Цели урока:
- учить выделять из растений дикорастущие и культурные растения Алтайского края;
- развивать кругозор учащихся и познавательные способности;
- воспитывать бережное отношение к природе, формировать у детей умения работать в коллективе.
Содержание урока.
1.Организационный момент.
- Психологический настрой на работу (Приложение 1)) (слайд №1 и №2).
(Улыбнитесь и пожелайте удачи друг другу).
- Чтение темы урока (слайд №3).
- Самооценка собственного уровня знаний по изучаемой теме по книжке “Мои знания” (“не знаю” , “знаю немного”, “многое знаю”).
– Считаете ли вы изучение этой темы важной для вас ? Почему?
Послушайте стихотворение и определите ,на какие вопросы мы должны будем дать ответы к концу урока?
Серьезные проблемы мы будем решать
Рассматривать, сравнивать и наблюдать.
На многие ответы найти нужно ответ
Знаете культурные растения Алтая, иль нет?
А дикорастущие ,что тут растут, какую пользу нам несут?
И правила , какие нужно знать
Чтоб Алтайскую природу охранять?
2. Повторение изученного материала.
Игра “Зоркий глаз”.
Послушайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы.
Учительница попросила Диму, Машу и Вову наклеить на рисунки растений Алтайского края. Дети выполнили работу так:
Дима наклеил деревья (Слайд № 4).
Маша наклеила кустарники(Слайд № 5).
Вова наклеил цветы (Слайд № 6).
Правильно ли они выполнили задание и почему?
А если разместить на один лист деревья, кустарники и травы ,то получится удивительно красивая картина Алтайской природы (Слайды №7 ,№ 8 ,№ 9).
(показ сопровождается \записью “Звуки леса”)
Беседа.
– Скажите, ребята ,а только ли красотой привлекает людей лес? Какую еще роль в жизни человека он играет?
– Говорят “Лес – бесценный дар природы”. Как вы это понимаете? Что значит дар? Почему “бесценный”?
Послушайте стих о лесе. Подумайте, могли бы вы сказать о лесе такие же слова? Почему?
Стихотворение С Никулина “Русский лес”. (Читает наизусть подготовленный ученик)
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит ,обогреет
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода – водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою
Как вечность ,лес шумит.
Работа по правилам.
– А какие правила мы должны знать ,чтобы этот бесценный дар природы сохранить?
На прошлом уроке вы работали в парах и изготовили знаки по правилам поведения в лесу. Представьте их ребятам.
(Представляют знаки, говорят правила под запись “Звуки леса”)
3. Новый материал.
Беседа.
Все растения ,о которых мы с вами сейчас говорили, растут в лесу Скажите а кто за ними ухаживает ? А как называются растения которые растут сами по себе?
Работа в тетради.
Отметьте дикорастущие растения. О каких еще растениях мы сегодня будем говорить? Где они растут?
Мы отправимся на экскурсию. Что необходимо взять с собою? Почему?
Свои наблюдения мы будем записывать в тетрадь. (Приложение 2)
(Слайд № 10). Поле.
Работа с гербарием Отгадываем загадки ,находим отгадки в гербарии, записываем в тетрадь результат.
– Что у них общего ,пронаблюдайте. Какой вывод можно сделать.?
Такие растения называют ЗЕРНОВЫЕ. Какую роль в жизни человека они играют?
Послушайте сообщение и ответьте на вопрос.
Сообщение о хлебе. (ученик)
– Что еще растет на поле? (все названные растения помещаются на контур карты Алтайского края)
– Как называются профессии людей, которые работают на поле?
– Наша экскурсия продолжается. Идем в огород.
(Слайд № 11). Огород..
А что растет в огороде? В Алтайском крае растут разные овощи.
Рассказ учителя.
В г. Барнауле есть опытное хозяйство, которое занято выведением новых сортов овощей, которые могут хорошо расти в наших условиях.
Работа с муляжами. Игра “Молчанка”.
Отгадывание загадок из тетради, нахождение отгадок среди муляжей, запись ответов в тетрадях. Какие еще растения растут в Алтайском крае? Такие растения называются Овощные.
(все названные растения помещаются на контур карты Алтайского края)
– Как называются профессии людей, которые работают в огороде?
Физкультминутка.
Продолжаем экскурсию.
(Слайд № 12). Сад
Рассказ учителя.
50-60 лет назад в Алтайском крае выращивание фруктов и ягод было не возможно. Они не выдерживали холодные зимы. Но благодаря ученому Михаилу Афанасьевичу Лисавенко появились такие сорта культурных растений ,которые можно вырастить в наших условиях. И теперь в наших садах можно увидеть разные плодовые и ягодные растения.
Самостоятельная работа.
Записать название растений ,добавит свои.
Такие растения называются плодовые.
(все названные растения помещаются на контур карты Алтайского края)
Проверка выполнения задания.
– Мы устали .Заглянем мы в цветник ,чтобы отдохнуть и полюбоваться цветами.
(Слайд № 13.№ 14 ,№ 15,). Цветник.
Для чего нужен цветник? Ответьте на мой вопрос, прослушав стихотворение.
На Земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Декоративные цветы можно дарить. Они украшают дома, улицы, Они поднимают настроение человеку , делают его добрее.
Давайте пройдемся медленно по саду
И “здравствуй” скажем ,каждому цветку
Наклонимся не для того, чтобы срезать,
А доброе лицо им показать.
Подведение итогов урока .
Итогом нашей работы стало составление новой карты “Культурные растения Алтайского края”.
Мы с вами жители замечательного края, а это значит ,что мы должны о нем знать очень многое ,а самое главное сберечь его.
(слайд №16)
Самооценка полученных знаний
(слайд №17)