Итоговый урок по истории в 9-м классе по теме "Гражданская война в России"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • систематизировать материал по теме;
  • в результате исследования источников сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа;
  • через рассмотрение таких проблем, как неизбежность и пределы революционного насилия, идеология и социальная психология “военного коммунизма”, крестьянство в гражданской войне, “белый” и “красный” террор и других, выяснить причины победы большевиков в гражданской войне;
  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения формулировать задачи (промежуточные), искать пути их решения;
  • понять, что трагедия гражданской войны учит нас в первую очередь от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа “осчастливить” народ.

Задачи:

  1. Учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и необходимости отхода от иделогизации в оценке причин и событий гражданской войны.
  2. Учащиеся должны обобщить свои знания о причинах гражданской войны и основных этапов; а в результате работы с картой представить общую картину боевых действий.
  3. Опираясь на источники, дополнительный материал учащиеся должны дать оценку красному и белому движению и террору.

Основные понятия: гражданская война, иностранная интервенция “белый террор”, “красный террор”.

Оборудование: карта “Гражданская война”, учебник, выставка книг, мультимедийная система, диски, компьютер, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные “неуловимые мстители” и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги.Однако гражданская война - это не столько фанфары побед, сколько трагедия народа, заключающаяся в самой постановке борющимися силами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть? Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побежденной, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”, обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ.

И вот сегодня, оглядываясь назад, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской? И как это не огорчительно, оказывается, не так много. История хранит еще немало “белых пятен”, малоизвестных страниц. Долгие годы отдельные темы гражданской войны были просто запретными. Документы, способные внести ясность в те или иные проблемы, находились “за семью замками” в различных спецархивах, спецфондах. Начатый процесс рассекречивания дает возможность историкам, опираясь на подлинные материалы, раскрывать малоизвестные страницы истории. Надеемся, что в недалеком будущем мы будем знать всю правду о событиях гражданской войны. То, что происходит в наши дни на территории бывшего Союза ССР, в какой-то степени напоминает трагический период начала гражданской войны в России. Сегодня мы все вроде бы считаем себя гуманистами и никто не хочет крови, а она льется, мы все за гражданский мир, а он рушится то там, то здесь... Выходит, и в наши дни,  непросто нащупать путь ненасильственной демократической эволюции, который учитывал и примирял бы интересы всего общества. Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать лишь тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше остального, как политического, так и национального. Трагедия гражданской войны 1918-1920 годов учит нас, в первую очередь, отказу от ненависти, от насилия и произвола как методов государственного строительства, всей организации жизни, как надежного способа “осчастливить” народ. Сегодня на уроке мы постараемся рассмотреть ряд вопросов и выяснить, почему в условиях экономической разрухи, международной изоляции Советская Россия победила в гражданской войне.

Учитель: Тема нашего урока “Гражданская война в России”.

Слайд 2. Цели урока

(Задачи урока определяются коллективно)

2. Основная часть

Слайд  3. Учитель: Вот как писала об этом М. Цветаева:

“Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка,
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошел, и пропасть пролегла
От правого до левого крыла”.

Посмотрите ребята, с какой болью и точностью описывает поэтесса Россию в годы гражданской войны.

2. Опрос.

Вопрос: Дать определение понятиям: “гражданская война”, “иностранная интервенция”.

Учитель: Для всего населения бывшей царской России встал вопрос: “Чью сторону принять?”. Этот выбор в нарастающей стихии гражданской войны был нелегким нравственным выбором, даже подвигом.

Вопрос: Дать характеристику разных слоев населения: которые поддержали Советскую Россию и тех кто выступил на стороне белого движения?

Вопрос: Назовите причины гражданской войны в России?

Слайд 4.

Вопрос: Расскажите и покажите по карте ход военных действий в период гражданской войны и иностранной интервенции.

Слайд 5.

Ленин считал, что армия должна быть заменена всеобщим вооружением народа. Но борьба с контрреволюцией заставила его пересмотреть свой подход. Декретами 15 и 29 января были созданы на добровольной основе Рабоче-крестьянская Красная Армия и Красный флот. Но в условиях затянувшейся войны, особо большого количества добровольцев не наблюдалось. Поэтому  была введена всеобщая воинская повинность. Это позволило к 1920 г.довести численность армии увеличить до 5 млн. человек.  Для подготовки командиров были организованы курсы, и в марте 1918 г.был издан декрет о привлечении в армию «буржуазных специалистов».Для контроля за ними были введены должности комиссаров. В сентябре 1918 г.сложилась единая структура управления армией. Во главе фронтов стоял реввоенсовет из командующего и 2 комиссаров. Они подчинялись Реввоенсовету республики во главе с Л.Троцким.

Слайд 6.  

На Дону атаман Каледин заявил о неподчинении большевикам. В декабре 1917 г.из офицеров здесь началось формирование Добровольческой армии. Ее возглавил ген. М. Алексеев. Участники движения, хотели возродить былую мощь империи и ставили задачу борьбы со всеми социалистическими партиями. Население благожелательно отнеслось к Советам. Каледин вынужден был застрелиться. Вскоре скончался Алексеев и его сменил генерал Л.Корни лов. Он погиб от шальной пули и главнокомандующим стал генерал А.Деникин. На Южном Урале сопротивление большевикам оказывал  атаман А. Дутов, а в Забайкалье атаман Г. Семенов.  Первые антибольшевистские выступления были стихийными и разрозненными.Но постепенно сложилось два центра борьбы: в Сибири, где преобладали зажиточные крестьяне недовольные деятельностью комбедов, и на юге с его казацким населением, привыкшим к вольнице.

Слайд 7.

 Вопрос: Что означает выражения «красный террор» и «белый террор»?

Итак, террор – это политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками. Царизм  практически лишил народ легальных способов за свои права. Вековая ненависть народа к угнетателям выливались в пугачевские методы борьбы. Террор был и реакцией со стороны свергнутых классов, ведь они были лишены гражданских и политических прав, запрещалась деятельность буржуазных партий, не могли издаваться буржуазные газеты. Красный террор был осознанной государственной политикой. Как известно, красный террор был оформлен специальными декретами в сентябре 1918 г., после покушений на лидера большевиков - Ленина. Но не надо забывать, что уже в декабре 1917 г. была создана ВЧК - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией спекуляцией и саботажем. В июне 1918 г. была восстановлена смертная казнь.

Красный террор был нацелен не только на подавление и запугивание реальных или потенциальных противников: предпринимателей, старого офицерства, священнослужителей, зажиточного крестьянства, интеллигенции, но и на "перевоспитание" трудящихся масс, поэтому утверждение, что красный террор есть ответ на террор белый, верно лишь отчасти.

Слайд 8 – 11.

Проверка домашнего задания  (Подготовить рассказ о лидерах красного и белого движения)

Слайд 12.

Вопрос: Дать понятие: иностранная интервенция

Гражданская война осложнялась иностранным вмешательством. В декабре 1917  г. Румыния заняла Бессарабию. Центральная Рада на Украине заключила сепаратный договор с Германией и пригласила ее войска на свою территорию. Турция вторглась в Закавказье, вскоре там появились и немцы. В к.1917 г. на Дальнем Востоке начали высаживаться американцы, японцы и англичане.6 марта 1918 г.английский десант высадился в Мурманске.

Антанта не признала Брестский мир.

Рефлексия

Слайд 13

Проверочная работа (тестовые задания)

Слайд 14.

Подведение итогов: назвать  основные этапы  гражданской войны.

Слайд 15.  Д

Дети делают выводы в соответствии с целями и задачами урока.