Программа элективного курса "Характерология в креатологии"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Программа  курса «Характерология в креатологии» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с основными положениями Концепции профильного обучения.

Образование в  ХХI веке призвано формировать целостную и ответственную личность на основании таких системообразующих принципов, как  фундаментализация, открытость, опережающий характер и вариативность. В обществе назрела потребность  «в новом типе человека – находящегося в движении, творческого, импровизирующего, доверяющего себе, мужественного, самостоятельного» (А.Маслоу), социально ответственного, культурного и  духовно-нравственного. Для реализации этих принципов в условиях кадетской школы-интерната доминирующая роль отводится социокультурному развитию, направленному на достижение личностных целей учащихся и их социокультурное самоопределение.

Содержание программы курса основано на изучении основ характерологии и креатологии, как основы формирования духовно-нравственных ценностей и идеалов у современных подростков.

Знакомство с художественной культурой и  шедеврами искусства через призму характерных особенностей личности художников, музыкантов, поэтов, писателей, позволяет глубже познать сущность человеческого характера и представления о мире вообще. Понимание себя среди других людей позволит яснее увидеть свою дорогу, свое предназначение в жизни. Изучение характеров и как они обнаруживаются в творчестве, поступках, переживаниях известных художников, помогает найти себя в собственном творчестве, включить свойственные нам творческие механизмы, стать неповторимым, уникальным, духовным. Человек, изучив свои природные личностные богатства, раскрыв и реализовав себя творчески, начинает делать  в жизни то, к чему он предрасположен. (М.Бурно. 2008).

Программа элективного курса «Характерология в креатологии» предназначена для подростков 7 классов.

Благодаря полученным знаниям по психологии, характерологии и креатологии  учащиеся смогут подробно и глубоко прочувствовать не только внутренний мир персонажей, но и передать свои ощущения, мысли и чувства.

Для интегрированного курса были выработаны следующие цели и задачи:

1. Познакомить детей с классификацией российских характеров М.Е. Бурно, душевными особенностями,  особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей.

2. Создать условия для познания себя и своего характера. Помощь в определении своих характерологических черт, выявлении достоинств, индивидуальности, особенностей, обретении себя в творческом самовыражении. Формирование творческой индивидуальности. Оптимизация учебного процесса.

Задача курса состоит в том, чтобы каждый подросток, изучив и проникнувшись творчеством великих художников, смог познать себя, свой характер, возможности, обрести себя в творческом самовыражении.

Курс состоит из лекционных (теоретических) занятий, на которых дети усваивают понятийную базу психологического характера (характер, творчество, креативность и т.д.) и практических занятий, на которых учащиеся отрабатывают умения и навыки проведения грамотного психологического анализа произведений искусства, своей личности, пробовали себя в творческом самовыражении.

Курс «Характерология в креатологии» рассчитан на 34  академических часа.

При изучении курса используются различные формы текущего контроля знаний и умений: это письменные ответы на проблемные вопросы, работы творческого характера, психологический анализ музыкальных и других произведений искусств, портретные зарисовки характеров героев и их создателей, участие в обсуждении на итоговых занятиях. 

По окончании курса  учащимся предлагается провести исследование своего характера, своей личности. Также предлагается написать сочинение на тему: «Я в творческом самовыражении», где будет дан анализ своему творчеству с выводами, отразился ли характер на собственном творчестве.

По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся:

1. Общекультурная компетентность – предполагает умение применить полученные психологические знания в познании себя и других, обрести себя в творческом самовыражении.

2. Методологическая компетентность – предполагает овладение методами психологического исследования себя и других, знакомство с разными подходами в изучении характеров, изучение личности и творчества музыкантов, художников, писателей и поэтов.

В процессе обучения по программе курса «Характерология в креатологии», учащиеся усваивают следующие понятия и категории: личность, индивидуальность, оригинальность, характер, творчество, креативность, направленность личности, эмоции, чувства, психологический образ, средство выразительности и изобразительности, творческое самовыражение.

Учащиеся должны овладеть:

способами сбора информации, методами экспертных оценок и изучения продуктов деятельности, умение создать психологический портрет личности, раскрыть внутренний мир образа и художника, научиться самовыражеться в творчестве, создавая свои собственные произведения в своем стиле, исходя из природных данных.

Учебно-тематический план

Блок

№ урока

Тема

1

Характерология в креатологии

1

О характерах людей

2

Самопознание

Тест Шмишека

3

«Мое творческое самовыражение»

2

Классификация Характеров М.Е. Бурно

4

Классификация характеров М.Е. Бурно. Самопознание

Характерологический тест для детей М.Бурно

5

Сангвинический (синтонный) характер

1.Ф.А. Васильев – поэт русской природы.

2.Творчество «Перед грозой», «Мокрый луг».

6

Самопознание

Характерологический тест для детей 

7

Напряженно-авторитарный характер

1.Великий исторический живописец В.И. Суриков.

2.Творчество

8

Самопознание

Характерологический тест для детей 

9

Тревожно-сомневающийся характер

1.В.М. Васнецов.

2. «Аленушка», «Три богатыря»

10

Самопознание

Характерологический тест для детей 

11

Застенчиво-раздражительный характер

А.Рублев

12

Самопознание

Характерологический тест для детей 

13

Педантичный характер

Мифы и реальности заговоров и заклинаний

14

Самопознание

Характерологический тест для детей 

15

Замкнуто-углубленный характер

1.Кандинский

2.Творчество

16

Самопознание

Характерологический тест для детей 

17

Демонстративный характер

Хлестаков

Мюнхгаузен

Василий Теркин

18

Самопознание

Характерологический тест для детей 

19

Неустойчивый характер

1.Сергей Есенин

2.Творчество

20

Самопознание

Характерологический тест для детей 

21

Смешанный характер

1.Сальвадор Дали

2.Творчество

22

Самопознание

Характерологический тест для детей 

3

Методы творческого самовыражения

23

Творческое самовыражение

1.Психология творчества.

2.Психология творческого самовыражения.

3.Методы творческого самовыражения.

24

Психология создания творческих произведений

25

Творческое общение с природой

26

Творческое общение с литературой, искусством, наукой

27

Творческое коллекционирование

28

Проникновенно-творческое погружение в прошлое

29

Психология ведения дневников и записных книжек

30

Психология письма

31

Творческие путешествия

32

Творческий поиск одухотворенности в повседневном

33

 Галерея творческих работ, выставка, концерт

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1.Понятие о характере (3 ч)

Индивидуальность, личность, оригинальность. Личность в психологии

и искусстве. Психологизм искусства.

Тема 2.Классификация российских характеров М.Е. Бурно (20 ч)

Характер, личность, творчество, творческое самовыражение. Характеры: синтонный, напряженно-авторитарный, тревожно-сомневающийся, застенчиво-раздражительный, педантичный, замкнуто-углубленный, демонстративный, неустойчивый, мозаичный. Влияние характера на творчество музыкантов, художников, писателей и поэтов. Сравнительные характеристики. Характерные персонажи и герои. Средства выразительности в музыке, живописи и литературе.

Тема 3.Методы творческого самовыражения (11 ч)

Способы самовыражения. Взаимосвязь характера и стиля деятельности. Способы  передачи духовных ценностей в творчестве композиторов, художников, поэтов. Смысл творчества. Ценность культуры. Сила творческого Я. Творческое общение с живописью, с природой, погружение в прошлое, воспоминания, творческое коллекционирование, фотографирование, творческое общение с музыкой, поэзией, рисунком. Дневниковые записи. Переживание любви, общение с красотой, нравственность, Бог. Красота в искусстве. Передача философского смысла, вечных истин, духовности средствами творческого самовыражения. Переживание нравственности, любви через общение с искусством. Создание собственных творческих произведений. Выставка работ. Галерея творчества. Критерии личностного роста. Жизненное пространство, жизненный путь, самореализация перспектив. Наука, искусство и религия о смысле жизни. Смысл жизни.

Литература

1. Безумные грани таланта: Энциклопедия патографий / Авт.-сост. А.В. Шувалов. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ОАО «ЛЮКС», 2004. - 1214 с.

2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Лит-ра в школе. – 1996. №5. –С. 150-154

3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989. – 304 с., ил.: 2-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 1999. 364 с., илл.

4. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект, 2005. 608 с. (Психологические технологии).

5. Галеева Н. И. Модифицированный вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно на интегрированных уроках музыки и психологии как способ формирования целостного восприятия мира, познания себя и других  // Психотерапия, 2007. - № 4.

6. Галеева Н.И. Создание творческих видеоклипов // Вопросы ментальной медицины и экологии, 2007. - № 2.

7. Галеева Н.И. Характерологический опросник М. Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадет в рамках интеграции психологии и общеобразовательных предметов в кадетском корпусе // Вопросы ментальной медицины и экологии, Том XIV, 2008. - №2.

8. Галеева Н.И. Методы творческого самовыражения М.Е. Бурно в структурно-функциональной модели  психолого-педагогической деятельности  по  адаптации кадет-пятиклассников кадетской школы-интерната// Психотерапия, 2008. - №11.

9. Галеева Н.И., Николаева Е.В. Интегрированный урок: психология + история + музыка: «Психология в музыке» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2006/2007 учебный год: Книга 2. - М.: ООО «Чистые пруды», 2007. - 600 с.

10. Галеева Н.И. Возможности применения метода Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно на интегрированных уроках в курсе «Психология в музыке» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2006/2007 учебный год: Книга 2. - М.: ООО «Чистые пруды», 2007. - 600 с.

11. Галеева Н.И. Использование метода Терапия творческим самовыражением  М.Е. Бурно в целях  здоровьесбережения  кадет в кадетской школе-интернате: Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход». - Москва: Московский городской педагогический университет, Институт психологии, социологии и социальных отношений, 2008.

12. Галеева Н.И. Социокультурная адаптация кадет в кадетской школе-интернате средствами творческого самовыражения // Воспитание школьников, 2009. -№7.

13. Галеева Н.И.  Курс «Психология в музыке» в кадетской школе-интернате // Вопросы психологии, 2009. -№5

14. Грушко Н.В. Социально-психологическое исследование творческого самовыражения в условиях дополнительного образования. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. М.: 2003. – 23 c.

15. Кречмер Э. Строение тела и характер: / Пер. с нем. М.: Педагогика-Пресс, 1995. 608 с. (Серия: «Психология: Классические труды»).

16. Локтева О.Б. Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками. Автореф. дисс. на соискание уч.степени канд. педагогич. наук. М.: 1999. – 16 c.

17. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с.

18. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуминит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Ч.2. Психология общения: 11 кл. - 192 с. - (Б-ка школьного психолога).

19. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 1.

20. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод. Пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 288 с. - (Воспитание и доп. образование детей).

21. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. - М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. -880 с.: ил.- («Б-ка психологии, психоанализа, психотерапии»).

22. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – 5-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. – 560 с.

23. Хозиев В.Б. Психология. Учебное пособие для 10-11-х специализированных классов (гуманитарных и психологических). -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 384 с. (Серия «Библиотека психолога»).