Обобщающий урок "Путешествие по России"

Разделы: География


Цель: Формирование географического образа своей страны во всем многообразии и целостности на основе взаимодействия основных комплексов: рек, озер, гор, городов.

Задача: Обобщить, расширить, конкретизировать продолжить изучение природы России и картографической грамотности.

План.

  1. “Россия – нет красивей слова…”.
  2. Давайте вспомним красоты природы. Литературные высказывания с иллюстрациями.
  3. Разминка. Почему?
  4. Интересные факты. Устно и работа с компьютерами.
  5. Номенклатура. Рассказы по карте.
  6. Защита проекта по группам.
  7. Итоги.

ХОД УРОКА

1. “Россия - нет красивей слова…”.

Учитель: Сегодня на уроке мы расширим, обобщим и конкретизируем свои знания по природе России, и совершим небольшое путешествие по уголкам России. Наша русская природа полна прелести. Она трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Природа дарит людям радость, здоровье, душевное спокойствие. К природе надо относиться бережно.

Сегодня мы с вами почитаем стихи, узнаем еще много нового, обобщим наши знания.

На дом было дано задание - подготовить по группам и индивидуально высказывания о природе, сделать слайды. Хочу представить группы, с которыми будем работать. Это группы: духовные ценности России, великие равнины, горы, гейзеры и великие реки и озера.

Стихотворение о природе

Гляжу - не нагляжусь на русское раздолье.
Желанней и родней не знаю я земли.
Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли
И детства боль, и в небе журавли.
Россия - нет красивей слова.
Любуюсь я тобой дыханье затая.

2. Давайте вспомним красоты природы. Литературные высказывания с иллюстрациями.

(Идет показ слайдов природы. На фоне каждого слайда читается стихотворение, высказывание)

ВОЛГА

К Волге

Конец благополучну бегу!
Спускайте, други, паруса!
А ты, принесшая ко брегу,
О Волга! Рек, озер краса,
Глава, царица, честь и слава,
О Волга пышна, величава!
Прости! Но прежде удостой
Склонить свое вниманье к лире
Певца незнаемого в мире,
Но вспоминаемого тобой!

И.И. Дмитриев

Волге

Тускнеет твой венец алмазный,
Не зыкнет с посвистом жених…
Все больше пятен нефти грязной,
Плевки Горынычей стальных…
Глядишь, старее и дряхлее,
Как пароходы с ревом прут,
И голубою телагрею
Чернит без устали мазут…
А жениха все нет в дозоре…
Роняет известь едкий прах…
Плывешь ты с жалобою к морю,
Но оно в плевках, в гудках…

А. Ширявец

ПРОСТОРЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Старинная сибирская песня

Непроглядно темна,
Бесконечна - тайга
Ты сибирская!
Средь долин и средь гор
Заняла ты простор -
Богатырская!
По горам, по хребтам,
По глубоким падям
Ты раскинулась!
Над широкой рекой
Ты зеленой стеной
Понадвинулась!

КАМЧАТКА. ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ

Еще не рассвело, когда адский грохот заставил жителей покинуть дома. Над городом метались багровые молнии, и огромная мрачная туча быстро закрывала начавшее светлеть небо. Огненный столб взметнулся в небо на 20-километровую высоту. Извержение было заметно на расстоянии 450 км.

Путешественник

ОЗЕРО БАЙКАЛ

Озеро Байкал

Байкал удивителен, и не даром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно. Берега гористые, покрытые лесами.

А. П. Чехов

…все, кто хоть раз побывал на его берегах, кто на несколько мгновений оказался наедине с его чародейной волной, сходятся в одном: Байкал прекрасен и неповторим.

ЭЛЬБРУС

Кавказ

“Здесь у нас такие горы синие
И такие золотые нивы!
Если б все края их цвет восприняли,
Стала бы земля еще красивей!”

Р.Гамзатов

Кавказ

Там все блистает красотой:
Утесов мглистые громады,
Бегущи с ревом водопады
Во мрак пучин с гранитных скал
Леса, которых сны от века
Ни стук секир, ни человека
Веселый глас не возмущал,
В которых сумрачные сени
Еще луч дневной не проник,
Где изредка одни олени,
Орла послышав грозный крик,
Теснясь в толпу, шуршат ветвями,
И козы легкими ногами
Перебегают по скалам.
Там всё является очам
Великолепные творенья!

Жуковский

УРАЛ

Урал

Вера в будущее России, всегда жившая во мне, прибыла и окрепла от близкого знакомства с Уралом.

Д.И.Менделеев

Об Урале

Здесь горы не те, что на Кавказе или в Крыму. Это все та же нешутливая Средняя Россия, которую вдруг что-то взволновало: тот же ельник, сосняк, березняк, но взгорбившийся, тот же луг с одуванчиками, но покатый. И даже радостнее узнавать редкие черты на чуть изменившимся суровом лице.

Н.Н Михайлов

3. Разминка. Почему?

Всем группам предлагается вспомнить и объяснить закономерности размещения форм рельефа и климатических особенностей. Обозначают на карте крупные местоположения

И объяснить, почему они там.

  1. Почему Западно-Сибирская равнина - низменность?
  2. Почему озеро Байкал чистое и глубокое?

4. Интересные факты. Устно и работа с компьютерами.

Группам предлагается ответить на вопросы: “Самые из самых” - устно, а по одному человеку из группы пригласить к компьютерам для тестирования.

Устные вопросы:

  1. Самый высокий водопад.
  2. Самые высокие горы.
  3. Самое чистое море.
  4. Самое холодное море.
  5. Большое водохранилище.
  6. Высшая точка Уральских гор.
  7. Высшая точка Алтая.
  8. Многоводная река.
  9. Большой полуостров.
  10. Большой остров.
  11. Глубокое озеро.
  12. Распространенное дерево.

ТЕСТ. 8 КЛАСС

Вопрос № 1. Протяженность границ России

а) 60932 км б) 45300 км в) 73500 км

Вопрос № 2. Что изучает физическая география:

а) компоненты и комплексы;

б) природа и природные ресурсы;

в) географическое положение.

Вопрос № 3. Самая длинная горная система:

а) Урал б) Кавказ в) Алтай

Вопрос № 4. Самое распространенное лиственное дерево:

а) ель б) береза в) осина

Вопрос № 5. Какой вид полезных ископаемых соответствует щиту:

а) железная руда б) соль в) каменный уголь

Вопрос № 6. Над Сибирью зимой образуются:

а) холодные ветра и сухие воздушные массы;

б) теплые и сухие воздушные массы;

в) теплые и влажные воздушные массы.

Вопрос № 7. В каком климатическом поясе летом - умеренные, а зимой арктические воздушные массы:

а) арктический;

б) субарктический;

в) умеренный.

Вопрос № 8. Самый высокий водопад:

а) Камчатка б) Илья Муромец в) Гейзер

Вопрос № 9. Огромную роль в изучении биосферы сыграл:

а) В.И. Вернадский б) А.П.Докучаев в) Л.П.Соколов

Вопрос № 10. Чем занята основная площадь территории страны:

а) леса б) пашни в) пастбища

Вопрос № 11. Зеленые насаждения играют большую роль:

а) снижают уровень шума;

б) создают тень;

в) уменьшают выброс вредных веществ.

Вопрос № 12. Сколько % воды содержится в торфе:

а) 94% б) 20% в) 50%

Ответы:

1.-а

2.-б

3.-а

4.-б

5.-а

6.-а

7.-б

8.-б

9.-а

10.-а

11.-а

12.-а

5. Номенклатура. Рассказы по карте.

(Учитель читает рассказ, а представители из групп находят объекты и показывают на карте)

  1. “Спускаясь с высшей точки Алтая, я плыву по реке Катунь, попадаю в г. Новосибирск, потом в г. Сургут и направляюсь к Обской губе.”
  2. “От истока Камы я попадаю в Пермь, из Перми в Самару, а из Самары в Ростов-на-Дону”.
  3. “С горы Народной я качусь вниз до истока Печоры, потом попадаю в Нарьян-Мар, а оттуда в Карское море”.

6. Защита проекта по группам.

Группы представляют свои интересные проекты и рассказывают. (Это было домашнее задание)

  1. Россия - страна великих рек, озер.
  2. Россия - страна великих равнин и гор, гейзеров, вулканов.
  3. Духовные ценности России.

7. Итоги.

Заканчивая путешествие на сегодняшний день, можно восторгаться красотами России и много об этом говорить.

(Подводятся итоги. Выставляются оценки)