Цели:
- Образовательная – познакомить учащихся с предметом описания в сочинении-миниатюре; организовать словарную работу на «зимнюю» тему; познакомить с картиной Тындинского художника Е.Рябова; описать изображенный на картине зимний пейзаж в форме сочинения-миниатюры;
- Развивающая – развитие логического мышления, памяти; нацелить учащихся на поиски описания природы в художественных произведениях; развитие умений видеть и сопоставлять художественные образы музыкальных и поэтических произведений; подготовить учащихся к самостоятельной работе.
- Воспитательная – воспитание внимания к изобразительным возможностям русского языка; на учебном материале урока воспитывать патриотические и эстетические качества в личности.
Оборудование:
- картина Е.Рябова «Амурский пейзаж», видеозапись П.И.Чайковского «Времена года», фотографии зимних этюдов.
- Дидактический и раздаточный материал: карточки-памятки для обучения описания, словарная работа (миниатюра, пейзаж), карточки с опорными словами по теме урока, четверостишия о природе или прозаические тексты (в том числе и приамурских поэтов и писателей).
Эпиграф урока:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна…
Н. Заболоцкий.
Ход урока
I. Оргмомент
Приветствие; определение задач урока (особое внимание обращается на создание необходимого настроения).
– Мы, ребята, вместе с вами сегодня рассмотрим картину и попробуем написать сочинение-миниатюру на зимнюю тематику. А для начала познакомимся со стихотворением нашей юкталинской поэтессы Третьяковой О.А. (Приложение 1).
– Как, по-вашему, ребята, о чем это стихотворение?
– А теперь посмотрите на картину и попробуйте сопоставить ее с прослушанным стихотворением.
II. Прослушивание видеозаписи П.И.Чайковского «Времена года. Февраль»
– Скажите, отражает ли содержание картины прослушанная вами музыка? Можно ли в ней увидеть то, что мы увидели в стихотворении и на картине?
– Каждый человек в определенный момент жизни испытывает различные чувства. Он может печалиться или радоваться, изумляться или огорчаться. Точно так же искусство (живопись, поэзия, музыка) может вызывать определенные чувства, волновать.
III. Беседа по картине Е.Рябова «Амурский пейзаж»
– А если мы с вами обратимся к нашей картине. Какое настроение она у вас вызывает? Глядя на картину, хочется грустить или радоваться?
– Не только поэты и композиторы, но и художники часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества.
– Вот и наш художник Е.Рябов во всех своих картинах с любовью изображает амурскую природу.
– Евгений Рябов родился в Крыму. На БАМе живет уже семнадцать лет. Работая водителем, проехал всю трассу от г.Тынды до г.Северобайкальска, поэтому изучил до мелочей природу нашего края.
Рисованием увлекался с детства, но художественного образования не имеет. Его картины выставляются в Тындинском музее, в салоне магазина «Ювелирный мир» и кинотеатра «Гилюй», а также в областном музее г.Благовещенска. Также пишет стихи, которые печатаются в «Амурском альманахе» и районных газетах.
– Скажите, ребята, к какому жанру живописи можно отнести эту картину?
– Что такое пейзаж? (Если затрудняются, на столах – подсказки). (Приложение 2).
– Какое время года изображено на картине?
– По каким приметам это можно увидеть?
– Какие тона, цвета, краски применил художник? Теплые или холодные?
– Какое время суток изобразил художник?
– Какими красками и оттенками художник изображает снег?
– Приглядитесь к снегу в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тени, звездами переливается.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
– Какое у вас чувство возникает после такого описания? Радостное или грустное?
– Да, в картине передано радостное чувство, чистота воздуха, прелесть снега, освещенного солнцем.
– Как обычно рассматривается картина? (передний план, задний план-фон).
– Что изображено на переднем плане? (Застывшая река, снег, покрытый коркой наста, глубокие сугробы, покрытые инеем коричневые деревья).
Цепями льдистыми покорный пруд окован.
И синим зеркалом сравнялся в берегах.
– А на заднем плане? (Покрытая снегом сопка).
Белым кружевом сопки покрыты,
Синь небес безупречно чиста.
Сплошная коричневая масса деревьев, которые уже едва различимы.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Или.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
IV. Организация словарной работы. Составление словаря
День –
Небо –
Снег –
Воздух -
– Итак, ребята, наша с вами задача – написать сочинение-миниатюру. А кто-нибудь знает, чем отличается обычное сочинение от сочинения-миниатюры?
– У вас есть подсказки. (Приложение 2).
– Раз мы с вами будем писать сочинение, хотя и в малой форме, мы должны вспомнить, из скольких частей оно состоит?
– Вид нашего сочинения – описание.
– Напомните мне, какой текст называется описанием? В случае затруднения у вас есть подсказки-памятки. (Приложение 2).
V. И вот мы с вами подошли к следующему этапу нашей работы – написанию сочинения-миниатюры. (4-6 предложений)
– Возможно, кто-то из вас сочинит стихотворение.
– Кто затрудняется, пользуется карточками с опорными словами. (Приложение 3).
VI. Подведение итогов
Заслушивание работ 1-2 учащихся. Редактирование.
Учащиеся зачитывают свои сочинения-миниатюры.
VII. Домашнее задание
1 группа – творческое задание, для тех, кто справился с работой: составить свой словарь на зимнюю тему, можно пользоваться строками из стихотворений (или написать этюд в газету).
2 группа – дописать и подобрать стихотворения поэтов или произведения писателей на зимнюю тему (5-6 предложений записать в тетрадь).
3 группа – пишут дома сочинения, воспользовавшись опорными словами.