьте себе «4» (хорошо).
- Других оценок у нас сегодня нет.
X. Домашнее задание
Создать компьютерную презентацию на свободную тему.
XI. Итоговая рефлексия
(Постановка учебной задачи.)
- Какая цель была поставлена на уроке? (Создание презентации).
- Достигли ли вы цели? (Да).
- Спасибо мне было приятно с вами работать. Надеюсь, вам тоже было приятно работать со мной и друг с другом.
- Урок окончен. До свидания! Спасибо всем за внимание друг к другу!