Музыка – душа моя! Михаил Иванович Глинка
Цель: сформировать интерес к общению с музыкой, исполняемой на русских народных инструментах.
Задачи
- Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
- Формирование у детей умения анализировать собственное психическое состояние после прослушивания музыки.
- Развитие художественно-ассоциативного мышления, фантазии, эмоциональной сферы ребенка.
- Приобщение детей к коллективной импровизации в ансамбле.
Вид урока - проблемно-развивающий, на основе использования технологии художественно-педагогической идеи, создания и развития сюжета.
Оформление: аппликационная картина «Лесная полянка», высказывание М.И.Глинки, таблички с названиями русских народных музыкальных инструментов, тростевая кукла - Лесовичок.
Оборудование русские народные музыкальные инструменты, фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, проигрыватель мини дисков.
(На доске часть высказывания М.И.Глинки скрыта от взора учащихся: «Музыка -___________ моя!»)
Ход урока
I. Музыкальное приветствие
(Вход детей в класс под сопровождение русской плясовой, бубна)
- Как настроение, ребята?
- Сегодня мы поздороваемся музыкально вот на эту мелодию (звучит тема "Камаринской")
- Ой, да здравствуйте, ребятушки!
- Ой, да здравствуйте, учитель наш!
- Рада видеть вас, ребятушки!
- Рады видеть Вас, учитель наш!
II. Введение в тему урока
- Ребята, какой у нас урок? (музыки)
- Тогда послушаем музыку.
(исполнение учителем на фортепиано «Камаринской»)
- Что вы почувствовали, когда слушали эту музыку? (вдохновение, радость веселье, удаль)
- Что вам захотелось сделать? (попрыгать, весело поплясать)
- Это самая настоящая русская народная музыка, широкая, как русская душа, раздольная, называется плясовая «Камаринская»
(слово на доске: плясовая)
Моя родина – Россия!
Там озера голубые!
Удивительный народ
Песни русские поет!
- Приложите руку к своему сердечку и послушайте, как оно бьется, а я сыграю плясовую еще раз, только я буду играть не на фортепиано, а на синтезаторе, если хочется, двигайтесь.
(дети слушают)
- Какое исполнение вам понравилось больше? (на синтезаторе)
- Почему? (звучание русского народного инструмента)
- Верно. Русские народные песни и мелодии исполняются на русских народных музыкальных инструментах.
- В зависимости от характера музыки бьется сердце. Вот и музыка, она как будто живая, так же пульсирует и бьется, у нее есть душа.
- А можно ли почувствовать музыку?
- Давайте попробуем передать свои чувства движением. Сейчас вы услышите удивительную песенку, которую я написала специально для вас. Я прошу вас – не зевайте, за мной движенья повторяйте и последние слова припева! А гости могут присоединиться к нам.
(музыкально-пластическое интонирование, звучит в записи песня М. Ткач «Главное в мире», см. Приложение 1)
III. Развитие темы урока
- Как здорово мы прогулялись по лесной тропинке! И пришли на полянку. Вот она перед вами (обратить внимание детей на картину).
- здесь так тихо… Как вы думаете, почему не звучит наша картина?
(потому, что там нет звуков, щебетанья птиц)
- Давайте оживим нашу картину с помощью русских народных инструментов. Посмотрите, какие они красивые.
(обратить внимание на названия инструментов на доске, хором проговорить названия всех инструментов)
- У каждого есть свой неповторимый голос. Послушайте и запомните, как они звучат.
(показать приемы игры на каждом инструменте)
- Посмотрите внимательно, что или кого художник изобразил на картине? (солнышко, ручеек, птичек, кузнечиков ежей, лягушек)
- Художник изобразил певчую птичку - иволгу. Какой инструмент подойдет, чтобы озвучить ее? (свирель). Послушайте, как играют на свирели, и прохлопайте в ладошки ритм.
(игра на свирели учителем «Камаринской» дети прохлопывают ритм)
- Еще художник изобразил санитаров леса-дятлов. Какой здесь инструмент подойдет? (трещотки) Посмотрите, как играют на трещотках.
(звучание трещоток)
- На нашей картине – воробышки. Их будут озвучивать звонкие колокольчики. Послушайте, как они звучат.
(звучание колокольчиков)
- На что похож музыкальный инструмент – бубен? (на солнышко). Играть на нем можно двумя способами – когда звенят металлические тарелочки, или пристукивая ладошкой по натянутой коже инструмента. Каким способом лучше играть, когда восходит солнышко? (когда звенят тарелочки)
(показ игры на бубне)
- На нашей летней картине есть светлая, чистая речка. Какой инструмент подошел бы нам, чтобы показать, как переливается в речке вода? (гусли) На гуслях играют специальной пластинкой.
(показ игры на гуслях)
- А кто это у нас в травке прячется и гуляет по лесной полянке? (кузнечики и ежи) Здесь нам помогут деревянные ложки.
(показ игры на деревянных ложках)
- А еще на картине есть лягушки и кукушки. Здесь нам понадобится музыкальный инструмент, который у каждого из вас всегда с собой.
- Что за инструмент? Верно, это ваш голос. Эта половина класса будут лягушки, а другая – кукушки.
- Попробуем пропеть: «Ква–ква–ква!» (на одном звуке), «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!» (в терцию).
- Итак, все приготовились. Зрители у нас есть, а вы, ребята - музыканты-исполнители.
- Итак, наша картина оживает!
Ранним летним утром мы вышли в лес.
Над землей вставало доброе и ласковое солнышко (бубен).
Весело журчал ручеек (гусли), пролетела стайка воробышков (колокольчики).
Через полянку пробежали мама ежиха с маленьким ежиком (ложки).
Громко принялись за работу санитары леса – дятлы (трещотки).
Застрекотали кузнечики (ложки).
А у самой воды затянули свои песни лягушки (ква-ква-ква - голосовая импровизация),
А им подпевали кукушки (ку-ку, ку-ку - голосовая импровизация).
IV. Кульминация урока
- Лес ожил, звуки вселили в него душу.
- Ребята, а ведь голоса лесных жителей могут звучать не только по отдельности, но и вместе. Так и в музыке, когда музыкальные инструменты звучат вместе, получается оркестр. Инструменты, на которых мы сейчас играли, очень дружат между собой, давайте попробуем создать оркестр русских народных музыкальных инструментов.
- Самое главное для исполнителя в оркестре - это слушать другие инструменты. Посмотрите, в каком порядке мы будем играть
- Ложки и трещотки
- бубны
- колокольчики и гусли
- свирели
(отдельно проигрывается каждая партия в сопровождении синтезатора, «Камаринская»)
- А теперь звучит оркестр русских народных инструментов «Лесная полянка!»
(полное исполнение)
- Посмотрите, ребята, кто это выглянул из леса?
- А, это лесовичок – дух леса. Здравствуй, Лесовичок!
(театрализация)
- Здравствуйте, ребята! Я – Лесовичок, дух леса. Мне понравилась ваша музыка. И очень хочется послушать ее еще разочек! Сыграйте для меня!
(исполнение)
- Вы очень хорошие ребята, думаю, что, придя в лес, не будете там сорить, шуметь, пугать моих жителей, а будете слушать лесную музыку. Ваша музыка мне по сердцу, а значит по душе. Я хочу подарить вам маленькие сердечки.
(вручение детям сердечек)
- До свидания, ребята, я пойду по своим лесным делам! (До свидания, Лесовичок)
V. Рефлексия
- Ребята, что же самое главное в музыке? (душа) Вы очень старались, вложили всю свою душу, когда играли в оркестре.
- Здесь на доске написано высказывание, но пропущено одно слово. Так что же такое музыка? Что мы впишем в пропущенную строку?
(Дети выводят художественно – педагогическую идею урока сами)
"Музыка – душа моя!"
- Верно, так сказал о музыке великий русский композитор - Михаил Иванович Глинка.
VI. Завершение урока
- Вы замечательные ребята. Очень хорошо потрудились и я вами довольна. Хочу каждому подарить песенку, которую вы слышали в начале урока, ее я сочинила специально для вас.
(подарки – буклеты с песней «Главное в мире» муз. М.Ткач, сл. И. Рацлавой, см.Приложение 1)
- А сейчас всем встаем.
- До свидания, ребятушки!
- До свидания, учитель наш.
(выход детей из класса под плясовую музыку «Камаринская» и бубен)
(Самоанализ урока в Приложении 2).