Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Цели урока:
1. Обучающий аспект:
а) Формирование специальных знаний, умений и навыков:
- формирование знания по теме: “Крестьянская реформа” (проекты реформ) на этапе выполнения домашнего задания;
- формирование знаний основных положений реформы на этапе усвоения новых знаний.
б) развитие специальных знаний, умений и навыков:
- развивать умение работы с историческим письменным источником
- развивать умение анализировать и обобщать исторические факты, сравнивать.
в) развитие общеучебных умений и навыков:
- развивать учебно-организационные умения и навыки (умение планировать ход выполнения задания; умение работать в парах и в группе) на этапе изучения новых знаний;
- развивать учебно-информационные умения и навыки (умения работать с текстом источника информации, учебником, дополнительной литературой) на этапе усвоения новых знаний;
- формирование научного мировоззрения – место крестьянской реформы в ходе исторического развития России;
- развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков при анализе текста, при выборе главного и существенного;
- развитие учебно-коммуникативных умений и навыков при взаимообучении.
2. Развивающий аспект:
а) развитие речи:
- работа над понятиями “реформа”, “временнообязанные крестьяне”, “оброчный капитал” на этапе освоения новых знаний;
- работа над словосочетанием и предложением при ответах;
- работа над текстом на этапе изучения новых знаний и закрепления знаний;
- работа над связанной устной речью при ответах на вопросы.
б) развитие мышления:
- развивать понятийные формы мышления при работе с историческим текстом;
- развивать логическое мышление при изучении нового материала;
- развивать историческое мышление при работе с историческими фактами;
в) развитие сенсорной сферы:
- развивать зрительный анализатор при работе с текстом учебника и исторического документа;
г) развитие двигательной сферы:
- развивать двигательную сферу при работе в группах.
3. Воспитательный аспект:
а) отношение к другим людям и коллективу:
- учить быть приветливым, отзывчивым, учить сопереживать и радоваться на успехи других при ответах товарищей;
б) отношение к себе:
- учить быть дисциплинированным, внимательным, аккуратным, усердным на всех этапах урока;
в) отношение к Родине:
- учить с уважением относиться к историческому наследию своей страны;
г) отношение к труду:
- учить быть трудолюбивым и ответственным.
Организация урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. организация урока | Цель: включить учащихся в учебную
деятельность. (презентация
слайд 1, слайд 2) Определить цели урока: -) какие проекты были представлены на обсуждение по отмене крепостного права; -)как общество относилось к реформам. Рассказ учителя о причинах и событиях предшествующих отмене крепостного права. (презентация слайды 3-7) Подготовка отмены крепостного права вызвала различную реакцию у разных слоев населения. Были проведены мероприятия по подготовки реформы, проекты готовились на разных уровнях. (презентация слайд 8) |
Учащиеся сами формулируют цели урока: 1. выяснить какие предложения были по проведению реформы. 2. каковы основные положения крестьянской реформы. 3. значение отмены крепостного права. |
2. проверка выполнения домашнего задания (КСО) | Цель: развить умение работы с
историческими источниками. Развить умение анализировать и сравнивать и обобщать исторический материал. Формировать знания по понятию “реформа”. |
Учащиеся расходятся по группам. В
группах выступают с выполненным домашним
заданием (приложения 1, 2,
3, 4, 5), заполняют итоговую таблицу (приложение 6), обобщают материал, сравнивают разные проекты реформы, делают вывод о сходстве и различиях взглядов по вопросы отмены крепостного права. |
3. подготовка к основному этапу урока (традиционная) | Цель: подвести учащихся к выводу, что
общество было за отмену крепостного права,
разногласия были по вопросам: с землей или нет; за
выкуп или нет. Рассказ: общество готово к принятию реформы. Каковы основные положения реформы? |
Выступление представителей групп по итогам работы. (презентация слайд 9) |
4. усвоение новых знаний и способов действий(модульная технология) (кластеры) | Цель: формирование знаний по
крестьянской реформе 1861 г. -развивать умение работы с учебником, умение выделять главное, существенное. |
Цель: 1.вычлени основные положения
крестьянской реформы. 2. подчеркни существенные
признаки новых понятий по теме: “Отмена
крепостного права”. Задание: 1. прочитай учебник стр. 141-143; отметьте в учебнике основные положения реформы. 2. выпиши в тетрадь основные положения. 3. запиши определения новых понятий. 4. придумай три тонких вопроса на знание новых понятий, умение вычленять существенные признаки.
|
5. первичная проверка знаний | Цель: закрепить первичные знания по теме “ Отмена крепостного права” | Контроль: 1. проверь свои записи по
образцу. (презентация слайд 10) 2. обменяйтесь вопросами с соседом по парте. 3. проверь правильность выполнения задания. 4. выставьте отметку за работу. “5” - без ошибок “4” - одна ошибка “3” - две ошибки “2” - более 2-х ошибок |
6. закрепление знаний и способов действий (Модульная технология) | Цель: закрепить первичные знания по теме “ Отмена крепостного права” | Цель: узнать, какое значение имело
отмена крепостного права для развития страны. Задание: 1. прочитай текст. 2. выполни задание. Итоги крестьянской реформы 1861 года вызвали критику со стороны демократической общественности, радикалов-революционеров, представителей социалистической мысли. Поэт Некрасов так откликнулся на итоги реформы, ликвидировавшей крепостное право: Распалась цепь великая, Задание:
Контроль: 1. проверь себя по образцу. (презентация слайды 11,12) |
9. подведение итогов (традиционная) | Что узнали? Чему научились? |
Реформа была подготовлена всем
обществом. Основные положения реформы. Сохранились феодальные пережитки. Учились сравнивать, обобщать, анализировать. |
10. рефлексия (традиционная) | Вопросы: чем занимались на уроке. Что мешало к восприятию материала, что помогало. Что понравилось, что нет. Понравилось ли работать по парам (группам). Как оцениваете свою деятельность на уроке (по 5-бальной системе) |
Оцените работу каждого, выставите
отметку по 5-бальной системе. Критерий отметки (что оцениваем):
|
11. информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Параграф 17, вопросы и задания стр.143 - 144 |
Список литературы
- Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории России XIX в.: 8 кл. М., 2000
- Захарова Л. Великие реформы в России. 1856 – 1874 гг. М., 1992.
- Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. М., 2007, стр. 292 - 305
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России XIX века. Русское слово 2007.