Цель урока:
- Способствовать усвоению темы «Проценты» на примерах решения задач
- Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала
- Привить детям навыки здорового образа жизни
План урока
Сегодня у нас необычный урок. Проведём мы его, обсуждая проблему для человечества – наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение. Вам была предложена анкета, где нужно было ответить на несколько вопросов:
1. Курят ли родители?
2. Курит брат или сестра?
3. Пробовал ли ты сам курить?
4. Куришь ли ты сейчас?
5. Тебе это нравится?
6. Кто является примером для подражания?
7. Тебе нравится, если девушка курит?
8. Хотел бы ты, чтобы твоя будущая жена курила?
9. Тебе нравится, если мальчик курит?
10. Хотела бы ты, чтобы твой муж курил?
В течение урока мы с вами посчитаем и выясним процентное соотношение ваших ответов.
Большинство учёных стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2-3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел.
Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно».А мы давайте подумаем – модно ли это?
А может стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?»
На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке, решая задачи на нахождение процентов, закрепив тему «Проценты».
Повторение изученного.
1. Прочитать число и представить его в виде процента
0,5; 1/2; 0,47; 3,01; 2/5; 1/25;3/4; 0,069
2. Следующий ряд чисел представить процент в виде дроби
63%; 3%; 25%; 8,3%; 127%; 70,7%;
Решить задачу: В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дёгтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет ½ никотина; табачного дёгтя в 7,5 раз больше, чем никотина, окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дёгтя, полоний 210 составляет 2/3 от количества окиси углерода (решить с краткой записью).
Сообщение ученика: Табачный дым содержит около 200 различных соединений: аммиак, сероводород, муравьиная кислота, масляная кислота и радиоактивный элемент полоний 210. Никотин – один из сильнейших растительных ядов, обладающих способностью накапливаться в организме. Он хорошо растворяется в воде, поэтому легко проникает через слизистые оболочки полости рта, носа, бронхов и желудка, вот почему пассивные курильщики получают свою дозу никотина. В организме никотин вызывает сужение сосудов, нарушение питания кислородом сердечной мышцы, образование тромбов и закупорку сосудов. Вредное действие угарного газа связано с его влиянием на гемоглобин в крови. В результате возникает стойкое кислородное голодание. Табачный дёготь – сильный канцероген, то есть вещество, вызывающее злокачественные опухоли органов дыхания. При сгорании 1 кг табака образуется в среднем 55г табачного дёгтя. Человек, который выкуривает ежедневно 10 сигарет, за год пропускает через себя 400г табачного дёгтя. Печальные изменения в организме всегда есть. И я призываю всех, кто ещё не курит, хорошенько подумать, прежде чем брать в рот сигарету.
Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от различных заболеваний. Например? (обсуждение) (лёгкие, сердце, печень, болезни ног)
Возникает вопрос: почему же всё-таки люди курят? (любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения»)
Когда же чаще всего начинают курить? Конечно же, в подростковом возрасте.
Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 300 мальчиков и 250 девочек. (один ученик у доски, остальные в тетради)
Был проведен опрос в нашей школе среди учащихся 8-11 классов. Выяснилось, что курящих 6 человек. Определите % курящих детей в нашей школе.
Почти половина учеников школы не задумывается о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах изо рта, ухудшается зрение, слух. Развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные – по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному?
Ну и как же вы думаете, нужно ли курить? Нужно ли придерживаться этой моды?
Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет(стоит ли начинать курить, если срок жизни укорочен).
Как вы думаете, кто является примером для подражания? (итоги анкетирования)
В первую очередь – взрослые и, конечно же, родители. Дети, рождённые в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны.
Сообщение ученика: Так почему же многие люди продолжают держаться за свою несносную привычку? И ещё ладно, если это дети, которым хочется выглядеть старше своих лет. А взрослые? Кого из них не спроси, почти каждый скажет, что с удовольствием бы бросил курить, но признаётся, что не может это сделать.
А так ли это на самом деле? Медики считают, что наше мнение на счёт неспособности победить дурную привычку абсолютно не обоснованно. Ведь если, не дай Бог, разовьётся инфаркт миокарда или рак лёгких, то человек мигом бросает курить. Значит, всё-таки может? Выходит, что ждал, когда гром грянет.
Научные исследования показали, что 70% курящих, при желании, могут с помощью волевого усилия, бросить курить, так как у них нет сильной физиологической потребности в табаке. А вот 5-10% застарелых курильщиков действительно нуждаются в помощи врачей. Как вы думаете, наши школьники, принимавшие участие в анкетировании, относятся к тем 70%, которые безболезненно могут оставить вредную привычку, или к 5-10% застарелых курильщиков? Ответ совершенно ясен… Так, что тут дело в характере, вернее в его силе.
По мнению медиков:
1) 1 сигарета сокращает жизнь на 15 минут
2) 1 пачка сигарет – на5 часов
3) Тот, кто курит 1 год, теряет 3 месяца жизни
4) Кто курит 4 года – теряет 1 год жизни
5) Кто курит 20 лет – 5 лет
6) Кто курит 40 лет – 10 лет
Давайте мы посчитаем средний вес новорожденного ребёнка, если родители курят.
Средний вес новорожденного ребенка 3кг300г. Если у ребёнка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125г, если курит мать – меньше на 300г. Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если:
а) курит папа
б) курит мама
Полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придётся расплачиваться за легкомыслие родителей.
Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Может быть, кто-то из вас приведёт доводы полезности?
Ежегодный прирост курящих в России составляет 3%. В 2008 году из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин – 40. Определите количество курящих на конец 2009года (по вариантам).
Подведение итогов
Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10м от дымящей сигареты.
Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах.
Всемирная Организация Здравоохранения выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящих на курение».
В мире, по данным ВОЗ, от курения ежегодно умирают 2,5-3 млн человек, или 1 человек каждые 10 сек. Люди умирают от своего безволия и невежества. Как же нам с вами поступить дальше? Один из ответов на этот вопрос предлагает доктор М.А Оганова, написавшая стихотворение «Кроха-сын и отец».
(Инсценировка стихотворения)
Кроха- сын пришёл к отцу,
И спросила кроха:
-Если я курить начну,
Это очень плохо?
Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.
И сказал отец тогда, глядя сыну в очи:
-Да, сынок, курить табак-
Это плохо очень.
Сын, услышав сей совет,
Снова вопрошает:
-Ты ведь куришь много лет
И не умираешь?
-Да, курю я много лет,
Отдыха не зная,
Я не ведал страшных бед-
А вся глава седая.
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает одышка.
Прошлым летом…
Иль забыл, что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило.
Целый месяц пробыл там,
Еле откачали.
Да, спасибо, докторам-
Умереть не дали.
Сердце, лёгкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За свое курение.
Никотин – опасный яд,
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.
А угарный газ СО
Попадает с дымом,
Он в крови вступить готов
В связь с гемоглобином.
Ведь курильщика всегда
Гипоксия мучит,
Под глазами синева
Почернее тучи.
-Ну и ну! – воскликнул сын.-
Как ты много знаешь:
Про смолу и никотин,
Гипоксию и гемоглобин,
А курить, однако ж, не бросаешь!
-Дорогой сыночек мой,
Я б тебе слукавил,
Но, признаюсь, лишь с тобой
Факты сопоставил.
Я бросал курить раз пять.
Может быть и боле,
Да беда – курю опять,
Не хватает воли.
-Нет, ты сильный, мой отец,
Волевой. И смело
Завершишь ты, наконец,
Начатое дело.
Я хочу, чтоб ты курить
Бросил эту гадость,
Некурящим начал жить
Всем родным на радость.
Знаю, что курить бросать -
Никогда не поздно.
Трудно снова не начать,
Трудно, но возможно.
Ты – мой папа. Я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
И семейный наш бюджет
Станет побогаче,
Купим мне велосипед,
Чтоб гонять на даче.
-Ну и кроха! Вот так сын!
Хитрован ужасный!
Все проблемы враз решил,
Ладно, я согласный.
Но условия скорей
Тоже выдвигаю:
Ты и пробовать не смей,
А я курить бросаю!
И решили впредь ещё
И отец и кроха:
-Будем делать хорошо
И не будем плохо!
Согласно инсценировке, которую вы посмотрели, отец с сыном приняли решение не курить. А какое решение примете вы?
Не пора ли и нам задуматься серьёзно над вопросом «Жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.
Домашнее задание
Определить, сколько % своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 12 рублей, ежемесячная зарплата 6000 рублей(в месяце 30 дней).
На этом все задания закончились, мы ответили на поставленные вопросы и решили задачи на определение процента и процентного соотношения. Осталось нам сделать вывод, который необходим каждому из нас: «Модно? Полезно? Стоит ли начинать? А все-таки – жить или курить?»
К уроку прилагается презентация.
Литература
1. Приложение к газете « Первое сентября» «Математика» 2000год
2. Журнал «Воспитание школьников» №8 – 2003 год, №7 – 2006 год.
3. Журнал «Здоровье»
4. Газета «Аргументы и факты»