Цель урока: развивать умения правильно писать слова с сочетаниями жи-ши.
Задачи:
- развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;
- продолжить работу над формированием умения правильно составлять предложения, восстанавливать деформированные предложения;
- формировать понятие дружба через русский народный фольклор.
- развивать познавательный интерес к природе.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Экран;
- Конверты с фигурами;
- Компьютер (презентация);
Ход урока
1. Организация класса на работу
Ребята, давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся!
За окошком снег
Кружится, ложится.
Будем мы работать,
Но не лениться.
II. Постановка темы и цели урока
Учитель. Открыли тетради, запишем число, классная работа.
Минута чистописания
На слайде №1 изображены насекомые.
Учитель. Кто изображён на картинке? С каких букв начинаются названия этих насекомых?
Пропишите эти буквы у себя в тетрадях?
Учитель. Дайте характеристику букве Ж.
Ответ ученика. Буква «же» обозначает один звук [ж], он согласный, шипящий, звонкий и всегда твёрдый.
Учитель. Дайте характеристику букве Ш.
Ответ ученика. Буква «ша» обозначает один звук [ш], он согласный, шипящий, звонкий и всегда твёрдый.
На слайде №2 гласные буквы.
Добавьте к согласным буквам Ж и Ш гласные и запишите получившиеся слоги.
Учитель. Почему нельзя составить слог с буквой Ы?
Какое правило мы знаем с буквами Ж и Ш?
Игра «Составь слова» (Слайд №3)
Запишем на доске и в тетрадях ,поставьте ударение и подчеркните орфограммы. А какое слово здесь может быть лишним? Почему?
Рассказываю об особенностях каждого предмета.
Актуализация знаний
Вы уже поняли, что мы сегодня будем тренироваться в написании орфограммы ЖИ-ШИ.
Слайд №4
Что записано?
Докажите , что это стихотворение.
Какие знакомые орфограммы вы заметили?
Сколько в стихотворение предложений?
Что такое предложение?
Лексическое значение слова ОТРАЖЕНИЕ.
Подчеркните грамматическую основу предложения № 2 ? Что это такое?
Проверка и анализ предложения.
Физминутка
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда.
Делай раз и делай два.
Имитируют движения: шаг вперёд одной ногой ,движения прямыми руками влево и вправо поворотами туловища.
Звукобуквенный анализ
Слайд № 5, загадка.
Докажите , что это ёжик.
Запишите отгадку и выполните звукобуквенный анализ этого слова.
Ответ ученика. В слове ёжик 4 буквы. Ё , Ж , И, К. и пять звуков [й о ж ы к ]
III. Закрепление изученного материала
Работа с учебником. А.В.Полякова «Русский язык» №162 стр.89.
Списать, разделяя чёрточкой слова на слоги. Подчеркивая буквы после Ж и Ш.
Работа с пословицами (Слайд № 6)
Составьте пословицы.
Назвать слова с изучаемой орфограммой
Объяснить смысл пословиц.
Учитель. О чем эти пословицы?
Ответ ученика. О дружбе.
Учитель. Как выдумаете, почему в фольклоре так много пословиц о дружбе?
Ответ ученика. Очень важно иметь в жизни много друзей, уметь самому быть хорошим, верным, надёжным другом.
Учитель. У вас на столе конвертик с фигурами. Выберите одну, которая больше подходит к символу дружбы. И напишите на нем имя своего друга. Слайд № 7
IV. Итог урока
Над какой темой сегодня работали на уроке?
Что повторяли?
Что же главное в дружбе?