Музыкальное занятие для детей подготовительной группы "Волшебный ритм"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид: интегрированное занятие.

Цель: развитие музыкальных способностей детей, создание условий для творчества.

Задачи:

  1. Содействовать развитию чувства метроритмической пульсации, фонематического, звуковысотного, интонационного слуха; артикуляционной моторики, дикции, певческого и речевого дыхания; внимания, координации, памяти, эмоциональной сферы ребёнка.
  2. Познакомить детей с музыкально-ритмической игрой «Шведский стол» (Т. Боровик) и начать её разучивание.
  3. Побуждать детей узнавать знакомые произведения и говорить о них (Э.Григ «В пещере горного короля»).
  4. Продолжить разучивание песни «Русская зима» (муз. и сл. Л. Олифирова).
  5. Закреплять слова, мелодию музыкально-ритмической игры «Кроко-Роко-Коко-Дил» (финская народная песня, русский текст В. Орло), продолжить её разучивание с музыкальными инструментами.
  6. Отрабатывать боковой галоп с притопами.
  7. Воспитывать субъективно-ценностное отношение к искусству.

Оборудование: конфетти; «волшебная палочка» с дождиком на конце; гимнастическая палка; мольберт;  карточки с элементами гжельской росписи; пластмассовый конструктор; шапочка-ободок «Крокодил»; скакалка-удочка; музыкальные инструменты.

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие (со звучащими жестами).

А теперь поздоровайтесь с нашими гостями, они пришли посмотреть на вас, как вы занимаетесь, поёте, танцуете.

2. Подготовка к пению и развитие голосового аппарата

Артикуляционная гимнастика

Ребята, сегодня я приглашаю вас в волшебную страну. Вы заметили, как преобразился наш зал? Правда, у нас в зале сказочно красиво? А сейчас, чтобы волшебство началось, я угощу вас волшебными конфетами. Приготовьте свой язычок.

Дети показывают язычок, я бросаю конфетти.

Ловите! Успели волшебную конфету поймать? Как же нет, вот они волшебные конфетки…

Игра «Спрячь конфету»

Раз – я вижу конфету, за правой щекой.
Два – я вижу конфету за левой щекой.  
Три – не вижу конфеты я никакой! 
Проглотили? Начинается волшебство!

Дыхательная гимнастика

Теперь вы волшебники. Помогите мне мою волшебную палочку оживить. Сначала дуем долго, несильно, равномерно распределяя воздух.

Показ.

Не забывайте, дыхание  берём через нос, плечи не поднимаются при вдохе, щёки не надувайте. А теперь будем дуть сильно, резко. Смотрите и считайте.

Показ.

Сколько раз у меня получилось? А вы так сможете? Давайте попробуем.

Распевание

Вот и стала палочка волшебной. Она хочет с вами поиграть.

Муз. руководитель поёт приглашение к  игре.

Если, я пою о съедобном блюде, вы отвечаете: «Съем бутерброд!»  Все вместе исполним.

Дети повторяют.

Если блюдо не съедобное – отвечайте: «Закрываю рот!», - и закрывайте рот рукой. Пойте со мной.

Музыкально-ритмическая игра «Шведский стол»

Музыкальный руководитель:

Дети:

Булочка с сыром

Съем бутерброд!

Хлебушек с мылом

Закрываю рот!

Булка с виноградом

Съем бутерброд!

Хлеб с водопадом

Закрываю рот!

Хлеб с сосулькой

Закрываю рот!

Булка с кастрюлькой

Закрываю рот!

Булочка с конфеткой

Съем бутерброд!

Хлеб с таблеткой

Закрываю рот!

Хлеб с ромашкой

Закрываю рот!

Булочка с краской

Закрываю рот!

Булка с огурцом

Съем бутерброд!

Песенка с концом

Закрываю рот!

3. Восприятие музыки

Сейчас я волшебной палочкой махну, новое волшебство покажу.

Свет выключается, игра зеркального шара.

Звучит произведение Э.Грига «В пещере горного короля».

Ребята, где это мы оказались? Вспомните, кто написал это музыкальное произведение? Кто живёт в пещере? Чем  занимаются тролли? Музыка подсказывает нам о том, что тролли не добрые?

Ответы детей.

Не будем здесь долго оставаться. Я волшебной палочкой махну, другое волшебство позову.

Свет включается.

4. Музыкально-ритмические движения

Посмотрите, ребята, у меня ещё есть палочка. 

Вы думаете, это –
Просто палка?
Это же лошадка!
Нет, я не шучу.
За (имя ребёнка) садитесь,
Покрепче держитесь.
Теперь уж точно
Злые тролли нас не догонят.
Язычком цокот копыт покажите.

Дети скачут прямым галопом.

На волшебной лошадке поскакали, а теперь боковым галопом будем скакать. 6 галопов, 3 притопа. Считайте со мной.

Дети скачут боковым галопом.

А сейчас, чтобы вовремя остановиться и не сделать лишний галоп, будем считать в обратном порядке.

Дети выполняют сначала со счётом, затем под музыку без счёта.

Долго скакали, устали? Давайте отдохнём.

5. Пение

Волшебная палочка загадает вам загадку, послушайте мелодию и отгадайте песню, которую я вам сыграю.

Звучит  мелодия песни «Русская зима».

Вспомним припев этой песни.

Игра «Повтори!»

Исполнение 2-х куплетов (муз. руководитель - куплеты, дети - припев).

Вы так здорово, весело, радостно, задорно пели, что даже Дедушка Мороз заслушался у окна и оставил на нём свои узоры.

6. Музицирование

Звучащие жесты

Вам знакомы эти узоры? Как называется эта роспись? Какие изделия украшают этой росписью?

Ответы детей.

Элементами росписи можно задать ритм. Давайте проговорим слогами данный ритм.

Проговаривание ритма слогами «да-ди», «да-та».

А сейчас я превращаю вас в музыкантов, только играть вы будете своим телом – звучащими жестами.

Звучит  «Итальянская полька» П.И.Чайковского.

Конструирование ритма

Я предлагаю вам создать свой ритм при помощи деталей конструктора. Какие геометрические тела вы видите?

Дети конструируют ритм.

Озвучьте свой ритм.

Дети озвучивают ритм разными способами.

7. Игра «Кроко-Роко-Коко-Дил»

Спит зелёное бревно,
В ил запуталось оно.
У бревна большая пасть,
Зубы в пасти – просто страсть.
Вдруг зимою к нам приплыл
Большой зубастый … 
(крокодил)

Поиграем с нашим гостем.

Воспитатель надевает шапочку-ободок.

Игра проводится 1 раз – со звучащими жестами, 2 – с музыкальными инструментами.

Музыкальные инструменты берите, ещё раз крокодила подразните!

8. Рефлексия

Ребята, вам понравилось в волшебной стране? А какое волшебство вам больше всего запомнилось и понравилось? У меня есть карта волшебной страны, там, где вам было легко, интересно, у вас всё получилось, отметьте ноткой.

9. Итог занятия

Мне было очень приятно с вами заниматься. И я думаю, что вы были волшебниками только потому, что внимательно слушали, старались, были прилежными. Послушайте последнее пожелание волшебной палочки.

Хочешь волшебником стать?
Надо только помечтать!
Надо просто что-то делать,
А не к маме приставать.
Чтобы всё на свете мочь,
Отгоняй-ка скуку прочь.
Не стони, что уж невмочь,
Да трудись и день и ночь.

Спасибо вам, ребята, за занятие!

(Приложения к уроку: Приложение 1, презентация - Приложение 2)