Тема раздела “В гости к мастеру”.
Урок № 3
Вид урока: комбинированный.
Наглядность:
- иллюстрации картин известных художников;
- слайды наскальных рисунков;
- словари;
- кроссворды.
Оборудование: документ – камера, компьютер.
Цели:
- Образовательные: познакомить детей с искусством живописи, показать роль живописи в жизни людей, раскрыть особенности русской школы живописи.
- Развивающие: развивать речь детей, обогатить словарный запас, расширить кругозор детей.
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважение к культуре народа, любовь к Родине.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Актуализация опорных знаний.
Мы изучили достаточно большой период истории 19 века. Познакомились с новым разделом “В гости к мастеру”. Узнали о древнерусских иконописцах и о знаменитых архитекторах. Для того, чтобы узнать тему нашего урока надо разгадать кроссворд. Если вы правильно ответите на все вопросы, то сможете прочесть тему нашего урока. (Работа в группах)
Кроссворд: Приложение. Слайд 3,4.
По горизонтали:
1.Житель мужского монастыря.
2.Известный русский иконописец.
3.Закончи предложение: В.Растрелли, Д.Жилярди …… .
4.Известная икона Андрея Рублёва.
5.Известный русский музей, в котором собраны художественные ценности.
6.Человек, создающий иконы.
7.Живописное изображение Бога, святых.
8.Рисунок из разноцветных камешков, стекла.
По вертикали:
9.Ключевое слово.
Вывод.
III. Объявление темы урока, задач на урок. Приложение. Слайд 1,2.
IV. Объяснение нового материала.
1. Рассказ учителя.
- Сегодня мы начинаем изучать новую тему “В мастерской художника”. В какое бы время не жил человек, где бы он не жил, он всегда стремился к прекрасному.
Такой вид искусства, как живопись, зародился ещё в первобытные времена. Давайте узнаем об этом чуть больше со страницы учебника 167. Слово живопись вывешиваем на доску.
Что означает это слово узнаете, если откроете словарь. (Работа со словарём в группах).
ЖИВОПИСЬ
1. Физкультминутка для глаз.
- Подготовим глаза к работе.
Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее – глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, тоже зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 5 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз против часовой стрелки.
2.Чтение статьи учебника вслух.
3. Беседа по статье.
Оценивание.
Итог.
4. Рассказ учителя о настенной живописи.
- Стоянка первобытных людей обнаружена археологами и на территории России, и в других странах. Оказалось, что стены пещер – жилищ древних людей – сохранили рисунки первобытных художников. Например, в Карелии, около Беломорска, на скалах реки Выг были изображены сцены морской охоты и рыбной ловли. А на реке Белой, на Южном Урале, находится Капова пещера. В ней на высоте 29 метров, в потолке сделан вход на второй этаж. Если взобраться по отвесной скале и проползти по камням 150 м вглубь пещеры, то можно увидеть на скалах изображения мамонта, носорога, лошадей. Эти силуэты были созданы человеком каменного века. Приложение. Слайд 5.
Вывод.
Слово – наскальная вывешиваем на доску. Приложение. Слайд 6.
5. Рассказ учителя о портретной живописи, иконописи, пейзаже, натюрморте.
- Долгое время на Руси ведущим направлением в живописи была иконопись. Что такое иконопись, кто может объяснить ? Вывешиваем это слово на доску. Приложение. Слайд 7,8.
В 17 веке зарождается портретная живопись. Вывешиваем на доску слово портрет. Приложение. Слайд 9,10.
Сохранились портреты царя Фёдора Ивановича и воеводы князя Михаила Васильевича Скопина – Шуйского.
В 19 веке наряду с портретной живописью получают развитие и другие жанры живописи: пейзаж, натюрморт. Вывешиваем слова – пейзаж, натюрморт на доску. Приложение. Слайд 11, 12, 13, 14.
Физкультминутка под музыку Г.Гладкова “Картины”. Приложение. Слайд 15.
6. Работа со словарём.
- Найдите объяснение в словаре слов пейзаж, натюрморт. Приложение. Слайд 16.
7. Чтение статьи учебника и беседа по ней.
- Сегодня мы познакомимся ещё с историческим жанром в живописи.
- Кто же является мастером в этом жанре? Какие исторические события легли в основу написания картин исторического жанра, мы узнаем из текста учебника с. 91-97. Дополняем нашу схему на доске словами исторический жанр.
- Как вы думаете, почему исторический жанр в живописи один из самых трудных?
Оценивание.
Итог.
V. Итог урока.
- Что такое живопись
- С какими видами живописи мы познакомились?
- Кто может кратко рассказать о каждом виде живописи?
VI. Домашнее задание.
с. 91-97, вопросы и задания.
VII. Рефлексия.
- Легко ли было на уроке? Почему?
Приложение. Слайд 17.