Цель: развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?; формировать умение пользоваться орфографическим словарём; воспитывать чувство коллективизма;
Оборудование: учебник «Русский язык»,автор А.В.Полякова, 2008 г., компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Office Power Point 97 - 2003, карточки, «Орфографический словарь» П.А.Грушников, 1997г.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Дан звонок, значит, нам пора начинать урок. (Слайд 1- чистый.)
II. Минутка чистописания. Запись на доске: о к п О т х
Учитель: Какая буква лишняя? Почему?
Кирилл: Я думаю, что лишняя буква «О». Потому что она заглавная, а остальные строчные.
Ангелина: Я хочу добавить. Буква «о» строчная тоже будет лишней, потому что их две: «О» заглавная и «о» строчная, а остальных букв по одной.
Учитель: Вы согласны с Кириллом и Ангелиной или есть у кого другое мнение?
Дети: Нет.
Учитель: Пропишите буквы О о всю строку. (Запись букв « О о».)
III. Словарно - орфографическая работа
Слайд 2.
Учитель: Что вы видите?
Нарек: Я вижу слова с пропущенными буквами.
Учитель: Какое задание можно предложить?
Ангелина: Вставить пропущенные буквы.
Учитель: Выполните предложенное Ангелиной задание устно.
Саша: Слово «мороз» я напишу с буквой «а».
Алина: А я напишу это слово с буквой «о».
Учитель: С кем из ребят вы согласны? (Дети начинают спорить.) Что же делать?
Лиза: Давайте подберём проверочное слово.
Ребята пробуют подобрать проверочное слово.
Лиза: Такого слова нет.
Учитель: Как быть?
Соня: Можно посмотреть в словарь.
Учитель: Найдите данные слова в орфографическом словаре. (По мере поиска слов и
называния пропущенных букв, на слайде в словах появляются пропущенные буквы).
Лёша: Я нашёл на странице 32 как пишется слово «мороз». Оно пишется с буквой «о».
Соня: А я нашла слово «лопата» на странице 29. Оно пишется с буквой «о».
Ангелина: На странице 38 слово «овчарка» пишется с буквой «о».
Влад: Я нашёл на странице 63 слово «сосед». Оно пишется с буквой «о».
Учитель: Ребята вы что-нибудь заметили?
Алина: Все эти слова пишутся с буквой «о».
Учитель: Что вы можете сказать про эти слова?
Соня: Все эти слова имена существительные.
Ангелина: Они все в единственном числе, потому что обозначают один предмет.
Влад: А ещё они отвечают на вопрос кто? и что?
Учитель: Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто?
Влад: Одушевлённые существительные.
Учитель: А как называются слова, отвечающие на вопрос что?
Саша: На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные.
Учитель: На какие группы можно разделить данные слова?
Антон: Я думаю, что можно разделить на существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Учитель: Назовите одушевлённые существительные.
Саша: Овчарка, сосед.
Учитель: Почему ты так решил?
Саша: Эти слова отвечают на вопрос кто? А на вопрос кто? отвечают имена существительные одушевлённые.
Учитель: Назовите неодушевлённые существительные.
Ксения: Мороз, лопата.
Учитель: Докажи, что это неодушевлённые существительные.
Ксения: Они отвечают на вопрос что?
Учитель: Запишите данные слова в тетрадях в два столбика, подчеркните орфограммы.
(Дети выполняют задание. Слайд меняется на чистый - слайд 3).
IV. Сообщение темы урока
Учитель: Назовите тему нашего урока.
Ангелина: Мы сегодня будем делить имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые.
V. Работа по теме урока
1. Образование однокоренных одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
Учитель: Образуйте от данных слов однокоренные имена существительные.
Слайд 4.
Дети образуют однокоренные существительные. Одновременно на слайде появляются данные слова.
Учитель: Что вы можете сказать про данные имена существительные? Пауза.
Вероника: Эти имена существительные единственного числа.
Учитель: А ещё?
Игорь: Там есть одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Учитель: Запишите данные существительные в две группы: в первую - одушевлённые, во вторую - неодушевлённые имена существительные.
Дети самостоятельно выполняют задание.
Учитель: Давайте проверим, как вы выполнили это задание. (Коллективная работа - проверка образованных существительных и их распределение по группам. После выполнения задания слайд меняется на чистый, слайд 5.).
VI. Физкультминутка
Учитель: А сейчас закройте глаза, и послушайте звуки природы. (Звучит звук дождя).
Учитель: Откройте глаза. Продолжаем работать.
VII. Продолжение работы по теме урока
2. Работа по учебнику. (Упражнение 220, с. 117.)
Учитель: Откройте учебник на странице 117, упражнение 220. Влад, прочитай задание. (Влад читает задание). Кому не понятно задание? Выполните упражнение самостоятельно. (Дети выполняют упражнение).
Учитель. Поменяйтесь тетрадями и проверьте выполненное задание у своего соседа. (Взаимопроверка).
3. Самостоятельная работа. Работа по карточкам «Найди слово»
(Б...лизна, богач, в...селъе, скука, карлик, злость, д..брота, б..дняк, ч..рнота, великан, мудрец, глупец)
Учитель: Соедините слова противоположные по смыслу. Вставьте пропущенные буквы.
Дети выполняют задание.
Учитель: Давайте проверим, какие буквы вы написали в словах с пропущенными буквами.
Ангелина: В слове белизна я написала букву е , потому что проверочное слово белый.
Вероника: Слово веселье я написала с буквой е, потому что проверочное слово весел.
Соня: В слове доброта я написала букву о, потому что проверочное слово добр.
Саша: В слове бедняк я написал букву е, потому что проверочное слово бедный.
Кирилл: Слово чёрный я написал с буквой о.
Учитель: Почему? Пауза. Ребята, проверьте, как это слово написано в орфографическом словаре. Дети работают со словарём.
Нарек: Я нашёл. Это слово пишется с буквой ё.
Учитель: А теперь проверьте, правильно ли вы соединили слова. (Самопроверка по слайду).
Слайд 6.
Учитель. Что вы можете сказать про данные слова?
Саша: Это антонимы.
Соня: Это все слова имена существительные.
Лиза: Здесь есть одушевлённые и неодушевлённые существительные.
Ангелина: Эти существительные единственного числа.
Учитель: Почему?
Ангелина: Они обозначают один предмет.
Юра: Тут есть существительные мужского рода, женского рода и среднего рода.
Учитель: Докажи.
Юра: Богач, карлик, бедняк, великан, мудрец, глупец - это имена существительные
мужского рода, потому что к ним можно подобрать слова он, мой. Веселье - среднего рода, потому что можно подобрать слово оно, моё. А слова скука, чернота, злость - женского рода, потому что к ним можно подобрать слова она, моя. (Слайд 7 - чистый).
VIII. Итог урока
Учитель: А теперь подведём итог. Что нового вы узнали ?
Саша: Я узнал, как пишутся слова ворона, сосед, мороз, овчарка.
Соня: А я научилась отличать существительные одушевлённые от неодушевлённых.
IX. Домашнее задание
Упражнение 222, с. 118.
Презентация к уроку - Приложение 1.