Пояснительная записка
Программа курса «Характерология в креатологии» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с основными положениями Концепции профильного обучения.
Образование в ХХI веке призвано формировать целостную и ответственную личность на основании таких системообразующих принципов, как фундаментализация, открытость, опережающий характер и вариативность. В обществе назрела потребность «в новом типе человека – находящегося в движении, творческого, импровизирующего, доверяющего себе, мужественного, самостоятельного» (А.Маслоу), социально ответственного, культурного и духовно-нравственного. Для реализации этих принципов в условиях кадетской школы-интерната доминирующая роль отводится социокультурному развитию, направленному на достижение личностных целей учащихся и их социокультурное самоопределение.
Содержание программы курса основано на изучении основ характерологии и креатологии, как основы формирования духовно-нравственных ценностей и идеалов у современных подростков.
Знакомство с художественной культурой и шедеврами искусства через призму характерных особенностей личности художников, музыкантов, поэтов, писателей, позволяет глубже познать сущность человеческого характера и представления о мире вообще. Понимание себя среди других людей позволит яснее увидеть свою дорогу, свое предназначение в жизни. Изучение характеров и как они обнаруживаются в творчестве, поступках, переживаниях известных художников, помогает найти себя в собственном творчестве, включить свойственные нам творческие механизмы, стать неповторимым, уникальным, духовным. Человек, изучив свои природные личностные богатства, раскрыв и реализовав себя творчески, начинает делать в жизни то, к чему он предрасположен. (М.Бурно. 2008).
Программа элективного курса «Характерология в креатологии» предназначена для подростков 7 классов.
Благодаря полученным знаниям по психологии, характерологии и креатологии учащиеся смогут подробно и глубоко прочувствовать не только внутренний мир персонажей, но и передать свои ощущения, мысли и чувства.
Для интегрированного курса были выработаны следующие цели и задачи:
1. Познакомить детей с классификацией российских характеров М.Е. Бурно, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей.
2. Создать условия для познания себя и своего характера. Помощь в определении своих характерологических черт, выявлении достоинств, индивидуальности, особенностей, обретении себя в творческом самовыражении. Формирование творческой индивидуальности. Оптимизация учебного процесса.
Задача курса состоит в том, чтобы каждый подросток, изучив и проникнувшись творчеством великих художников, смог познать себя, свой характер, возможности, обрести себя в творческом самовыражении.
Курс состоит из лекционных (теоретических) занятий, на которых дети усваивают понятийную базу психологического характера (характер, творчество, креативность и т.д.) и практических занятий, на которых учащиеся отрабатывают умения и навыки проведения грамотного психологического анализа произведений искусства, своей личности, пробовали себя в творческом самовыражении.
Курс «Характерология в креатологии» рассчитан на 34 академических часа.
При изучении курса используются различные формы текущего контроля знаний и умений: это письменные ответы на проблемные вопросы, работы творческого характера, психологический анализ музыкальных и других произведений искусств, портретные зарисовки характеров героев и их создателей, участие в обсуждении на итоговых занятиях.
По окончании курса учащимся предлагается провести исследование своего характера, своей личности. Также предлагается написать сочинение на тему: «Я в творческом самовыражении», где будет дан анализ своему творчеству с выводами, отразился ли характер на собственном творчестве.
По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся:
1. Общекультурная компетентность – предполагает умение применить полученные психологические знания в познании себя и других, обрести себя в творческом самовыражении.
2. Методологическая компетентность – предполагает овладение методами психологического исследования себя и других, знакомство с разными подходами в изучении характеров, изучение личности и творчества музыкантов, художников, писателей и поэтов.
В процессе обучения по программе курса «Характерология в креатологии», учащиеся усваивают следующие понятия и категории: личность, индивидуальность, оригинальность, характер, творчество, креативность, направленность личности, эмоции, чувства, психологический образ, средство выразительности и изобразительности, творческое самовыражение.
Учащиеся должны овладеть:
способами сбора информации, методами экспертных оценок и изучения продуктов деятельности, умение создать психологический портрет личности, раскрыть внутренний мир образа и художника, научиться самовыражеться в творчестве, создавая свои собственные произведения в своем стиле, исходя из природных данных.
Учебно-тематический план
№ |
Блок |
№ урока |
Тема |
1 |
Характерология в креатологии |
1 |
О характерах людей |
2 |
Самопознание Тест Шмишека |
||
3 |
«Мое творческое самовыражение» |
||
2 |
Классификация Характеров М.Е. Бурно |
4 |
Классификация характеров М.Е. Бурно. Самопознание Характерологический тест для детей М.Бурно |
5 |
Сангвинический (синтонный) характер 1.Ф.А. Васильев – поэт русской природы. 2.Творчество «Перед грозой», «Мокрый луг». |
||
6 |
Самопознание Характерологический тест для детей |
||
7 |
Напряженно-авторитарный характер 1.Великий исторический живописец В.И. Суриков. 2.Творчество |
||
8 |
Самопознание Характерологический тест для детей |
||
9 |
Тревожно-сомневающийся характер 1.В.М. Васнецов. 2. «Аленушка», «Три богатыря» |
||
10 |
Самопознание Характерологический тест для детей |
||
11 |
Застенчиво-раздражительный характер А.Рублев |
||
12 |
Самопознание Характерологический тест для детей |
||
13 |
Педантичный характер Мифы и реальности заговоров и заклинаний |
||
14 |
Самопознание Характерологический тест для детей |
||
15 |
Замкнуто-углубленный характер 1.Кандинский 2.Творчество |
||
16 |
Самопознание Характерологический тест для детей |
||
17 |
Демонстративный характер Хлестаков Мюнхгаузен Василий Теркин |
||
18 |
Самопознание Характерологический тест для детей |
||
19 |
Неустойчивый характер 1.Сергей Есенин 2.Творчество |
||
20 |
Самопознание Характерологический тест для детей |
||
21 |
Смешанный характер 1.Сальвадор Дали 2.Творчество |
||
22 |
Самопознание Характерологический тест для детей |
||
3 |
Методы творческого самовыражения |
23 |
Творческое самовыражение 1.Психология творчества. 2.Психология творческого самовыражения. 3.Методы творческого самовыражения. |
24 |
Психология создания творческих произведений |
||
25 |
Творческое общение с природой |
||
26 |
Творческое общение с литературой, искусством, наукой |
||
27 |
Творческое коллекционирование |
||
28 |
Проникновенно-творческое погружение в прошлое |
||
29 |
Психология ведения дневников и записных книжек |
||
30 |
Психология письма |
||
31 |
Творческие путешествия |
||
32 |
Творческий поиск одухотворенности в повседневном |
||
33 |
Галерея творческих работ, выставка, концерт |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1.Понятие о характере (3 ч)
Индивидуальность, личность, оригинальность. Личность в психологии
и искусстве. Психологизм искусства.
Тема 2.Классификация российских характеров М.Е. Бурно (20 ч)
Характер, личность, творчество, творческое самовыражение. Характеры: синтонный, напряженно-авторитарный, тревожно-сомневающийся, застенчиво-раздражительный, педантичный, замкнуто-углубленный, демонстративный, неустойчивый, мозаичный. Влияние характера на творчество музыкантов, художников, писателей и поэтов. Сравнительные характеристики. Характерные персонажи и герои. Средства выразительности в музыке, живописи и литературе.
Тема 3.Методы творческого самовыражения (11 ч)
Способы самовыражения. Взаимосвязь характера и стиля деятельности. Способы передачи духовных ценностей в творчестве композиторов, художников, поэтов. Смысл творчества. Ценность культуры. Сила творческого Я. Творческое общение с живописью, с природой, погружение в прошлое, воспоминания, творческое коллекционирование, фотографирование, творческое общение с музыкой, поэзией, рисунком. Дневниковые записи. Переживание любви, общение с красотой, нравственность, Бог. Красота в искусстве. Передача философского смысла, вечных истин, духовности средствами творческого самовыражения. Переживание нравственности, любви через общение с искусством. Создание собственных творческих произведений. Выставка работ. Галерея творчества. Критерии личностного роста. Жизненное пространство, жизненный путь, самореализация перспектив. Наука, искусство и религия о смысле жизни. Смысл жизни.
Литература
1. Безумные грани таланта: Энциклопедия патографий / Авт.-сост. А.В. Шувалов. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ОАО «ЛЮКС», 2004. - 1214 с.
2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Лит-ра в школе. – 1996. №5. –С. 150-154
3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989. – 304 с., ил.: 2-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 1999. 364 с., илл.
4. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект, 2005. 608 с. (Психологические технологии).
5. Галеева Н. И. Модифицированный вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно на интегрированных уроках музыки и психологии как способ формирования целостного восприятия мира, познания себя и других // Психотерапия, 2007. - № 4.
6. Галеева Н.И. Создание творческих видеоклипов // Вопросы ментальной медицины и экологии, 2007. - № 2.
7. Галеева Н.И. Характерологический опросник М. Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадет в рамках интеграции психологии и общеобразовательных предметов в кадетском корпусе // Вопросы ментальной медицины и экологии, Том XIV, 2008. - №2.
8. Галеева Н.И. Методы творческого самовыражения М.Е. Бурно в структурно-функциональной модели психолого-педагогической деятельности по адаптации кадет-пятиклассников кадетской школы-интерната// Психотерапия, 2008. - №11.
9. Галеева Н.И., Николаева Е.В. Интегрированный урок: психология + история + музыка: «Психология в музыке» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2006/2007 учебный год: Книга 2. - М.: ООО «Чистые пруды», 2007. - 600 с.
10. Галеева Н.И. Возможности применения метода Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно на интегрированных уроках в курсе «Психология в музыке» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2006/2007 учебный год: Книга 2. - М.: ООО «Чистые пруды», 2007. - 600 с.
11. Галеева Н.И. Использование метода Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно в целях здоровьесбережения кадет в кадетской школе-интернате: Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход». - Москва: Московский городской педагогический университет, Институт психологии, социологии и социальных отношений, 2008.
12. Галеева Н.И. Социокультурная адаптация кадет в кадетской школе-интернате средствами творческого самовыражения // Воспитание школьников, 2009. -№7.
13. Галеева Н.И. Курс «Психология в музыке» в кадетской школе-интернате // Вопросы психологии, 2009. -№5
14. Грушко Н.В. Социально-психологическое исследование творческого самовыражения в условиях дополнительного образования. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. М.: 2003. – 23 c.
15. Кречмер Э. Строение тела и характер: / Пер. с нем. М.: Педагогика-Пресс, 1995. 608 с. (Серия: «Психология: Классические труды»).
16. Локтева О.Б. Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками. Автореф. дисс. на соискание уч.степени канд. педагогич. наук. М.: 1999. – 16 c.
17. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с.
18. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуминит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Ч.2. Психология общения: 11 кл. - 192 с. - (Б-ка школьного психолога).
19. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 1.
20. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод. Пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 288 с. - (Воспитание и доп. образование детей).
21. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. - М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. -880 с.: ил.- («Б-ка психологии, психоанализа, психотерапии»).
22. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – 5-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. – 560 с.
23. Хозиев В.Б. Психология. Учебное пособие для 10-11-х специализированных классов (гуманитарных и психологических). -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 384 с. (Серия «Библиотека психолога»).