Перспективы интеграции общего и дополнительного образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением их основного образования, способствует развитию способностей и интересов школьников, формированию у них высоких гражданских и нравственных качеств, помогает жизненному и профессиональному самоопределению обучающихся. Поэтому на современном этапе приоритетной задачей деятельности школы в целом и отделения дополнительного образования детей в частности является создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс развития социальной активности школьников. Отсюда важно создать в школе образовательную среду, способствующую формированию мотивационно-целевого, инструментального и оценочно-прогностического компонентов социальной активности школьников. Одним из основных факторов, определяющих формирование мотивационно-целевого компонента социальной активности учащихся нашей школы, является их активное участие в системе государственно-общественного управления образовательным учреждением, а также в системе внеурочной воспитательной и спортивной работы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 26” Предгорного муниципального района Ставропольского края использует систему дополнительного образования с 1989 года и сегодня является культурно-образовательным центром поселка, основой его социокультурной среды.

Сегодня в школе создалось такое культурно-образовательное пространство, которое позволяет назвать сельскую школу культурно-образовательным центром посёлка. Фактически школа работает в режиме “Школа-комплекс”. Наряду с аттестатами об образовании учащиеся получают документ о музыкальном образовании, имеют возможность развивать и расширять свои творческие способности в кружках дополнительного образования. В этом - наше конкурентное преимущество перед другими школами Предгорного муниципального района.

Развитие разнообразных форм взаимодействия школы с различными социальными партнерами является основным фактором формирования ее образовательной среды. Обобщение опыта работы с социальными партнерами по различным направлениям легло в основу разработки программы развития школы, основной целью которой стало создание оптимальных организационно-педагогических условий, способствующих обеспечению доступности качественного образования, становлению и развитию социальной активности учащихся, сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса. Эта же цель является основной и для программы развития системы эстетического воспитания, которая составлена на период с 2005 по 2010 годы.

Анализ проблем и возможностей школы в совокупности с ценностными ориентирами педагогического коллектива позволили определить следующие приоритетные направления развития школьной системы дополнительного образования детей:

• обеспечение доступности дополнительного образования для всех категорий учащихся;
• повышение качества дополнительного образования детей;
• повышение социальной активности учащихся через предоставление им дополнительных образовательных услуг;
• создание условий, способствующих сохранению здоровья всех участников образовательного процесса;
• развитие материально-технической базы дополнительного образования детей.

Реализация данных направлений на базе школе стала возможной после присоединения филиала музыкальной школы к общеобразовательной в 1989 году. Это позволило педагогическому коллективу расширить возможности развития творческих способностей учащихся, успешно решать вопросы воспитания духовной культуры, создать условия для самовыражения и самореализации личности ребёнка.

Обучение на эстетическом отделении ведется по 3-м уровням:

1-й уровень – обязательное изучение предметов эстетического цикла: ритмики, музыки, ИЗО, МХК, риторики. Первый уровень обучения является основным творческим фундаментом для дальнейшего развития личности. Этот уровень эстетического воспитания прививает интерес к искусству, развивает интеллектуальный уровень учащихся, раскрывает уровень духовного восприятия окружающего нас мира, дает прекрасные условия педагогам в изучении и развитии природных задатков уч-ся для последующего их привлечения на занятия 2-го уровня.

2-й уровень - занятия в творческих коллективах по выбору и желанию учащихся: хоровое отделение, фольклорные группы, музыкальные кружки, хореография, вокально-инструментальный ансамбль, духовой и шумовой оркестры.

Многоуровневое построение эстетической работы в школе является надежной формой дифференцированного обучения и воспитания учащихся, создает благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала учащихся с возможностью его дальнейшего развития.

Задачи 2-го уровня – создать оптимальные условия для реализации потребностей детей в творческой деятельности.

На 2-м уровне широко привлечены возможности культурных центров Кавминвод: Дом-музей М.Ю.Лермонтова, Кисловодская государственная филармония, концертный зал Шаляпина.

3-й уровень – индивидуальные и групповые занятия в объеме программы музыкальной школы и музыкальной студии (по классу фортепиано, баяна, аккордеона, гитары). Этот уровень эстетического обучения и воспитания позволяет выйти на конечный результат. Учащиеся, выполнившие программу музыкальной школы и студии в ходе индивидуальных и индивидуально-групповых занятий, по итогам обучения сдают экзамен и получают документ, свидетельствующий о музыкальном образовании.

Таким образом, в школе создана целостная система образования и воспитания, основанная на принципе интеграции общего и дополнительного образования по двум образовательным областям: искусство и гуманитарные дисциплины.

На данный момент в МОУ СОШ № 26 реализуется 20 программ дополнительного образования по 7 направлениям. Количество детских творческих объединений – 42. Сегодня в школе обучается 403 ученика, из них на эстетическом отделении

-по программе музыкальной школы и студии --- 20% учащихся;

- в кружках эстетического направления --- 40% учащихся.

Дополнительное образование детей в школе ориентировано на углубление и расширение их знаний по предметам, входящим в учебный план основного образования. В отделении реализуется ряд дополнительных образовательных программ, призванных поддерживать углубление профильных предметов, а также расширять базовые предметы, компенсируя тем самым недостаточность времени на их изучение в основном учебном плане.

Направленность Название программы Кол-во групп
11. Военно-патриотическая Школа выживания 1
22. Физкультурно-оздоровительная Баскетбол Волейбол 2 2
33. Художественно-эстетическая Хоровое пение

Шумовой оркестр

Духовой оркестр

Вокально-инструментальный ансамбль

Изостудия

Малая скульптура

Издательская деятельность

Фигурная обработка древесины

Конструирование и моделирование одежды

Школьный театр начальной школы

5

4

2

1

3+2

3

1

1

1    

1

44. Научно-техническая Компьютерное моделирование 1
55. Социально-педагогическая Юный пешеход

ЮИД

Все цвета кроме чёрного.

4

1

2

66. Естественнонаучная Экология

Химия и охрана окружающей среды

1

1

77. Одаренные дети Одарённые дети

Развивающее обучение для дошкольников

2

2

  Итого: 20 42

Без музыки не проживу и дня… Под таким девизом проходят занятия на эстетическом отделении. С гордостью можно сказать, что такая школа единственная в районе. Гордостью школы является духовой оркестр под руководством Отличника культуры СССР Ульмасова Зафара Рахмаджановича. На базе нашей школы проходят конкурсы педагогического мастерства “Учитель года”, районные и краевые семинары, концерты.

Среди участников детских творческих коллективов есть призёры и лауреаты районных, зональных и краевых конкурсов:

1-ое место в региональном джазовом фестивале “Джаз на КМВ – 2008” в двух номинациях: сольное пение, духовой оркестр

1-е место в VII краевом конкурсе джазовой музыки “Весенний блюз”

Призовые места в зональной олимпиаде по теории музыки

1-ое место в открытом вокальном конкурсе “Весёлые нотки”

Социальный заказ общества определил проблему формирования личности на принципах культурологических ценностей. Эту проблему можно реализовать только через развитие ребёнка в различных видах деятельности, общения, бытия.

В нашей школе существует система организации досуга учащихся, которая включает в себя сеть кружков, детских объединений, а также круг различных мероприятий.

Одним из направлений эстетического воспитания является издательская деятельность школы. Общая цель данной работы с учащимися: способствовать эстетическому воспитанию школьников, развивать творческие способности в области русского языка и литературы, создавать условия для культурного, социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Газета для детей и взрослых “Школьные вести” начала издаваться с сентября 1999 года. В мае 2006 года наша школа принимала участие в Первом открытом фестивале детских СМИ “На 45-ой параллели” в двух номинациях: “Лучшая газета” и “Лучшая публикация”. Два наших корреспондента стали лауреатами фестиваля в номинации “Лучшая публикация”. Первый выпуск альманаха “Созвездие” состоялся в 2002 году. Выпуски альманахов предваряет большая кропотливая работа учителей школы и учащихся. Определяется тема, редакционная коллегия, содержание, рубрики, собирается и редактируется материал, производится компьютерный набор, форматирование. В ноябре 2006 года на шестом Ставропольском педагогическом фестивале “Талант-2006” в г. Невинномысске школа представляла свой опыт работы на Фестивале школьных изданий и СМИ.

В 2008 году творческий коллектив кружка “Малая скульптура (лепка из соленого теста)” под руководством учителя истории Весниной Т.Н. занял первое место в краевом конкурсе технического творчества, посвященном Году семьи.

Реализация программ патриотического, трудового, экологического воспитания проходит через деятельность детского объединения “Надежда”, в котором действуют творческие коллективы ТОШ, ЮИД, “Юные экологи”, “Зарничник”, Спортландия”. На счету ребят из объединения ЮИДД много побед. С 1998 года команда ЮИДД школы занимает призовые места

Размеры пришкольного учебно-опытного участка позволяют заниматься опытнической работой, селекционированием, выращиванием сельскохозяйственной продукции. Таким образом, учащиеся школы имеют возможность овладеть практическими навыками сельскохозяйственного труда.

Приоритетным направлением деятельности школы является совершенствование системы работы, направленное на сохранение и укрепление здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Большой спортивный зал, военно-спортивный городок, стадион, 6 спортивных площадок, тир- всё это свидетельствует о том, что в школе есть все условия для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий. Действуют спортивные секции по баскетболу, волейболу, футболу, лёгкой атлетике, шахматный клуб, организованные совместно с администрацией школы и ДЮСШ Предгорного района. Спортивные достижения наших ребят известны не только жителям посёлка, но и всему Предгорному району.

Здоровьесбережение учащихся - это Дни здоровья, спортивные праздники и соревнования, туристические походы, уроки здоровья и динамическая пауза в начальной школе, это летнее оздоровительное учреждение, детские площадки по месту жительства.

Средняя школа № 26 является центром работы с населением. В просторном и уютном актовом зале собираются граждане поселка для решения житейских вопросов. Здесь же проводятся предвыборные агитационные мероприятия, встречи с депутатами, а также мероприятия местного значения: сходы граждан, традиционный День пожилого человека и День матери, встречи представителей военкомата с допризывной и призывной молодёжью, праздничные концерты.

Ведущие идеи и специфика школы неразрывно связаны с главной целью педагогической деятельности воспитанием толерантной, творчески развитой, гуманитарно-ориентированной личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

Эта цель позволила определить основные принципы профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, учитывающие образовательные потребности обучающихся и их родителей. К числу таких принципов педагогический коллектив относит:

• принцип гуманизации (утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над его личностью);

• принцип культуросообразности (создание развивающей среды, способствующей максимальному раскрытию личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого учащегося);

• принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;

• принцип социокультурной открытости образования (уважение норм и традиций разных культур, открытость изменяющемуся миру; поддержка образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства: родителей, учащихся, учителей и др.); развитие социального партнерства.

Цель педагогической деятельности, а также принципы ее реализации и связанные с этим убеждения педагогического коллектива позволяют сформулировать миссию школы: обеспечение воспитания социально-активной личности с устойчивой нравственной позицией, способствующей процветанию своего Отечества.

2005 году - начало реализации Программы развития школы и программы развития системы эстетического воспитания “Дополнительное образование и развитие творческого потенциала учащихся в учебной деятельности”.

Цель программы — создание и укрепление прочных и обоснованных обоюдных связей между основным и дополнительным образованием учащихся и как конечный результат — интеграция основного и дополнительного образования.

Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа: разработка системы интеграции программ основного и дополнительного образования детей, а также технологии использования учащимися знаний и умений, полученных ими на уроках, в их внеурочной деятельности и наоборот.

Социальный эффект от реализации программы состоит в ликвидации разрыва между основным и дополнительным образованием.

См. приложение.