Цель урока:
- образовательные: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, формировать умение отличать причастие от других частей речи;
- развивающие: развивать умение находить причастия в тексте, умение работать со вспомогательными таблицами, умение делать выводы;
- воспитательные: развивать умение коллективно работать, умение слушать друг друга.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык. Практика. 7кл» / С.Н. Пименова, А.П. Ефремова и др., индивидуальная папка-помощник, таблица «Суффиксы причастий», таблица «Части речи», таблички с ключевыми словами.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Переход к теме. Постановка цели.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление.
- Вывод.
- Итоги урока.
- Консультация по выполнению домашнего задания. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать части речи. Повторим признаки уже известных вам частей речи, затем познакомимся с новой частью речи – причастием. Внимание на доску. Записываем число и тему урока.
2. Проверка домашнего задания
На дом было задано упр. 20. Списать текст и над каждым словом расставить части речи. Учащиеся выполняли домашнее задание, используя индивидуальные «папки-помощники», в которых имеются вспомогательные таблицы-шпаргалки. Учащиеся использовали таблицу-шпаргалку «Части речи».
Такая же таблица проецируется на экран. (Приложение 1, слайд 1) Сначала повторяем по таблице части речи с вопросами, затем проверяем домашнее задание: ученики называют части речи из упр.20, используя таблицу.
3. Переход к теме. Постановка цели
Слово учителя. Ребята, посмотрите, последняя колонка «Причастие» у нас без вопроса. Значит, мы с вами должны сегодня узнать, на какие вопросы отвечает причастие, что обозначает, чем отличается оно от других частей речи, уметь находить причастие в тексте, а также самим образовывать причастия.
4. Объяснение нового материала
Слово учителя. Рассмотрите рисунок на стр. 19 учебника (слайд 2) Опишите окружающие предметы и действия мальчиков по образцу. (Образец на доске. Причастие выделено цветным мелом.)
Мальчик, который читает – читающий мальчик
Поставим вопрос к слову читает. (Что делает?)
- Какая это часть речи? (Глагол)
Поставим вопрос к слову читающий. (Какой? или Что делающий?)
Мальчик выполняет действие? (Да). Но в то же время слово читающий отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета.
Данное слово является причастием, так как оно обозначает и признак, и действие предмета.
Составим следующее словосочетание. На доске запись:
Мальчик, который играет – (учащиеся составляют самостоятельно) – играющий мальчик
Вывод делает учитель. Параллельно на доску крепятся таблички с ключевыми словами определения причастия.
Причастие |
Особая форма |
Признак предмета |
Какой? Что делающий? |
Составим следующее словосочетание. На доске запись:
Картина, которая висит на стене - (учащиеся составляют самостоятельно) – висящая картина.
Отвечают учащиеся. Находят причастие. Дают определение причастия, опираясь на таблички с ключевыми словами.
Карандаш, который лежит на столе – лежащий карандаш
Стакан, который стоит на столе – стоящий стакан
Физпауза
Возвращаемся к таблице «Части речи» (слайд 1).
Слово учителя. Итак, вспоминаем, что мы знаем о причастии?
Ученики вместе с учителем дают определение причастия, используя таблички с ключевыми словами.
Учитель напоминает, что причастие – это самостоятельная часть речи, поэтому в таблице «Части речи» стоит в первом столбике. Записываем вопросы причастия: учащиеся в свои таблицы в папках-помощниках, учитель печатает в таблице на экране.
5. Закрепление
Отрабатываем и закрепляем умение находить причастие в словосочетаниях и предложениях.
Учащиеся записывают словосочетания из упр. 39. Находят причастия и подчёркивают их волнистой линией, затем вместе с учителем устно заменяют причастия синонимичными словосочетаниями глагола со словом который. (Поющие птицы – вопрос какие? что делающие? - птицы, которые пели).
Делаем выводы:
- На какие вопросы отвечает причастие?
- Что обозначает причастие?
- Какая это часть речи: самостоятельная или служебная?
- Приведите пример причастия.
(Учащиеся отвечают на вопросы, используя таблички с ключевыми словами.)
Слово учителя. Причастие можно заменить синонимичными словосочетаниями глагола со словом который.
Отрабатываем и закрепляем умение образовывать причастия.
Учитель вновь обращает внимание на таблички с ключевыми словами.
Слово учителя. Причастие – это особая форма глагола.
- Как вы думаете, от какой части речи образуется причастие? (От глагола)
Слово учителя. Причастие образовывается от глагола при помощи суффиксов. На экране таблица «Суффиксы причастий». Подобная таблица есть в учебнике на стр. 19.
Учитель знакомит учащихся с таблицей.
Коллективное выполнение упр. 38. Ребята по очереди выполняют упражнение на доске по образцу, выделяют суффиксы причастий.
Выводы:
- От какой части речи образуется причастие?
- Перечислите суффиксы причастий. (Обращаемся к таблице «Суффиксы причастий»).
- Что такое причастие? (Обращаемся к табличкам с ключевыми словами).
- Каким синонимичным словосочетанием можно заменить причастие?
6. Выводы по уроку
Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами познакомились ещё с одной частью речи, узнали, что причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? что делающий? что сделавший? Причастие образовывается от глагола и имеет суффиксы: (перечислятся по таблице). Причастие можно заменить синонимичными словосочетаниями глагола со словом который.
7. Итоги урока
Консультация по выполнению домашнего задания. Домашнее задание.
Слово учителя. Дома вам нужно будет найти причастия в тексте упр. 37, подчеркнуть их волнистой линией, отметить суффиксы, используя таблицу в учебнике.
Первое предложение записывается в классе, коллективно выполняется задание.
(Учащиеся легко справятся с заданием, так как все причастия выделены жирным шрифтом).