Цель:
1. Привитие интереса к математике. Развитие логического мышления, интуиции, сообразительности, внимания.
2. Обобщение имеющихся знаний.
Оборудование: карточки с заданиями.
Участвующие: Судья, двое присяжных, две команды «Эврика» и «Эрудит». В каждой команде – капитан.
Ход урока
Организационный момент
Судья оценивает конкурсы.
Присяжные- ведущие.
Присяжный 1: Встать! Суд идет! На заседании суда будет рассмотрено дело № 1 6 класса по поводу воровства одной из команд математических знаний и укрывание их в черепные коробки.
Судья: В 6 классе в течение этого года были прослушаны темы: «Делимость чисел. Сложение, вычитание и умножение обыкновенных дробей». Задача суда – выявить команду, похитившую знания по этому предмету.
Присяжный 2: Для продолжения суда прошу определить название команд. На столе вы видите «математический цветок». На обратных сторонах лепестков написаны буквы, из которых вы должны составить название команд. На доске по 6 заданий для каждой команды. Ответ заданий вы находите на лепестках и составляете название команды.
Запишите в виде неправильной дроби:
а) 1(2/5) =7/5
б) 3(5/9) =32/9
в) 2(3/11) = 25/11
г) 8(11/15) = 131/15
д) 9(1/12) = 109/12
е) 4(3/7) = 31/7
а) 2(3/7) =17/7
б) 3 (4/9) =31/9
в) 1(7/9) = 16/9
г) 8(5/11) = 93/11
д) 9(2/9) = 83/9
е) 4(5/12) = 53/12
Устный счёт
Судья: Обвинительное слово предоставляется присяжному.
Присяжный 1: 10 ноября в 15 часов 10 минут 46 секунд была обнаружена пропажа чисел. Прошу оказать помощь суду в нахождении данных чисел.
Судья: Суд благодарит обе команды в оказании помощи по нахождению данных чисел. Команда «Эврика» заслужила ____ баллов, а команда «Эрудит» ____баллов.
Конкурс капитанов
Судья: Слово предоставляется обвиняемым. Вызываются капитаны команд. Обязуйтесь говорить правду и только правду. (Капитаны клянутся на учебнике математики)
Присяжный 2: На месте кражи были обнаружены листы с шифрованными рисунками, случайно оброненными преступниками. Ключ к шифру подобрать не удалось, поэтому суд постановил сделать это вам.
На рисунке под цифрой 1 показан вид фигуры спереди, а под цифрой 2 – вид сверху. Какая это фигура?
Судья: Ключ к шифру правильно подобрала команда ________________. Ей присуждается _____ баллов. Команде _______________________баллов.
Эстафета
Присяжный 2: Следствием установлено, что кража произошла в течение нескольких минут. И суд принял решение провести эксперимент для установления точного времени. Вам выдадут карточки с заданиями. Вы должны выполнить задания с минимальной затратой времени.
Решите уравнение:
а) 1/3 + 1/5= 8/15
б) 1/3-1/4=1/12
в) 2(1/9) + 1(1/3) = 3(4/9)
г) 2/3·3/4 =1/2
д) 2(1/4)·1(1/3) =9/4·4/3 =3
Судья: В результате эксперимента было выяснено, что команда ______________ затратила на выполнение задания ___ мин., правильно выполнила _____ заданий и ей присуждается _____ баллов, команда ___________ затратила ___ мин., правильно выполнила __________ заданий и ей присуждается _______ баллов.
Круговые задания
Присяжные: Из многочисленной судебной практики было установлено, что многие преступники возвращаются на место преступления. Так случилось и с данным происшествием. В числе других заданий были похищены круговые задания, которые при их выполнении приводят в исходящую точку. Поэтому, у суда имеются улики по данному делу. Суд предъявляет их вам (Команды выполняют).
1. Какое число делиться без остатка на любое целое число, отличное от нуля?
Ответ: 0
2. Найдите число, одна треть которого составляет 12.
Ответ: 36
3. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, е,сли встанет на обе ноги?
Ответ: 5 кг.
4. В семье у каждого из пяти братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье?
Ответ: 6
Судья: Суд установил, что данные улики являются не определенными доказательствами совершения кражи.
Занимательная задача (шутка)
Присяжный 1: Для предъявления обвинения не хватает одного факта. Перед каждым человеком стоят определенные задачи, которые он стремится выполнить. Следствием было обнаружена задача, которую поставил преступник перед свершением преступления.
Суд счел возможным предъявить ее для вашего рассмотрения.
(Задача- загадка для зрителей)
Четыре года Светику,
Он любит арифметику.
Светик радостную весть
Объявляет всем:
- Если к двум прибавить 6 – это будет семь!
Услыхав его слова, Митя стал считать:
- Нет, к шести прибавить два – Это будет пять!
Спор горячий начался, разделились голоса.
Тут как раз на счастье
Прибежала Настя
Настя знает правила: два к шести прибавила,
И скажи на милость-
Сколько получилось?
По какому правилу она ответила?
(Вместо 2+6, она взяла 6+2, применила перемести тельное свойство суммы).
Подведение итогов
Судья: По представленным уликам суд установил: что кражу совершила
Команда _________________, набрав __________ баллов,
Команда _________________ ,набравшая ________ баллов является ее соучастником.
Суд вынес приговор: обвиняемой команде выставить «5», а команде соучастников «5»
На этом заседание суда считаю закрытым.