Форма урока: «Сказочное путешествие»
Цели:
- упражнять в умении производить арифметические действия при решении задач;
- развитие логических и математических способностей учащихся;
- воспитание чувства сострадания и уважения к окружающим.
Оборудование: интерактивная доска, игровое поле с изображением маршрута (плакат крепится на магнитной доске), фишки с флажками на магнитах, математические стихи, загадки, диск с детскими песнями,
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сели за партой правильно, спинки выровняли, мы отправляемся в путь (звучит музыка).
2. Вступительная беседа
Учитель: Каждый человек в своей жизни путешествовал. То ли на самолете, то ли на поезде, на корабле, лодке или просто пешком. Всех людей зовет в дорогу романтика, открытие чего-либо неизвестного. Я тоже очень люблю путешествовать. Мы отправляемся в сказочное путешествие. Но кто же нам поможет в трудную минуту? У нас есть хорошие друзья, помощники, с которыми не страшны ни бури, ни невзгоды и любая опасность будет не такой уж страшной, когда рядом с тобой настоящие друзья. Вы согласны отправиться в увлекательное путешествие?
Ученики: Да.
Учитель: Но прежде, чем отправиться куда-либо, обязательно нужна карта. У нас с вами есть такая - вот она (на доске появляется Карта - путешествия).
Дорога трудная, но не пешком же нам идти. На пути у нас и горы, и реки, и леса дремучие. И поскольку путешествие у нас сказочное, то полетим мы на ковре – самолете. Садитесь поудобнее и в путь!
3. Разминка перед путешествием. Устный счет
Учитель: Но чтобы мы с вами не заскучали в дороге, давайте немного разомнемся. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Горох.
Во времена царя Гороха
Под смех и шутки скомороха,
Царь на нос нацепив очки
Играл с царицею в стручки.
Ты, знаешь, как они играли?
Загадки с ходу разгадали.
А вам под силу разгадать эти загадки?
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведерке
И четыре пескаря.
Посчитай-ка улов.
У кого ответ готов?(9 рыбок)Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окошко,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4 окошка)Скоро десять лет Сереже,
Диме нет еще шести,
Дима все никак не может
До Сережи дорасти
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа? (на 4года)Кошка, кот и шесть котят
Ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек.
Восемь окон, сколько кошек? (8 кошек)Семь ежей мордашки чистят,
Пять катаются по листьям,
Три глядят из-под ветвей.
Сосчитай-ка всех ежей. (15 ежей)Двое шустрых поросят
Так замерзли, что дрожат.
Посчитайте и скажите:
Сколько валенок купить им? (16 поросят)
4. Основной этап. Путешествие по карте
Учитель: Молодцы ребята. Двигаемся дальше.
Но, что это, кто-то плачет. Ребята, что это за сказка? И что там случилось?
Ученики: Это Золушка. Ей дали много работы, чтобы она не попала на бал.
Учитель: Ей нужно помочь. Решаем задачу, чтобы Золушка не опоздала на бал (текст задачи выводится на интерактивную доску).
Задача. Мачеха заставила перебрать 3 маленьких чашки с пшеном и 4 чашки больших. Друзья Золушки помогли ей и перебрали 2 чашки с пшеном. Сколько чашек с пшеном ей осталось перебрать?
Решение:
1) 3+4=7 (ч.) – было.
2) 7-2=5(ч.) – осталось перебрать.
Ответ: 5 чашек с пшеном ей осталось перебрать.
Учитель: Золушка счастлива, она собирается на бал, а нам пора отправляться дальше.
На нашем пути болото, но что там происходит, кто-то кого-то догоняет. Ну-ка давайте посмотрим. Кто там? Что это за сказка? Что случилось?
Ученики: Это Дюймовочка.
Учитель: Ну что ж, нужно помочь этой маленькой девочке убежать от этих ужасных жаб.
По краткой записи составить и решить задачу (краткая запись задачи выводится на интерактивную доску).
Задача.
1-5 бабочек.
2-? бабочек.
Всего: 9
бабочек.
Решение:
9-5=4 (б.)
Ответ: 4 бабочки сидели на сирени.
Учитель: Дюймовочка спасена.
А на нашем пути удивительная столица, столица-Небылица. В ней живут всякие небылицы. А что такое небылица?
Ученики: Это то чего не бывает на самом деле.
Задача. Летели два крокодила. Одному было 5 лет, а другому 3 года. Какой крокодил старше?
Задача. Толя с Колей поспорили. Что Коля съест 5 баночек гуталина. Он съел только 3 баночки. Сколько ему осталось съесть баночек гуталина.
Задача. В специальный ящик можно уложить 68 куриных яиц. Но если уминать их ногами, то поместится в сто раз больше. Сколько уминаемых ногами яиц можно уложить в 3 коробки.
Учитель: Ну, достаточно веселиться, нужно продолжать путь. Куда это мы залетели. Здесь так темно, страшно, лес непроходимый. Что это за сказка.
Ученики: «Гуси-Лебеди».
Учитель: Что в этой сказке произошло.
Ученики: Гуси-Лебеди похители Иванушку.
Учитель: Аленушка отправилась его искать, нужно ей помочь, но для этого нужно решить задачу.
Задача. Аленушка подбежала к яблоньке и сорвала 3 яблочка и там осталось 8 яблок. Сколько всего яблок было? (текст задачи выводится на интерактивную доску).
Решение:
1) 3+8=11 (яб.)
Ответ: 11 яблок сорвала Аленушка.
Учитель: Какие мы с вами молодцы! Всем помогли. Но и наше сказочное путешествие близится к концу. Скоро и мы откроем волшебные ворота в царство « Математики». В этом царстве мы будем жить долго и счастливо. Но чтобы они открылись нужен пароль. Вот код (код выводится на интерактивную доску):
39(Д) 40(Б), 19(О),50(О),5(Р),24(П),51(Ж),24(О),21(Л),62(А),90(О),13(В),23(А),53(Т),14(Ь).
Примеры:
35+4=39(Д)
70-20=50(о)
43-3=40(б)
15-10=5(р)
13+6=19(о)
11+9=20(п)
17+7=24(о)
46+5=51(ж)
53+9=62(а)
16+5=21(л)
100-10=90(о)
3+10=13(в)
30-7=23(а)
50+3=53(т)
7+7=14(ь)
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! (высвечивается на интерактивной доске)
5. Итог урока
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Ворота открылись. И мы с вами попали в удивительную страну «Математика». Вы очень хорошо сегодня работали. Много решали, отгадывали загадки. Я желаю вам больших успехов в учебе. Учитесь, дерзайте, открывайте новое. В добрый путь!
6. Домашнее задание
С. 20 № 9,11 (на доске).