Конспект урока экологии Алтайского края

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. учить выделять из растений дикорастущие и культурные растения Алтайского края;
  2. развивать кругозор учащихся и познавательные способности;
  3. воспитывать бережное отношение к природе, формировать у детей умения работать в коллективе.

Содержание урока.

1.Организационный момент.

(Улыбнитесь и пожелайте удачи друг другу).

  • Чтение темы урока (слайд №3).
  • Самооценка собственного уровня знаний по изучаемой теме по книжке “Мои знания” (“не знаю” , “знаю немного”, “многое знаю”).

– Считаете ли вы изучение этой темы важной для вас ? Почему?

Послушайте стихотворение и определите ,на какие вопросы мы должны будем дать ответы к концу урока?

Серьезные проблемы мы будем решать
Рассматривать, сравнивать и наблюдать.
На многие ответы найти нужно ответ
Знаете культурные растения Алтая, иль нет?
А дикорастущие ,что тут растут, какую пользу нам несут?
И правила , какие нужно знать
Чтоб Алтайскую природу охранять?

2. Повторение изученного материала.

Игра “Зоркий глаз”.

Послушайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы.

Учительница попросила Диму, Машу и Вову наклеить на рисунки растений Алтайского края. Дети выполнили работу так:

Дима наклеил деревья (Слайд № 4).

Маша наклеила кустарники(Слайд № 5).

Вова наклеил цветы (Слайд № 6).

Правильно ли они выполнили задание и почему?

А если разместить на один лист деревья, кустарники и травы ,то получится удивительно красивая картина Алтайской природы (Слайды №7 ,№ 8 ,№ 9).

(показ сопровождается \записью “Звуки леса”)

Беседа.

– Скажите, ребята ,а только ли красотой привлекает людей лес? Какую еще роль в жизни человека он играет?

– Говорят “Лес – бесценный дар природы”. Как вы это понимаете? Что значит дар? Почему “бесценный”?

Послушайте стих о лесе. Подумайте, могли бы вы сказать о лесе такие же слова? Почему?

Стихотворение С Никулина “Русский лес”. (Читает наизусть подготовленный ученик)

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит ,обогреет
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода – водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою
Как вечность ,лес шумит.

Работа по правилам.

– А какие правила мы должны знать ,чтобы этот бесценный дар природы сохранить?

На прошлом уроке вы работали в парах и изготовили знаки по правилам поведения в лесу. Представьте их ребятам.

(Представляют знаки, говорят правила под запись “Звуки леса”)

3. Новый материал.

Беседа.

Все растения ,о которых мы с вами сейчас говорили, растут в лесу Скажите а кто за ними ухаживает ? А как называются растения которые растут сами по себе?

Работа в тетради.

Отметьте дикорастущие растения. О каких еще растениях мы сегодня будем говорить? Где они растут?

Мы отправимся на экскурсию. Что необходимо взять с собою? Почему?

Свои наблюдения мы будем записывать в тетрадь. (Приложение 2)

(Слайд № 10). Поле.

Работа с гербарием Отгадываем загадки ,находим отгадки в гербарии, записываем в тетрадь результат.

– Что у них общего ,пронаблюдайте. Какой вывод можно сделать.?

Такие растения называют ЗЕРНОВЫЕ. Какую роль в жизни человека они играют?

Послушайте сообщение и ответьте на вопрос.

Сообщение о хлебе. (ученик)

– Что еще растет на поле? (все названные растения помещаются на контур карты Алтайского края)

– Как называются профессии людей, которые работают на поле?

– Наша экскурсия продолжается. Идем в огород.

(Слайд № 11). Огород..

А что растет в огороде? В Алтайском крае растут разные овощи.

Рассказ учителя.

В г. Барнауле есть опытное хозяйство, которое занято выведением новых сортов овощей, которые могут хорошо расти в наших условиях.

Работа с муляжами. Игра “Молчанка”.

Отгадывание загадок из тетради, нахождение отгадок среди муляжей, запись ответов в тетрадях. Какие еще растения растут в Алтайском крае? Такие растения называются Овощные.

(все названные растения помещаются на контур карты Алтайского края)

– Как называются профессии людей, которые работают в огороде?

Физкультминутка.

Продолжаем экскурсию.

(Слайд № 12). Сад

Рассказ учителя.

50-60 лет назад в Алтайском крае выращивание фруктов и ягод было не возможно. Они не выдерживали холодные зимы. Но благодаря ученому Михаилу Афанасьевичу Лисавенко появились такие сорта культурных растений ,которые можно вырастить в наших условиях. И теперь в наших садах можно увидеть разные плодовые и ягодные растения.

Самостоятельная работа.

Записать название растений ,добавит свои.

Такие растения называются плодовые.

(все названные растения помещаются на контур карты Алтайского края)

Проверка выполнения задания.

– Мы устали .Заглянем мы в цветник ,чтобы отдохнуть и полюбоваться цветами.

(Слайд № 13.№ 14 ,№ 15,). Цветник.

Для чего нужен цветник? Ответьте на мой вопрос, прослушав стихотворение.

На Земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Декоративные цветы можно дарить. Они украшают дома, улицы, Они поднимают настроение человеку , делают его добрее.

Давайте пройдемся медленно по саду
И “здравствуй” скажем ,каждому цветку
Наклонимся не для того, чтобы срезать,
А доброе лицо им показать.

Подведение итогов урока .

Итогом нашей работы стало составление новой карты “Культурные растения Алтайского края”.

Мы с вами жители замечательного края, а это значит ,что мы должны о нем знать очень многое ,а самое главное сберечь его.

(слайд №16)

Самооценка полученных знаний

(слайд №17)