Цели:
- познакомить учащихся с эпизодом из истории России;
- раскрыть смысл словосочетания «единство народов»;
- развивать речь, память;
- формировать чувства гражданственности и патриотизма
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка рисунков «С чего начинается Родина...», фрагменты для сюжетной аппликации «Кремль», русские сарафаны для выступающих, символы России (флаг, герб, звукозапись гимна), карточки с буквами г, е, р, б, г, и, м, н, ф, л, а, г; для учащихся: цветные карандаши, рисунок Кремля в конверте
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
ОРГМОМЕНТ
(Звучит вступление к песне «Голубой вагон»)
Учитель: Ребята, вы любите путешествовать? А на чём можно путешествовать?
Мы тоже сегодня отправимся в путешествие, но необычное. Посмотрите на контур данного рисунка, кто из вас догадался, что здесь изображено? (высказывания детей). Вот мы и отправимся добывать фрагменты данного рисунка, чтобы нам было до конца ясно, что перед нами? Для этого нам подойдёт особый вид транспорта, который бы мог перенести нас в далёкое прошлое нашей страны.
Это - МАШИНА ВРЕМЕНИ! (слайд с изображением МАШИНЫ ВРЕМЕНИ)
Приготовились к путешествию по истории нашей Родины. А что мы называем Родиной? (ответы)
Ученик 1:
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой.
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём.
Учитель: А для того, чтобы наша машина шла правильным курсом, а команда была дружной, нам нужно выбрать командира экипажа и его помощников.
Расположимся в наших космических креслах поудобнее, пристегнём невидимые ремни, закроем глаза, ПОЛЕТЕЛИ! (музыка)
ОСТАНОВКА 1
Внимание! Внимание! Мы приземлились в 17 веке, когда Россия называлась Русью.
Чтобы получить 1-ый фрагмент для нашего загадочного изображения на доске, нужно рассказать гостям и ребятам, откуда появилось название нашей страны РОССИЯ?
Ученик 2: В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.
Ученик 3: Русь- страна рек и озёр. Русь - светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.
Учитель: Молодцы. Вы получаете 1-ый фрагмент рисунка, (один из первоклассников располагает фрагмент на магнитной доске) ,
Вы можете получить ещё один фрагмент, если ответите на следующий вопрос:
- Как одним словом назвать народ, проживающий в стране России? (россияне)
Молодцы, вручаю вам 2-ой фрагмент рисунка и поздравляю вас, ведь вы на одной остановке заработали сразу 2 фрагмента!
Путешествие по Древней Руси продолжается, усаживаемся поудобнее, закрываем глазки, ПОЛЕТЕЛИ! (музыка.)
ОСТАНОВКА 2
Мы приземлились на лужайку рядом с берёзовой рощей (слайд). В те далёкие времена у детей не было детских площадок, каруселей , качелей. У них были другие игры и развлечения. Ребятишки и молодые люди любили водить хороводы.
(Выходят девочки в русских сарафанах)
Девочка: Хоровод – это старинная народная игра, когда люди идут по кругу с песнями и плясками. Посмотрите, как это выглядело
ХОРОВОД «А Я ПО ЛУГУ»
Учитель: Красивая русская народная песня, и ребята её дружно исполнили. Вручаю вам 3-й фрагмент рисунка.
Продолжаем путешествие по истории нашей Родины.
Закрываем глаза, летим (звучит муз.)
ОСТАНОВКА 3
Учитель: А это остановка с загадками. В этом ребусе вы найдёте название главного города на Руси в 17 веке: (слайд)
Ребус 1
МОСТ+ТЫКВА
МОСКВА
Молодцы! Вы получаете 4-ый фрагмент рисунка. Испокон веков русский народ называл Москву – матушкой. Когда с огнём и мечом на Русь надвигался враг, собирала Москва большое войско - шли к ней отовсюду отряды и полки. Разгадайте , где собирались защитники родной земли?
(слайд)
Ребус 2
КРЕМ + ЕЛЬ
КРЕМЛЬ
Молодцы!
Именно у Кремля собирались отряды и полки и уходили на битву за Русь. Вы получаете 5-ый фрагмент рисунка.
ФИЗМИНУТКА
«Раз, два - стоит ракета,
Три, четыре - самолёт.
1-2 –хлопок в ладоши
А потом на каждый счёт.
1,2,3,4-руки выше, плечи шире
1,2,3,4-и на месте походили.
Путешествие подходит к концу. Теперь нам нужно вернуться в наше время, в 21 век и собрать из фрагментов рисунок.
Пристегнули невидимые ремни, закрыли глаза, полетели.(звучит музыка)
СИГНАЛ ПОСАДКИ
ОСТАНОВКА 4
Учитель: Приглашаю командира экипажа и его помощников, чтобы они восстановили рисунок. Что же вы увидели?
(У доски дети составляют из фрагментов КРАСНЫЙ КРЕМЛЬ)
Ребята, я хочу рассказать вам об одном событии, которое произошло в истории нашей Родины, и связано это событие с московским Кремлём.
Почти 400 лет назад напали на Москву враги, захватили Кремль. Чтобы прогнать захватчиков из Кремля, два человека, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский (фото), собрали народное ополчение со многих городов Руси и пошли на защиту своей столицы.
Два месяца не сдавались враги, не уходили из Кремля (слайд). И вот осенью, 4 ноября 1611 года Кремль был освобождён от захватчиков. В память об этих событиях на площади у московского Кремля был возведён памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (слайд), а день освобождения Москвы от врагов считается государственным праздником России и называется ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
Посмотрите на памятник - внизу надпись:
«ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМУ
БЛАГОДАРНАЯ РОССИЯ»
За что благодарили россияне этих людей?
Послушайте стихотворение «Берегите Россию» (Слайд «Берегите Россию»)
Ученик 4:
Берегите Россию - нет России другой. Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой, всей нашей судьбой.
Берегите Россию - нет России другой.
- К чему призывает стихотворение? А почему?
С тех пор государство российское стало сильнее, у него появились свои государственные праздники, символы.ФИЗМИНУТКА
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд.
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
Учитель: Пролетая мимо школы, самолёт оставил для первоклассников конверт с игрой.
Игра «Собери слово»
Ф А Л Г - ФЛАГ
Б Е Р Г - ГЕРБ
Н И Г М - ГИМН
- Что объединяет эти слова? (это государственные символы)
- Кто нам расскажет о символах нашего государства?
Ученик 5 : (рассказывает и показывает на плакат).
Флаг - это символ государства. У России государственный флаг бело-сине-красный.
Белый цвет символизирует веру и чистоту помыслов,
Синий цвет – благородство, верность
Красный – героизм, смелость нашего народа
Ученик 6: У России очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона.
Ученик 8: Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.
(Звучит Гимн РФ. Дети слушают стоя.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше путешествие в прошлое России подошло к концу. У каждого из вас на парте в конверте находится рисунок, кто из вас узнал эту крепость? (московский Кремль).
Что вы узнали сегодня про московский Кремль?
(дети приступают к раскрашиванию рисунка)