Пояснительная записка
Во все времена в России уделялось большое значение проблемам воспитания гармонично развитой личности, формированию чувства национального самосознания и духовно-нравственного содержания жизни подростков.
Это достигалось путем расширения и углубления знаний о православной вере, религиозных традициях своего народа, особенностях исторического развития своего Отечества, его культуре. Из уроков истории подростки познают, что государственность России создавалась и укреплялась в лоне Православия. При знакомстве с духовно-нравственной культурой России у подростков формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. Духовность русского народа всегда была основана на православной культурной традиции.
Духовно-нравственная культура России и сегодня оказывает значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие подростков.
В условиях кадетской школы-интерната роль по духовно-нравственному воспитанию ложится на плечи самого кадетского корпуса. Именно в стенах кадетского корпуса происходит становление личности каждого кадета, формирование мировоззрения и идеалов. Только имея под собой прочный фундамент воспитания нравственности, можно дать обществу людей с ясными представлениями о нормах морали, ощущениями причастности к культурным и духовным традициям своего Отечества.
Задача состоит в раскрытии высших моральных ценностей, накопленных человечеством путем знакомства с основами и погружения в православную культуру. Православная культура, традиции помогут подросткам обрести тот нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм русского человека.
Данный курс разработан на основе спецкурсов «Христианская нравственность в современном мире» Паньковой И.И. и «Русское православное искусство: культовые функции, эстетическое своеобразие, духовно-нравственный потенциал» Н. Я. Рыбиной. Курс «Духовно-нравственная православная культура» предназначен для кадетов 8-ых классов кадетских школ-интернатов.
Целью курса «Духовно-нравственная православная культура» является развитие личности кадета через приобщение их к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей православия и православного искусства, формирования готовности к самостоятельному духовному освоению художественно-нравственных ценностей православной культуры.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
- Приобщить кадетов к духовно-нравственным ценностям русской православной культуры и искусства.
- Познакомить с методами и способами общения с произведениями православной культуры и искусства.
- Формировать ценностные ориентации кадетов средствами социокутурного и ценностного потенциала русской православной культуры и искусства.
Курс связан с дисциплинами гуманитарного цикла. Многие темы занятий раскрываются опираясь на программные произведения отечественной классики. Курс «Духовно-нравственная православная культура» предусматривает широкую интеграцию с историей, этикой и эстетикой, психологией, музыкой, литературой, Мировой Художественной Культурой. Данный курс также может быть также использован для проведения занятий кружка или классных часов. Формы контроля: защита творческих работ.
Вводя кадетов в мир ценностей православной культуры и искусства в условиях закрытого общеобразовательного учреждения, решаются социокультурные и воспитательные задачи. Изучение православных традиций, культуры и искусства, а также вера в собственную созидательную силу даст мальчишкам-кадетам возможность следовать по нравственному пути. Курс позволяет познакомить кадетов с внешней и внутренней архитектурой храмов, с наиболее известными и интересными произведениями русской иконографии, духовной музыки и литературы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»
№ урока |
Тема |
1. |
Что мы понимаем под словом «Культура» |
2. |
Культура как творчество. |
3. |
Православные корни отечественной культуры. |
4. |
Символический мир замкнуто-углубленного характера. А.Рублев |
5. |
Умозрение в красках. А.Рублев |
6. |
Церковно-славянский язык и путь богопознания. |
7. |
Читаем и считаем по – церковнославянски. |
8. |
Нравственные темы в литературе. |
9. |
Музыка в нашей жизни. Возникновение музыки. |
10. |
Массовая культура и мода. |
11. |
Православные молитвы. |
12. |
Богослужения, роль искусства в них. |
13. |
Роль искусства в совершении таинств. |
14. |
Православная иконография. |
15. |
Русское церковное зодчество — сплав религии и искусства. |
16. |
Духовная музыка и православная церковь. |
17. |
Искусство колокольного звона. |
18. |
Духовная музыка в западной культуре. |
19. |
Духовная литература в православной церкви. |
20. |
Духовная литература в православной церкви. |
21. |
Духовно-нравственное содержание русской литературы. |
22. |
Роль литературы и искусства в духовной жизни общества. |
23. |
Серебряный век отечественной культуры. |
24. |
Роль театра в духовной жизни общества. |
25. |
Роль музыки в духовной жизни общества. |
26. |
Роль живописи в духовной жизни общества. |
27. |
Роль архитектуры в духовной жизни общества. |
28. |
Модернистские искания в российской живописи. |
29. |
Традиционализм и поиски новых направлений и форм в литературе и искусстве. |
30. |
Российские меценаты. |
31. |
Творческий проект. |
32. |
Творческий проект. |
33. |
Творческий проект. |
34. |
Конференция. Защита творческих проектов. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»
Урок 1: Что мы понимаем под словом «Культура
Многозначность понятия этого термина. В богословской практике (Греция) термин восходит к культу, к высшему смыслу бытия. «Культ» (от лат.- уход, почитание) связан с сакральным. Возникновение светского понимания культуры в Древнем Риме. Превращение в ХVII веке лексемы «культура» в содержательное понятие. Противопоставление cultura – natura. Особенности понимания «культуры» у русских мыслителей. Культура как образец, норма, свойство человека в сфере его сакрального поведения. Уровни и виды культуры. Человек – активное начало и творец культуры. Отношение христианства к культуре. Культура как «Возделывание себя».
Цель: показать многозначность понятия «культура» и объяснить, какое его значение наиболее совместимо с Православием.
Литература
1.Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
Урок 2: Культура как творчество
Христианская идея личного спасения даёт ориентир человеку для самосовершенствования и развития индивидуальной творческой деятельности. Нравственный человек – творческий человек. Он, как минимум, творит, Божьей помощью, самого себя. В этом он – соработник Творцу. Воплощается этот процесс в разных видах: научном, художественном творчестве, в области человеческих отношений. Каждому из нас даны те или другие способности (таланты). Даны они в помощь для спасения. История – результат свободного творчества человека, итог сознательно осуществляемого выбора.
Цель: побудить учащихся к желанию творческой жизни
Урок 3: Православные корни отечественной культуры
Библия как основа европейского искусства. Формирование картины мира древнерусского человека на основе христианской веры. Любовь – главная сила в жизни людей и их отношениях с Богом и между собой. Переход от космогонического к историческому мировосприятию (IX –X вв.) на Руси и появление русских летописей, пронизанных острым ощущением потока движущегося времени. Начало отечественной культуры в древнерусской литературе, архитектуре, иконописи.
Влияние крещения Руси на разные стороны жизни. Подчеркнуть влияние на нравственность на примере св. князя Владимира. Влияние монастырей на русскую культуру.
Влияние Православия на характер народа, на особенности разных видов искусства.
Цель: показать связь специфики русской культуры с Православием.
Литература
1. Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М.: Паломник, 2000.
2. Кондаков И. В. Культурология: история культуры России. Курс лекций. М.: ИКФ Омега-Л, Высшая школа, 2003.
3. Флоренский П. А. Христианство и культура. М.: ФОЛИО, 2001.
Урок 4. Символический мир замкнуто-углубленного характера
Особенности замкнуто-углубленного характера (по Бурно М.Е.), Андрей Рублев. Символический мир образов и красок.
Литература.
Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект, 2005. 608 с. (Психологические технологии).
Урок 5. Умозрение в красках
Икона и вопрос о смысле жизни. Икона и картина. Цель иконы – направить ум, чувства и всю человеческую природу на путь преображения. Икона святого показывает, в чём заключалась его земная жизнь, которую он обратил в духовный подвиг. Иконоборческие споры. Иконописные школы на Руси. Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.
Соединение в иконе аскетизма с радостью. Христианство – религия аскетизма. Пасха. Икона Сошествия во ад. Значение красок на иконе. Символика цвета.
Цель: дать представление о православной иконе и ее значении.
Литература
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. – Новосибирск, 1991.
Урок 6. Церковно-славянский язык и путь богопознания
Церковно славянский язык для русского православного человека родной язык. Любой разговорный язык несёт в словах и добро и зло. Церковно-славянский язык несёт в себе только добро. Это язык общения с Богом, язык молитвы. Св. братья Кирилл и Мефодий – создатели церковнославянского языка. Знакомство с азбукой, с написанием чисел. Сравнение церковнославянских слов с русскими
Цель: дать представление о церковнославянском языке как языке молитвы и богослужения
Литература:
Саблина Н.П. Буквица славянская: поэтическая история азбуки с азами церковно-славянской грамоты. М., 2005.
Урок 7. Читаем и считаем по – церковнославянски
Обнаружение «славянизмов» и их стилистических функций в современном русском языке. По подсчетам академиков А.А.Шахматова и Л.В.Щербы, более 55% всех элементов современного русского языка прямо или косвенно восходят к церковнославянскому (буквы и принципы орфографии, целые грамматические категории, синтаксические конструкции и огромный пласт словарного состава, обращенный к чему-то возвышенному, в противопоставление обыденному, бытовому (град – город, око – глаз, глас – голос и т. д.).
Цель: помочь учащимся практиковаться в чтении, понимании и написании текстов и чисел на церковнославянском языке
Урок 8. Нравственные темы в литературе
Изначальная сакральность русской литературы. В отрыве от Православия невозможно полноценное понимание русской литературы, главная тема которой - противоборство двух стремлений: к сокровищам небесным и сокровищам земным. Это проблема жизни и самих писателей, путь которых был отмечен многими ошибками, отступлениями от истины. Православие помогает нам проникнуть в духовный мир героев и оценить их нравственный выбор.
Цель: на примере лучших произведений отечественной классики проследить духовное становление человека
Литература:
Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в 17-20 веках. – М., 2003. -1056с
Урок 9. Музыка в нашей жизни. Возникновение музыки
Роль музыки в жизни общества. Духовная музыка. Музыка лёгкая и серьёзная. О музыкальных вкусах. Воспитание музыкального вкуса на лучших образцах духовной, классической, народной, эстрадной и др. музыки. Что нам предлагает современный шоу – бизнес? О разрушительном влиянии рок – музыки на душу человека.
Классические произведения – результат таланта композитора почувствовать гармонию сотворенного мира. Музыка как результат творчества. Народная музыка – душа народа.
О музыкальных вкусах. Воспитание музыкального вкуса на лучших образцах классической, народной, эстрадной и др. музыки. Необходимость находить красоту мелодии. Что нам предлагает современный шоу – бизнес? Как зародились некоторые современные музыкальные направления. О разрушительном влиянии некоторых современных музыкальных направлений на душу человека. Подчеркнуть опасность увлечения любой музыкой (музыка как страсть).
Цель: разъяснить влияние различных видов музыки на душу человека.
Урок 10. Массовая культура и мода
Внешнее благочиние – отражение внутреннего порядка. Массовая культура – вариант функционирования современной культуры, охватывающей область материальной и духовной культуры, сферу мировоззренческих универсалий. Функция массовой культуры в современном мире – тиражировать оригинальный продукт. Симулякры. Мода – как совокупность привычек и вкусов, господствующих в определённой общественной среде в определённое время. Свойства моды (сиюминутность, демонстративность). Процесс развития моды – вечная гонка. Искусственно повышенный спрос. Мода – искажение естественных потребностей человека. Причины появления массовой культуры. Функция массовой культуры в современном мире – тиражировать оригинальный продукт. Массовая культура предполагает упрощение, отсутствие возвышенных тем, отсутствие творчества (замена его техническими средствами). Симулякры. Массовая культура противоречит христианству, так как отрицает индивидуальность.
Цель: показать особенности массовой культуры и моды как явлений современности, сделав попытку оценить эти явления.
Урок 11. Православные молитвы
Христианская надежда и средства к ее обретению. Молитва — общение с Богом. «Отче наш» как образец молитвы. Виды молитвы.
Псалмы Давида — начало развития молитвенной поэзии. Книга Псалтыри. Возникновение христианских гимнов. Гимн — хвалебная песнь Богу или святым. Гимны христианского богослужения («Жив Господь» А. Гречанинова, гимны Захарии, «Тебе подобает песнь Богу» Г. Извекова и др.).
Принципиальное отличие молитвы от шаманства и медитации.
Великие молитвенники за землю русскую.
Урок 12. Богослужения, роль искусства в них
Устав и богослужебные книги. Виды богослужений: Литургия, Всенощное Бдение, обиход, праздничные службы. История богослужения православной церкви. («Литургия» П. Чеснокова С. Рахманинова; «Всенощное бдение» А. Архангельского, С. Рахманинова).
Урок 13. Роль искусства в совершении таинств
Таинство Крещения. Евангельское повествование о Крещении Иисуса Христа. Святой Иоанн Креститель (Евангелие от Матфея 3; 13–17).
Крещение Руси при святом равноапостольном великом князе Владимире. Крещение как духовное просвещение Руси.
Крещение человека как начало его духовной жизни. Наши христианские имена. Ангел-хранитель, крестные родители.
Таинство покаяния. Исповедание грехов. Сохранение тайны исповеди. Общечеловеческий смысл покаяния как духовного очищения и обновления человека. Проблема покаяния в литературе и искусстве.
Таинство причащения, таинство брака, миропомазания, елеосвящения (соборования), священства, их духовный смысл. (Каноны обихода, А. Гречанинова, А. Архангельского, П. Чеснокова и др.).
Тема 14. Православная иконография
Церковное предание о происхождении христианского образа. Образ спасителя Нерукотворного в древнерусской иконописи.
Служба Спасу Нерукотворному.
Иконоборческий период в христианской истории. Седьмой Вселенский Собор в борьбе с иконоборческой ересью.
Период русского Предвозрождения: Феофан Грек, Андрей Рублев. Художественный и символический язык православной иконы.
Почитание Божией Матери на Руси. Первые храмы и иконы Богородицы. Молитвы и песнопения, посвященные Божией матери.
Чудотворные иконы и сказания о них. Православные иконы и языческие идолы — царство света и царство тьмы.
Иконостас в русском православном храме. Мирообъемлющий смысл православного храма. Единство архитектоники и иконографии.
История русского православного иконостаса.
События ветхозаветной и новозаветной истории в росписях храмов.
Иконы святых. Иерархия святых (ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, праведники).
Тема 15. Русское церковное зодчество — сплав религии и искусства
Появление и развитие храмов на Руси. Храмы и монастыри как центры духовной и культурной жизни древнерусского государства. Особенности древнерусской храмовой архитектуры (храмовое многоглавие, луковичное завершение храмов, шатровое завершение храмов, ярусный тип храмовых построек и т. д.). История возведения собора Василия Блаженного, Успенского собора Московского Кремля, Храма Спасителя, история Спасо-Преображенского кафедрального храма г. Тамбова и др.
Появление и развитие светской живописи на религиозные темы (К. Брюллов, В. Васнецов, М. Нестеров, И. Глазунов и др.).
Тема 16. Духовная музыка и православная церковь
Крещение Руси — импульс для появления хоровой музыки. Традиция русского православного пения. Особенности духовного концерта.
Хоровые концерты Д. С. Бортнянского. Творчество Василия Титова («Рождественский концерт», хоры «Хвалите имя Господне»,
«Благослови, душе моя»).
Общечеловеческая трактовка религиозных музыкальных символов в музыке С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова.
Музыкальный альбом песнопений всенощной и литургии Русской православной Церкви «Свет Христов просвещает всех»:
«Благослови, душе моя, Господа», «Малое славословие» П. Чеснокова; «Хвалите имя Господне», «Верую». А. Гречанинова,
«Господи воззвах» Г. Львовского, «От юности моея» Д. Баянова, «О тебе радуется» Н. Данилина.
Простота музыкального построения, сдержанность и величавость, характер мелодии — черты русской православной музыки.
Урок 17. Искусство колокольного звона
Появление и развитие колокольного музыки. Колокол в жизни русского человека. Царь-колокол И. Моторина — уникальное художественное явление. Роль и место колокольного звона в церковной службе православного храма. Типы церковных звонов (трезвон, перезвон, перебор, Благовест, будничный звон, красный звон, звон проводной, простодневный звон). Обращение классической русской музыки к искусству колокольного звона. Возрождение искусства колокольного звона сегодня. Фестивали колокольной музыки.
Урок 18. Духовная музыка в западной культуре
Библейские сюжеты в музыке И. С. Баха, Ш. Гуно, Ф. Шуберта, С. Манюшко, Р. Генделя.
Тема реквиема в произведениях В. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Керубини и др.
Урок 19. Духовная литература в православной церкви
Святые отцы церкви. Избранные творения святых отцов (св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого, св. Григория Богослова).
Святые Кирилл и Мефодий — просветители славян.
«Поучение к братии» св. Луки Жидяты — первое русское произведение духовной литературы.
Четьи- Минеи
Повествования о жизни святых Православной церкви. «Великие Четьи-минеи» митрополита Макария как древнерусская энциклопедия церковной и духовно-поучительной литературы. Четьи-Минеи Димитрия Ростовского.
Урок 20. Духовная литература в православной церкви
Жития святых как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания. Воспитание совести, веры в духовную силу народа, великодушия православия, жажды служения Родине посредством образов национального героизма. Избранные жития русских князей (благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобных Петра и Февронии Муромских), святых воинов (благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского), святых последнего столетия (праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Тихона Патриарха Московского).
Урок 21. Духовно-нравственное содержание русской литературы
Православная тема в произведениях Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и др.
Развитие духовной тематики в русской поэзии
(К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой, В. С. Соловьев, А. А. Ахматова).
Урок 22. Роль литературы и искусства в духовной жизни общества
Творческие, нравственные поиски представителей литературы и искусства, их воздействие на общественную жизнь.
Урок 23. Серебряный век отечественной культуры — российский Ренессанс
Влияние творчества В.Я.Брюсова, А.А.Блока, Л.Н.Андреева, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Д.С.Мережковского, И.Северянина, А.Белого и других на духовную жизнь общества.
Урок 24.Роль театра в духовной жизни общества
Проявление творческих начал личности в различных видах искусства: театр — М.Н.Ермолова, К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд и др.;
Урок 25. Роль музыки в духовной жизни общества
Проявление творческих начал личности в музыке: А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.С.Прокофьев, И.Ф.Стравинский, С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин и др.;
Урок 26. Роль живописи в духовной жизни общества
Проявление творческих начал личности в живописи — В.А.Серов, И.Е.Репин, К.А.Коровин, И.И.Шишкин и др.;
Урок 27. Роль архитектуры в духовной жизни общества
Проявление творческих начал личности в архитектуре — Ф.О.Шехтель, А.В.Щусев.
Урок 28. Модернистские искания в российской живописи
М.А.Врубель, «мирискусники» (А.Н.Бенуа, К.А.Сомов и др.), И.Э.Грабарь, Б.М.Кустодиев, К.С.Малевич, В.Е.Татлин, В.В.Кандинский.
Урок 29. Традиционализм и поиски новых направлений и форм в литературе и искусстве — характерные черты развития культуры России начала XX в. Стремление искусства к национальному самовыражению.
Урок 30. Российские меценаты (П.М.Третьяков, С.Т.Морозов, С.И.Щукин, С.И.Мамонтов, А.А.Бахрушин, М.К.Тенишева и др.), их роль в обогащении культурной жизни страны.
Урок 31.Научно-исследовательских проект
Урок 32. Научно-исследовательских проект
Урок 33. Творческий проект
Урок 34. Конференция. Защита творческих проектов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азбука нравственности. 1, 2, 3, 4-й классы. Методические рекомендации учителям по проведению уроков (поклассные выпуски). / Под ред. Э.П. Козлова. М., 1999.
2. Алексеева Г.Г. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника: программа для общеобразовательных школ. Шиханы, 2000.
3. Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1972.
4. Антонова О. А. Искусство и православие. М., 1983.
5. Антонова О. А. Музыка и церковь. М.: Знание, 1977.
6. Андреев И.М. Православно-христианское нравственное богословие. Джорданвилль, 1966.
7. Аплетаев М.Н. В поисках нравственного смысла жизни: Кн. учителя-экспериментатора. Омск, 1997.
8. Асафьев Б. В. Русская музыка от начала 19 столетия. М.; Л., 1930.
9. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: учебник для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М., 2003.
10. Бенин О. Искусство Северного Возрождения: Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями / Пер. с англ. М.: Искусство, 19
11. Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М.: Искусство, 1984.
12. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект, 2005. 608 с. (Психологические технологии).
13. Галеева Н. И. Модифицированный вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно на интегрированных уроках музыки и психологии как способ формирования целостного восприятия мира, познания себя и других // Психотерапия, 2007. - № 4.
14. Галеева Н.И. Создание творческих видеоклипов//Вопросы ментальной медицины и экологии, Том XIII, 2007. - № 2.
15. Галеева Н.И. Характерологический опросник М. Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадет в рамках интеграции психологии и общеобразовательных предметов в кадетском корпусе // Вопросы ментальной медицины и экологии, Том XIV, 2008. - №2.
16. Галеева Н.И. Методики творческого самовыражения М.Е. Бурно в структурно-функциональной модели психолого-педагогической деятельности по адаптации кадет-пятиклассников кадетской школы-интерната// Психотерапия, 2008. - № 11
17. Галеева Н.И. Курс «Психология в музыке» в кадетской школе-интернате // Вопросы психологии, 2009. -№ 5.
18. Галеева Н.И. Социокультурная адаптация кадет в кадетской школе-интернате средствами творческого самовыражения // Воспитание школьников, 2009. -№7.
19. Вагнер Г. К. В поисках истины: Религиозно-философские искания русских художников, сер. 19 — нач. 20 вв. — М.: Искусство, 1993.
20. Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка 17 века — встреча двух эпох. М.: Музыка, 1994.
21. Громыко М.М. О народном благочестии русских XIX века// Православие и русская народная культура: Науч. сб. Вып. 1. М.,1994. С.5-30.
22. Громыко М.М. Традиционные формы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.,1986.
23. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки: Ч. 1. 3-е изд. М.: Музыка, 1965.
24. Деяния Вселенских Соборов: В 7т. 3-е изд. Казань: Изд. Казанской ДА, 1889–1910.
25. Духовные традиции в современной школе: материалы всероссийской конференции. СПб, 1997.
26. Закон и заповеди Божии: сборник учебных программ. М., 1992.
27. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.
28. Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М.: Искусство, 1976.
29. Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978.
30. Кошелева О. Е. «Душевное страдание» в Древней Руси / Свободное воспитание. Вып. 1. М., 1992. С. 29–32.
31. Кузнецов С. В. Религиозно-нравственные основания русского земледельческого хозяйства // Православие и русская народная культура: Науч. сб. Вып. 1. М., 1994. С.31-53.
32. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. М., 1978.
33. Козлов Э.П. Практикум по основам морали, этики, и обществознанию. Учебное пособие для учащихся 9, 10, 11-го классов общеобразовательных и средних школ, лицеев, гимназий и средних специальных учебных заведений. Ч. I, II, III. М., 2000.
34. Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год. М., 1994
35. Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети. М., 1994.
36. Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. М.: Наука, 1978.
37. Лазарев В. Н. Русская живопись: В 6 ч. М.: Искусство, 1983. Ч. 1.
38. Ливчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. М., 2002.
39. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Сост. В. Л. Шестаков. М.: Музыка, 1956.
40. Музыкальная энциклопедия. М., 1996.
41. Музыкальная эстетика России 16–18 вв. / Сост. А. И. Рогов. М.: Музыка, 1973.
42. Никандров Н.Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее. Выст. на IX Рожд. чтениях. М., 2001.
43. Николаюк Н.Г. Библейское слово в нашей речи. СПб, 1998.
44. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994
45. Нравственное православное богословие / Ред. архимандрит Платон (Игумнов). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
46. Отцы и матери: православное воспитание и современный мир. М., 2001.
47. Панькова И.И «Русь святая в пословицах и поговорках». Программа факультативного курса для начальной школы и методические материалы к ней. Ростов-на Дону, 2004.
48. Панькова И.И. Учебно-методическое пособие по спецкурсу «Христианская нравственность в современном мире» (региональный компонент) Ответственный редактор доктор философских наук А.В.Белов Ростов - на – Дону, 2007
49. Пестов Н.Е. Современная практика христианского благочестия. СПб., 1994.
50. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Избр. пед. соч. М., 1953.Проблемы гуманизации дополнительного образования детей и формирования нравственных отношений в семье: программы. М., 1995.
51. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб.: Тип. Деп. уделов, 1892.
52. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. - М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. -880 с.: ил.- («Б-ка психологии, психоанализа, психотерапии»).
53. Русская православно ориентированная школа. Традиции, настоящее и будущее. М., 1999.
54. Суворина Е.А., Денисенко О.О. Дорога на Родину. Теория и практика внешкольного воспитания в традициях русской культуры. Тверь, 1994.
55. Сурова Л.В. Православная школа сегодня: книга для учащихся и учащих. М., 1996.
56. Салтыков А. А. Эстетические взгляды Иосифа Владимирова. ТОДРЛ. Т. ХХУШ. Л., 1974.
57. Серегина Н. С. Песнопения русским святым. СПб.: Издательство российского института истории искусства, 1994.
58. Скребков С. С. Русская хоровая музыка 17 — начала 18 века. М., 1969.
59. Успенский Л. А. Богословские иконы Православной Церкви. Париж: Изд. экзархата Московской Патриархии, 1989.
60. Учебный стандарт образовательной области «Нравственность» (мораль) в книге «Учебные стандарты школ России». Кн.1. Нач. школа, общественно-гуманитарные дисциплины. / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. М., 1998.
61. Ширский С. И. О преподавании Закона Божия, Репринт. Ярославль, 1998.
62. Философия русского религиозного искусства 16–20 вв.: Антология / Сост. Н. Г. Гаврюшин. М.: Прогресс, 1993
63. Финдейзен Н. Очерки из истории музыки в России: В 2 т. М.; Л.: Госуд. изд-во, 1928–1929. Т. 1.
64. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. М., 2000.