Тип урока: комбинированный урок.
Цели:
- Образовательная: сформировать представление у ребят о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков.
- Воспитательная: формировать гражданское мировоззрение, повышать активность и самостоятельность.
- Развивающая: развивать навыки устной и письменной речи; мышления, памяти, внимания.
Новые понятия: марафон, экспансия, стратег.
Оборудование: карта «Греко-персидские войны в 5-м веке до н.э.»; Иллюстрации по данной теме.
План урока
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей)
2. Проверка знаний учащихся.
3. Изучение новой темы.
4. Закрепление пройденного материала.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей).
2. Проверка знаний учащихся
А) Проверка выполнения задания предыдущего урока (фронтальная проверка).
1. Кто такой Милон? (борец)
2. Кто такой Полидам? (атлет)
3. Кто такой Феаген? (атлет)
4. Чем прославились эти люди? (Участием в Олимпийских играх).
Б) Самостоятельная работа в печатных рабочих тетрадях на закрепление пройденного материала по теме: «Олимпийские игры», задание №31 стр.23
Олимпийские игры проводились один раз в ________ года. Они устраивались в ____________________, расположенной в _______________________________________________________________.
Первые Олимпийские игры состоялись в ___________ году до н.э.
Пред играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе ____________ месяцев, а затеи еще ___________________ месяц продолжать тренировки поблизости от _______________________________.
Олимпийские игры продолжались ____________________ дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с _________________,
Затем атлеты состязались в ___________________________, ________________________, ____________________________.
Последним состязанпием в пятиборье была ___________________.
Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были ___________________________________________________________.
В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были __________________________________________________________.
(Оценка за домашнюю работу выставляется в совокупности с самостоятельной работой.)
3. Изучение новой темы
План
1. Причины и начало греко-персидских войн.
2. Марафонское сражение.
Изучение первого вопроса плана
Работа по карте:
А) Найдите на карте Персидское царство.
Б) Что вы можете сказать о размерах царства? (Ответ: владения персидского царства велики.)
В) Какие знакомые вам территории и области входили в состав царства? (Ответ: Македония, Фессалия, Фракия и п-ов Малая Азия)
Г) Найдите на карте Грецию.
Д) Сравните владения персов и греков. (Ответ: Владения греков были незначительны. Греция занимала только Балканский п-ов).
Объяснение учителя
Греко-персидские войны (500-449 гг. до н.э.) – войны между Персией и древнегреческими городами государствами, отстаивающими свою независимость.
После того как Малая Азия, Вавилон и Египет были завоеваны Киром 2 (основатель Персидской державы) и Камбизом, Дарий 1 старался не только укрепить доставшееся ему в наследство царство, но и продолжил экспансионистскую политику, т.е. политику захвата новых территорий.
(Термин «Экспансия- захват новых территорий» записывается в тетрадь).
На доске составляется опорный конспект:
Малая Азия /
Вавилон / Кир 2 и Камбиз
Египет /
В 514 г. до н.э. персы в походе против скифов овладели проливом Геллеспонт и, завоевав Хиос и Самос. Парализовали жизненно важную для прибрежных греческих городов торговлю.
На доске составляется опорный конспект:
514 г. |
против скифов |
Пролив Геллиспонт Хиос Самос |
Работа с классом
Задание 1. Ответить на вопрос: Каковы же были причины начавшихся Греко-персидских войн?
Задание 2. Прочитать 1-й раздел параграфа 34 и ответить на вопрос 1.
Задание 3. Записать в тетрадь:
Причины Греко-персидских войн:
1) захватническая политика персидских правителей;
2) стремление к установлению господства прессов на Эгейском море;
3) стремление греческих городов к независимости и восстановлению торговли в прежних объемах.
Задание 4. Ответить на вопрос: Почему только в двух греческих городах – государствах решили не подчиняться персам? (Ответ: Они не хотели терять независимость).
Физминутка
(Стоя около парты.)
Упражнение 1. И.п. – основная стойка. Медленно подняться на носки, руки вверх, прогнуться, вернуться в и.п.
Упражнение 2. И.п. – руки на поясе. Сделать три пружинистых наклона вперед. Доставая до пола руками; вернуться в и.п.
Упражнение 3. И.п. – основная стойка (спиной к сиденью).Сесть на сиденье, руки вперед; вернуться в и.п.
Изучение второго пункта плана
Марафонское сражение
Работа с учебником: чтение пункта 2 параграфа 34 вслух; разбор схемы на стр.156.
(Термин «Стратег- военачальник» записывается в тетрадь)
На доске составляется опорный конспект Марафонского сражения: (Приложение 1)
4. Закрепление пройденного материала
Беседа по вопросам с использованием всего опорного конспекта, составленного на уроке (Приложение 2).
1. Назовите временные рамки греко-персидских войн. (Ответ: 500-449 гг. до н.э.).
2. Каковы были причины греко-персидских войн? (Ответ: захватническая политика персидских правителей; стремление к установлению господства прессов на Эгейском море; стремление греческих городов к независимости и восстановлению торговли в прежних объемах).
3. Для кого эта война была захватнической, а для кого – освободительной? (Ответ: захватническая – для персов; освободительная – для греков).
4. Когда произошло Марафонское сражение и каков был итог битвы? (Ответ: 13 сентября 490 года до н.э.; персы бежали, греческие города были вдохновлены на сопротивление).
5. Подведение итогов
Учитель: И так мы разобрали причины Греко-персидских войн. Выяснили, что для греков война носила справедливый характер. Победа греков над персами в Марафонской битве показала, что они способны отстоять свою независимость. Своей победой афиняне вдохновили другие греческие города на сопротивление.
6. Домашнее задание
Параграф 34;ответить на вопросы после параграфа; нарисовать в тетради план Марафонской битвы.