Тип урока: урок комплексного повторения и обобщения изученной темы.
Цель урока:
1) устранить пробелы в знаниях по теме;
2) закрепить навык решения уравнений с помощью пропорций;
3) повторить действия с обыкновенными и десятичными дробями.
План урока:
1) организационный момент;
2) проверка домашнего задания;
3) устная разминка с кодированным ответом;
4) повторение теоретического материала по теме «Пропорция»;
5) тренировочные упражнения;
6) физкультминутка;
7) итог урока: тест для самостоятельной работы по теме «Пропорция»;
8) задание на дом.
Ход урока
1. Организационный момент
Девиз урока - «Нет идеальной красоты без некоторой странности пропорций» Ф.Бэкон. Мы уже познакомились с понятиями «отношение», «пропорция». И сегодня мы повторим этот материал.
2. Проверка домашнего задания
На предыдущем занятии ребята получили практическое задание на дом «найти отношение собственного роста к расстоянию от подошвы до поясницы». Спрашиваю у класса получившиеся у них ответы. Ответы ребят близки к числу 1,6. Ещё один ученик получил задание к уроку сделать короткое сообщение-презентацию об истории развития учения об отношениях и пропорциях, а также о «золотом сечении».
3. Устная разминка
После сообщения ученика классу предлагаются следующие устные вопросы на слайде кодоскопа или на интерактивной доске (в зависимости от оснащённости классной комнаты):
Слайд 1
1. Найти отношение первого числа ко второму и найти обратное отношение. а) масса воробья — 30г, масса колибри — 1,5г; б) рост самого высокого человека на Земле — 2м80см, а самый маленький взрослый человек был ростом 40см; в) масса самый тяжёлый человек на Земле — 361кг, а масса самого лёгкого взрослого человека была 9,5кг. 2. Решить уравнение: 5:3=10:2х |
Дети записывают ответы в тетрадях:
1 — 20
2 — 1/20
3 — 7
4 — 1/7
5 — 38
6 — 1/38
7 — 3
Вычислив ответы, дети могут прочесть кодированное слово. Ключ к коду:
E |
M |
P |
B |
A |
L |
R |
O |
1/38 |
3 |
20 |
1/7 |
10 |
38 |
1/20 |
7 |
Получается слово PROBLEM — задача (англ.)
4. Повторение теоретического материала
Вопросы на повторение предлагаются ученикам на слайде, либо учитель задаёт их устно:
1. что такое пропорция;
2. сформулируйте основное свойство пропорции;
3. приведите свои примеры пропорций;
4. прочитайте пропорцию несколькими способами: 18:3=30:5;
5. как найти неизвестный средний (крайний) член пропорции.
5. Тренировочные упражнения
1. Решить:
1 вариант №174 (б, в) стр.16
2 вариант № 174 (б, в) стр.43
Дидактический материал по математике 6 класс А.С.Чесноков, К.И.Нешков
Ученики решают самостоятельно. Для проверки на откидных досках то же задание решают два ученика.
2. Слайд 2.
Составьте пропорцию по условию задачи: 1. За 4 минуты автомат упаковывает 20 коробок. Сколько коробок он упакует за 10 мину? 2. В порту три подъёмных крана выполняют определённую работу за 8 часов. За какое время эту работу выполнят четыре подъёмных крана? |
Пропорция к задаче 1:
4 минуты — 20 коробок
10 минут — х коробок
4:10=20:х (прямая пропорциональная зависимость)
Пропорция к задаче 2:
3 крана — 8 часов
4 крана — х часов
3:4=х:8 (обратная пропорциональная зависимость)
3. Слайд 3.
Решить задачи: 1. 6 садовников польют сад за 4 часа. Сколько ещё надо пригласить садовников, чтобы они могли полить сад за 3 часа? 2. Для приготовления 4 порций супа требуются 80г овощей. Сколько граммов овощей требуется для 10 порций супа? |
Два ученика решают эти задачи на доске с комментариями.
Решение задачи 1:
6 садовников — 4 часа
х садовников — 3 часа
1) 6:х=3:4 (обратная пропорциональная зависимость)
х=8
2) 8-6=2 (садовника)
Ответ: надо пригласить ещё 2 садовников.
Решение задачи2:
4 порции — 80г
10 порций — х г
4:10=80:х (прямая пропорциональная зависимость)
х=200
Ответ: требуется 200г овощей.
4. Решить задачу (если есть время) №186 стр.16
Дидактический материал по математике 6 класс А.С.Чесноков, К. И. Нешков
Задача: Один отрезок на карте имеет длину 3,2см, а на местности — 1,6км. Второй отрезок на местности имеет длину 2,8км. Какую длину он будет иметь на этой карте?
Решение:
3,2:х=1,6:2,8
х=5,6 Ответ: 5,6см.
6. Физкультминутка
Ученики закрывают глаза и слушают учителя. Если высказывание учителя верно, то ученики поднимают две руки, если ложно, то одну руку. Высказывания:
1) учение о пропорциях успешно развивалось уже в IV веке до нашей эры (верно);
2) отношение 1кг и 250г равно 5 (ложно);
3) пропорцией называют равенство двух отношений (верно);
4) отношение 1 часа и 15 минут равно 4 (верно);
5) две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз (ложно);
6) отношение, обратное отношению 1:7, равно 7 (верно).
7. Итог урока: тест (выполняется на листках)
Слайд 4
I вариант 1. Решить уравнение: 6,4:0,16=4:х 1) 10; 2) 2,5; 3) 0,1; 4) 1. 2. Решить задачу: Для 10 порций салата требуется 200г лука. На сколько порций хватит 60г лука? 1) 3; 2) 4; 3) 2; 4) 9. |
II вариант 1. Решить уравнение: 0,75:1,5=5:х 1) 10; 2) 2,5; 3) 0,1; 4) 1 2. Решить задачу: 6 рабочих могут выполнить работу за 12 дней. Сколько ещё надо нанять рабочих, чтобы выполнить эту работу за 8 дней? 1) 3; 2) 4; 3) 2; 4) 9. |
Сразу же проверяем правильность решения либо с помощью заготовленного кодопозитива, либо на интерактивной доске.
8. Домашнее задание
№№786, 792, 803 (в, г). Математика 6 класс Н. Я. Виленкин и др.
Используемая литература
1. Математика 6 класс Н. Я. Виленкин и др.
2. Я иду на урок математики. 7 класс.
3. Математика. Дидактические материалы. 6 класс. А.С.Чесноков и К. И. Нешков.
4. Математика. Дидактические материалы. 6 класс. П.В.Чулков, А. Б. Уединов.