Пояснительная записка
Актуальность. Начало обучения в кадетском корпусе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности ребенка – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется делам и заботам в кадетском корпусе. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что кадетский корпус с первых же дней ставит перед воспитанниками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Адаптация (в переводе с латинского – приглаживание, приспособление) – характеристика психологического здоровья личности, т.е. гармонии с самим собой и окружающим миром. Целенаправленная, специально организованная деятельность психолога, офицеров-воспитателей, педагогов и родителей воспитанников способствует процессу адаптации.
Предлагаемая программа - один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья воспитанников на этапе первичной адаптации к кадетскому корпусу – программу психолого-педагогического сопровождения “Первый раз в кадетский корпус”.
Цель: организация условий для успешной адаптации к кадетскому корпусу на начальном этапе.
Задачи:
- создание условий для социально-психологической адаптации воспитанников к кадетскому ;
- повышение уровня психологической готовности детей к успешному вхождению в социокультурную ситуацию кадетского корпуса;
- сгладить стрессовые факторы включения в систему педагогического взаимодействия и воздействия.
Поставленные задачи реализуются посредством осуществления следующих направлений работы, обеспечивающих процесс адаптации детей к новым социальным условиям.
- психологическая диагностика;
- психологическое просвещение;
- психологическое консультирование;
- коррекционно-развивающая работа;
диспетчерская функция (обеспечение взаимодействия со всеми структурами, влияющих на процесс адаптации).
Прогнозируемый результат:
Уменьшение факторов риска нарушения психологического равновесия воспитанников на начальном этапе адаптации к кадетскому корпусу.
Критерии оценки эффективности:
- снижение уровня тревожности и психической защиты у воспитанников;
- эмоциональное благополучие;
- развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
Структура программы:
Программа состоит из трех блоков и предполагает работу в каждом из них по трем основным направлениям:
- диагностическое;
- информационно-просветительское;
- коррекционно-развивающее.
Блок 1. “Офицер-воспитатель, педагог”
Цель: оказание комплексной научно-методической, организационной и психологической помощи, обеспечивающей сохранение психологического здоровья воспитанников на начальном этапе адаптации к кадетскому корусу.
Задачи:
- Повышение психологической компетентности офицеров-воспитателей.
- Создание доброжелательного климата, доверительных отношений, организации педагогической поддержки воспитанников в наиболее острый период первичной адаптации.
- Выработка стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к воспитанникам.
- Индивидуальное консультирование.
Блок 2. “Родитель”
Цель:
повышение уровня психолого-педагогическое компетенции родителей.
Задачи:
- Повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.
- Создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями.
- Принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в кадетском корпусе.
- Индивидуальное консультирование(по запросу) родителей воспитанников по итогам диагностики и коррекционно- развивающей работы.
- Диагностика детско-родительских отношений.
- Оформление запроса.
- Оформление нормативно-правовых документов.
Блок 3. “Воспитанник”
Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников в ситуации школьного обучения.
Задачи:
- Помощь воспитанникам в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
- Развитие у воспитанников социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Формирование устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
- Создание благоприятного психологического климата в группе.
- Способствование развития творческого потенциала и установления норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами и офицерами-воспитателями..
Направления работы:
- Диагностика адаптированности воспитанников.
- Диагностика детско-родительских отношений.
- Программа «Первый раз в кадетский корпус».
Программа
«Первый раз в кадетский корпус»
Цель: Профилактика нарушения психологического здоровья воспитанников на начальном этапе адаптации к школе.
Задачи:
1. Помочь учащимся осознать новые требования, формировать внутреннюю потребность в их исполнении.
2. Оказание психологической поддержки воспитанникам.
3. Создание благоприятного психологического климата в группе.
4. Способствовать развитию творческого потенциала и установлению норм во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами и офицерами-воспитателями.
Адресат: программа рассчитана на воспитанников первого года обучения в кадетском корпусе. Занятия проводятся в течение 10 дней, каждый день; продолжительностью 40 минут. Численность группы 6–10 ребят. Возраст 10–12 лет. Место проведения – кабинет психолога. Роль психолога – ведущий.
Содержание. Основу групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения воспитанников. Необходимым элементом всех занятий являются упражнения, направленные на создание и поддержание благоприятного внутригруппового климата. На занятиях широко используются сложные многофункциональные упражнения, позволяющие решать сразу несколько задач.
При проведении коррекционной работы в форме тренинга на занятиях используются упражнения, направленные на самосознание, творческое самовыражение, на преодоление барьеров в общении, на снятие напряженности. В программе используются элементы Терапии творческого самовыражения, релаксационные методики и др.
Структура занятия:
1. Начало занятия
2. Разминка
3. Основная часть
4. Рефлексия
5. Окончание занятия
Прогнозируемый результат:
- Снижение уровня тревожности и психической защиты;
- Эмоциональное благополучие воспитанника в группе;
- Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
- Знакомство с личностными особенностями воспитанников, что способствует выработке стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода.
Тематический план занятий с воспитанниками – Приложение 1.
Тематический план работы с офицерами-воспитателями и педагогами – Приложение 2.
Тематический план работы с родителями – Приложение 3.
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие. М.:Издательский центр “Академия”, 1999.
2. Битянова М. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.
3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991.
4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Серия “Справочники”. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2004.
5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Серия “Справочники”. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2004.
6. Латохина Л.И. Хатха – йога для детей: Кн. Для учащихся и родителей. М.:Просвящение, 1993.
7. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
8. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
9. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. Пер. с нем. 5-е изд., стер. – М.: Генезис, 2004.
10. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.
11. Хохлаева О.В. тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1–4-е классы). – М.: Генезис, 2005.