Цель: расширение знания о родном крае, формирование экологических знаний детей.
Задачи:
- развивать кругозор и память учащихся;
- приобщение к национальным традициям и культуре коренных народов севера;
- привитие любви к природе;
Оборудование: карта ХМАО, раздаточный материал для учащихся, компьютерное сопровождение (Приложение 1).
Ход мероприятия
1. Вводная часть
- Когда-то на северной земле под названием Югра хозяевами были люди, которые имели национальность ханты и манси. Отсюда и название нашего округа - Ханты-Мансийский. Об этом мы говорим неслучайно, ведь наша встреча сегодня посвящена Дню рождению Ханты-Мансийского автономного округа, округа, где мы с вами живём. 10 декабря ему исполнилось 79 лет.
С Днём рождения,
Край мой милый!
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой.Песнь народа хантов, манси
И бескрайняя тайга.
Это милая сторонка,
Это Родина мояМашет мне рукой осина,
Улыбается Конда.
Слышу лепет лебединый-
Это милая ЮГРА.Ягод, зверя и богатства
Здесь у нас не сосчитать
Я люблю свой край мансийский
Жить здесь просто благодать!
Слайды 1- 11
II. Основная часть
Выходит Хозяйка тайги: Пасян олен! Мой лос па! (музыка хантыйская)
- Здравствуйте дорогие друзья! Я хозяйка тайги, берегу лес, животных, нашу землю. Знаем ли мы уголок России, в котором живём? Край, в котором мы растём? А земля эта носит благодатное имя Ханты-Мансийский автономный округ.
Давайте совершим маленькое путешествие в ХМАО, туда, где живут народы ханты и манси. Посетим стойбища: «Загадочное», «Таёжных секретов», « Юрту хантов и манси», А для этого запряжем три оленьи упряжки и отправимся на стойбища.
Но сначала, нужно задобрить сказочного героя Куль-отыра, царя оленей и оленеводов хантов и манси. Народ манси и ханты верили, что царь Культ-отыр приносит удачу. Давайте дружно для него споём запевку с волшебными движениями. Слова в ней сказочные, необычные, они обозначают только хвалебные слова.
Слайды 12-14
2 раза:
Куль-куль-отыр(2 раза)- руки хлопают по коленям.
Гули-гули(4 раза)- руки над головой.
Куль-отыр- руки хлопают по коленям.
Оленя (2 раза) – руки скрещивают над головой (показывают рожки оленя).
Гули-гули(4 раза)- руки над головой.
Куль-отыр- руки хлопают по коленям.
(Игроки произносят слова, соединяют их с движениями, постепенно темп убыстряется)
Хозяйка тайги: Вот теперь мы в пути, а помогут нам не сбиться с дороги ваш учитель.
Стойбище «Загадочное»
Учитель: В нашем крае люди издавна занимаются рыбалкой, даже детей хантов и манси с раннего детства приучают этому полезному делу. Ханты и манси люди очень честные, доверчивые, люди которые очень любят свой край. На рыбалке они обязательно задают загадки. Улыбаясь. А вы хотите пойти на рыбалку? (на доске натянута сеть, на которой прикреплены «рыбки» с загадками). От команд выходят ребята и отгадывают загадки (ловят рыбку). А затем читают названия рыб, которые водятся в наших реках.
Вот стайка рыбок замерла,
У мелочи одна наука, –
Сверкнув глазами, приплыла…
Скорее в тину! Это - … (щука).Под корягою лежит,
В летний жаркий полдень спит.
Любитель родников, глубин,
Изворотливый… (налим).Золотая чешуя, красны плавники,
Бабочек, кузнечиков кушает с тоски.
Разоделся словно князь
Хороша ты, рыба… (язь)!Краснопёр, полосат,
Гроза любой реки,
В страхе разбегаются от него мальки.
Ох, не любит котелок
Этот шустрый … (окунёк).Любит в тине он копаться
И личинками питаться,
Чмокать в ряске по ночам
И клевать по вечерам.
Нипочём рыбешке грязь,
А зовут его… (карась).Драчун и забияка,
Не знает страха,
Живёт в воде,
Носит иглы на спине. (Ерш)
Хозяйка тайги: Хороший улов, молодцы! А сейчас мы прибываем на стойбище «Таёжных секретов». Вы готовы отгадать мой первый секрет, что находится в чёрном ящике?
Игра «Черный ящик» (описание медведя)
Это животное, если станет на задние лапы, может достигать в высоту до двух метров, имеет вес до 400 кг, у него сильные когти, большие клыки, хороший тёплый мех. Зимой обычно ложится в спячку.
Медведь почитаем у народов ханты и манси. Его имя боялись даже вслух произносить, раньше его называли лесным человеком. В его честь организовывали праздник. Для его проведения изготавливали деревянные фигурки медведя, пели песни (достаёт из коробки деревянного медведя).
Сегодня и мы с вами можем окунутся в волшебство заклинаний народов ханты и манси: кто дотронется до этой волшебной фигурки и при этом загадает про себя желание, оно исполнится (играет музыка, подходит к детям, затем к учителю).
Учитель: Моё желание остаётся неизменным, хочу, чтобы наши дети больше знали и получать одни пятёрки.
Хозяйка тайги: Ваше желание частично уже исполнилось. А проверить вы можете прямо сейчас.
Отгадывание по картинкам названия растений края.
Слайд 15
Учитель: Лесные жители для народов хантов и манси кормилицы. Чем занимались ханты и манси, живущие в тайге? Рыболовство, собирательство ягод, орехов, съедобных корней. Конечно, это охота, тогда разгадайте, какие животные живут в нашем крае.
Разгадывание кроссворда «Животные нашего края» (слайд сопровождение)
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это? (зайчишка)Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там...
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это...(белочка)Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!(дятел)Кто средь птиц лесных "глухой",
А не подпустит ближе.
Кто красуется, как царь,
Брови - красно - рыжи (глухарь)Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (рысь)Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (лиса)Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга (олень)
Главное животное в стаде у хантов и манси-это олень.
Песенка «Оленя» с движениями
1 . У оленя дом большой,
Он глядит себе в окошко,
Зайка серенький бежит,
В дверь к нему стучит.Припев:
Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Зайка, зайка забегай,
Двери закрывай!1 . У оленя дом большой,
Он глядит себе в окошко,
Мышка серая бежит,
В дверь к нему стучит.Припев:
Тук-тук, дверь открой,
Там мороз холодный, злой,
Мышка, мышка забегай,
Лапки согревай!
III. Заключительная часть
Хозяйка тайги: Велика моя бескрайняя тайга, широки полноводные реки и в разных уголках моей Югры в разных городах живут и учатся такие же ребята как вы.
Учитель: Давайте сделаем последнюю остановку (обращаясь к хозяйке тайги) на стойбище «Юрта хантов и манси» и узнаем, какие же есть ещё города, кроме г. Ханты-Мансийска и г. Урая.
Перед вами карта нашего округа, на которой изображены города – соседи нашего города и их гербы. Мы с вами говорили, что герб-это символ города и на нём отображено самое главное, чем богат и чем знаменит город. Вам необходимо сложить недостающие части карты и познакомиться с новыми названиями городов. Задания записаны у вас на карточках. (На карту дети вклеивают гербы с названием городов, готовятся к ответу)
Хозяйка тайги: Спасибо всем за участие в конкурсной программе! А сейчас я говорю вам - ОСЕМАСОЛУМ, что в переводе означает до свидания (уходит)
IV. Рефлексия
Слайд 16
Итог (недосказанное предложение):
1. Я живу в городе…..(Урае)
2. Мой город находится в …..(Ханты-Мансийском Автономном) округе.
3. Самый главный город нашего округа - (Ханты-Мансийск)
4. В нашем округе добывают….(нефть, газ, древесину)
5. В округе проживают коренные народы - (ханты и манси)
6. В наших лесах обитают животные…(медведь, лиса, лось, олень, белка, дятел, глухарь)
7. В наших реках и озёрах водятся рыбы….(щука, ёрш, окунь), птицы .
8. Я знаю города Ханты-Мансийского Автономного округа….(г.Сургут, г. Югорск, г.Когалым, г.Урай и др.)
Вот видите, как много мы уже знаем, как много нам ещё предстоит узнать!
- Мы гордимся. Что живём в прекрасном богатом крае. Так давайте же поздравим друг друга с днём рождения Округ! Хором говорят.
(Играет музыка, и раздаются детям сладкие призы.)