Цели:
- Продолжать работу над чистотой интонирования трудных мелодических оборотов.
- Учить ребят петь песню лёгким звуком в ритме вальса, передавая нежный, лирический характер. (Песня «Снежинки» муз. В.Шаинский, сл.А.Внукова)
- Совершенствовать навык чёткого и внятного произношения слов в выученных песнях («Пёстрый колпачок» муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьёвой; «Прекрасное далёко» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.)
- Развивать тембровый слух (звучание народных музыкальных инструментов), музыкальную память, музыкально-эстетический словарь.
- Расширять элементарное понятие о нотной записи, используя загадки и ребусы (нотный стан, скрипичный ключ, нота)
- Воспитывать мотивацию к уроку.
Тип урока: Урок повторения и закрепления.
Оборудование: магнитофон, диск «Оркестр народных инструментов», карточки-ребусы, музкроссворд, иллюстрации музыкальных инструментов.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Музыкальное приветствие.
2. Эмоциональный настрой.
Учитель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки.
- На пяти проводах отдыхает стая птах. (нотный стан, ноты)
- Вверху петля, внизу крючок, стою вначале нотных строк.
Отвечайте-ка, друзья, догадались вы, кто я? (скрипичный ключ)
Учитель: Правильно, а теперь прочитайте эти ребусы (раздаёт карточки-ребусы)
(Приложение №1) Ученики зачитывают ответы.
II. Ладотональная настройка
Певческие упражнения:
- звукоряд (вверх, вниз);
- пение по схеме (Приложение №2)
Упражнение «Контроль дыхания» (Приложение №3)
Скороговорка. (Приложение №4)
III. Пение
Песня «Снежинки» (Муз. В.Шаинский, сл.А.Внукова)
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разучивание песни «Снежинки» композитора В.Шаинского. Давайте вспомним характер песни? (напевный, лирический, вальсовый)
- петь мелодию припева и первого куплета лёгко и напевно, в ритме вальса;
- прослушивание второго куплета (в исполнении учителя)
Учитель: Какие слова вам не понятны? (объяснение значения этих слов учителем)
Разучивание 2 куплета по музыкальным фразам («музыкальное эхо»)
Индивидуальная работа с учащимися, поющими неточно.
Словарь:
- и в шутку и всерьёз
- скорее в гости приходи
Петь выученную песню хором, группой или индивидуально по желанию учащихся.
IV. Минутка отдыха
Игра «Колпак мой треугольный» (Приложение№5)
V. Повторение
Песня «Пёстрый колпачок» (Муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьёвой)
По небольшому музыкальному отрывку (припев) учащиеся вспоминают название песни, её характер (весёлый, шуточный, задорный).
Проговаривание слов песни по куплетам в ритме музыки (девочки, мальчики);
Словарь: латал, сине – красно – голубой – розово – зелёный
Петь всю песню от начала до конца хором, группой, индивидуально по желанию учащихся.
Песня «Прекрасное далёко» (Муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина)
По небольшому музыкальному отрывку (куплет) учащиеся вспоминают название песни, её характер ( напевный, нежный,душевный)
Проговаривание и пропевание трудных слов.
Словарь: голос утренний в серебряной росе, манящая дорога, от чистого истока, путь, в детстве карусель, в прекрасное далёко
Учитель напоминает ребятам о протяжном пении гласных и спокойном, но вместе с тем, относительно быстром произнесении согласных.
- поют первый куплет (стоя) девочки;
- поют второй куплет (стоя) мальчики;
- поют третий куплет (стоя) вместе.
- выбирают солистов на каждый куплет, поют песню от начала до конца.
VI.Слушание
Оркестр народных инструментов
Учитель: Как называют большую семью музыкальных инструментов? (оркестр)
Кто управляет оркестром? (дирижёр)
Учитель предлагает ребятам отгадать кроссворд, но не простой, а музыкальный.
Учащиеся слушают музыкальные загадки (звучание музыкального инструмента), заполняют кроссворд и узнают ключевое слово.
VII. Обобщение
1.Над разучиванием какой песни работали сегодня?
(«Снежинки» муз.В.Шаинского, сл.А.Внукова)
2.Какие ещё песни повторяли на уроке?
(«Пёстрый колпачок» муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьёвой, «Прекрасное далёко» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.)
3.Звучание каких музыкальных инструментов слушали на уроке? ( русских народных)
VIII. Итог урока
Выставление оценок, музыкальное прощание.