Программа элективного курса "Великие и знаменитые наши соотечественники в искусстве и жизни"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Курс «Великие и знаменитые наши соотечественники в искусстве жизни» предназначен для кадетов  9-ых классов кадетских школ-интернатов. Данный курс разработан на основе программы элективного спецкурса “История России в образах отечественного художественного кинематографа” к.и.н, доцента С.П. Бычкова и программы курса "Победы России IX—XVIII веков" учителя истории Гумеровой Р.Р. 

В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с выдающимися людьми России. Ребята получают возможность более подробно познакомиться с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России, изучить их как личность, понять их ролью в победах России. Огромная роль курса состоит в воспитании  чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Цели:

  • формирование целостной картины мира.
  • повышение  уровня нравственной и духовной культуры кадетов на примере великих и знаменитых;
  • воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину Россию и ее народ.

Задачи состоят в том, чтобы создавать условия:

  • для формирования и развития у кадетов высокой нравственности, повышения духовной культуры;
  • обогащения духовного мира подростков;
  • приобретения знаний о выдающихся личностях нашей Родины;
  • раскрытия  художественной картины мира;
  • развития художественных способностей;
  • личностного становления в период взросления.

Элективный курс «Великие и знаменитые наши соотечественники в искусстве и жизни» также дает возможность средствами искусства и киноискусства стимулировать творческое воображение, реализации творческого потенциала подростков через приобщение к шедеврам мирового киноискусства. Через общение с прекрасным, через эмоциональное восприятие, а также  погружение в атмосферу мирового искусства и киноискусства, происходит обогащение духовного мира подростка, расширение его картины мира, познания характерных особенностей великих людей нашей Родины.

Итогом курса является защита проектно-исследовательских работ.

Учебно-тематический план в Приложении 1

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Образ. Исторический образ, художественный образ

1. Специфика форм освоения исторического прошлого - научной, художественно-литературной, идеологической, мифологической. “Правда художественная” и “правда историческая”. Основные характеристики художественного образа, его типичные и индивидуальные черты. Исторический миф, устойчивость мифологических стереотипов.

2. Структура исторического художественного кинематографического образа специфика наличия в образе исторических данных и концептуальных установок. Художественно-литературные элементы образа, их черты. Личность и типаж. Прототип и экранный образ. Правление Святослава, Русь во времена Владимира Святославовича, Борис и Глеб – первые русские святые. Процесс становления Древнерусского государства, система управления, внутренняя и внешняя политика первых русских князей. Значение принятия христианства.

Тема 2. Великие Государи Земли Русской

1. Ярославе Мудрый, Владимир Мономах.

2. Правление Ярослава Мудрого, Владимир Мономах – великий князь.   Расцвет Древнерусского государства. Личность Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Биография Владимиро-Суздальских князей и личности князя Александра Ярославовича.

3. Владимиро-Суздальские князья,  Александр Невский.    внутренняя и внешняя политика Владимиро-Суздальских князей, деятельность и победы Александра Невского.

4. От Ивана Калиты до Петра I. Этапы становления и расцвета Российского государства.

Тема 3. Великие победы. Воины-спасители Отечества

1. От Невской победы до Куликовской битвы. Александр Невский, Дмитрий Донской. Значение побед А.Невского, Д.Донского.     

2. Северная война и соратники Петра I. Победы Петра. «Птенцы гнезда Петрова». Значение побед Петра и роль в них его соратников.                      

3. Смутное время. Д.Пожарский. К.Минин. Причины,   ход и итоги Смуты. Личности Д.Пожарского, К.Минина.      

4. Полководцы и флотоводцы XVIII века. Русско-турецкие войны XVIII века.  Роль полководцев и флотоводцев в победах.     

5. Войны России и их кинематографическое освещение. Военные события (Битва на Чудском озере, Ливонская война, война 1812 г., первая мировая, гражданская, Великая Отечественная война и др.) в образах кинематографа.. Планы показа войны - от крупного, стратегического, к мелкому, бытовому, личному. Фронт и тыл, партизанское движение. Военноначальник и рядовой - их образы и устойчивые стереотипы восприятия. Жанры военного кино.

Тема 4. Русские женщины,  великие россиянки

1. Древняя Русь. Княгиня Ольга. Русь эпохи княгини Ольги. Характеристика княгини Ольги.

2. Правление Софьи Алексеевны. Предпетровская  Русь через деятельность Софьи Алексеевны.  

3. Елизавета Петровна – наследница Петра. Внутренняя и внешняя политика Елизаветы Петровны, оценка как личности в истории. 

4. Екатерина Великая. Екатерина Дашкова. Личность и деятельность Екатерины Великой и ее знаменитых современниц.

5. Образ исторической личности в отечественном кино. Проблема прототипа и образа в осмыслении ключевых фигур русской истории. Образы князей Киевской Руси, государей московских, императоров, советских лидеров и вождей. Эволюция образов Ивана Грозного, Петра I, Николая II, Ленина, Сталина и других исторических персонажей ее причины. Воздействие идеологических установок власти и перемен в общественном сознании на трансформацию образов государственных деятелей в произведениях художественного кинематографа. Защита проектных работ. 

6. Конференция. Защита творческих, научно-исследовательских проектов и работ.

Литература

1. Александров Г.В. Эпоха и кино. М., 1976

2. Андроникова М.И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и кино. М., 1974

3. Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. М., 1980.

4. Базен А. Что такое кино? М., 1972.

5. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968.

6. Балязин В.Н. Неофициальная история России. М., ОЛМА Медиа-Групп, 2008.

7. Беленький И.Л. Образ историка и тема исторического знания в русской литературе XIX - XX// История России XIX-XX веков: новые источники понимания. М., 2001.С.41-53

8. Буганов В. И., Сахаров А.И.. История России М., Просвещение, 2000 г.

9. Безумные грани таланта: Энциклопедия патографий / Авт.-сост. А.В. Шувалов. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ОАО «ЛЮКС», 2004. - 1214 с.

10. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Лит-ра в школе. – 1996. №5. –С. 150-154

11. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989. – 304 с., ил.: 2-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 1999. 364 с., илл.

12. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект, 2005. 608 с. (Психологические технологии).

13. Галеева Н. И. Модифицированный вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно на интегрированных уроках музыки и психологии как способ формирования целостного восприятия мира, познания себя и других  // Психотерапия, 2007. - № 4.

14. Галеева Н.И. Создание творческих видеоклипов // Вопросы ментальной медицины и экологии, 2007. - № 2.Львин Ю. М. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетских корпусах (на материале С.-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса). Дисс. ... канд. психол. н., - 19.00.07. - СПб.,

15. Гольденберг М. Драматургия кино. М., 1978.

16. Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М., 1998.

17. Довженко А. Избранное. М., 1957.

18. Ефимов Э.М. Искусство экрана. Истоки и перспективы. М., 1983

19. Ждан В. Специфика кинообраза. М., 1965;

20. Землянухин С., Сегида М. Домашняя синематика. 1918-1996. М., 1996.

21. Зимин А.А. “О книгах, театре, кино и прочем” (Из архивного наследия)// История России XIX-XX веков: новые источники понимания. М., 2001.С.27-3

22. Зоркая Н.М. Советский историко-революционный фильм. М., 1962

23. Караганов А.В. Кинолетопись революции. М., 1977.

24. Караганов А.В. Фильмы о Ленине и революции. М., 1966.

25. Караганов А.В. Экранная летопись эпохи. М., 1965

26. Кацва Л.А., Юрганов А.Л.. История России.VII–XV вв. Мирос.1995.

27. Кинокалендарь. Сост. М.З. Зелинский.М., 1974

28. Кино: энциклопедический словарь. М, 1986

29. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси: Исторические портреты. М.,1990.

30. Козлов Л.К. Изображение и образ. М., 1980

31. Козлов Л.К. Эйзенштейн и проблема синтетичности киноискусства // Вопросы киноискусства. Вып. 7. М., 1963.

32. Козинцев Г. Глубокий экран. М., 1971.

33. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974

34. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики //Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.,1998. 704 с

35. Маматова Л. Реализм историко-биографического фильма (на материале кинематографии среднеазиатских республик)// Кино и время. М., 1977. С.126-147.

36. Михайлов В. О методологи использования кинолетописи Великой Отечественной войны //Кино и время. Выпуск 1. М., 1977. С.80-92.

37. Первый век кино: популярная энциклопедия. М., 1996.

38. Писаревский Д. Место в строю //Кино и время. Выпуск 1. М., 1977. С.41-59

39. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб.,1993.

40. Пудовкин В. Собрание сочинений в 3 тт. М., 1974.

41. Ромм М.И. Беседы о кино. М., 1964.

42.< Румянцева М.Ф. Историческая наука и художественная литература: от модерна к постмодерну// История России XIX-XX веков: новые источники понимания. М., 2001.С.33-41;

43. Рунин Б. Наука-экран-человек // Искусство кино. 1974. № 6.

44. Советский исторический фильм. Сборник статей. М., 1939.

45. Советское кино в датах и фактах. (1917-1969). Справочник. Сост. В.Е. Вишневский, П.В. Фионов. М., 1974.

46. Соколов А.К. Социальная история, литература, искусство: взаимодействие в познании реалий ХХ века // История России XIX-XX веков: новые источники понимания. М.., 2001.С.65-76

47. Тяжельникова В.С. “Вы жертвою пали в борьбе роковой...” (Генезис и эволюция революционной жертвенности коммунистов) // Социальная история. Ежегодник.1998-1999. М., 1999. С. 411-433.

48. Фокина Н. Особенности драматургии историко-биографического фильма (документальный биографический фильм). М., 1978.

49. Ханютин Ю. Направления главного удара //Кино и время. Выпуск 1. М., 1977. С.59-79.

50. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6 тт. М.1964-1967

51. Эйзенштейн С.М. Сценарные разработки. Из дневников. Неоконченные теоретические статьи // Вопросы кинодраматургии. Вып. 4. М., 1962.

52. Юренев Р.Н. Краткая история советского кино. М., 1979