Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и может быть апробирован на разных этапах учебного процесса. Темы элективного курса можно применять как на интегрированных уроках химии и биологии, естествознания, так и при изучении отдельных тем по химии. Курс рассчитан на 16 часов (1 час в неделю).
В последнее десятилетие отмечается устойчивая негативная тенденция по ухудшению состояния здоровья детей. Сложившаяся ситуация требует поиска новых стратегий, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранения здоровья подрастающего поколения.
Современный школьник оказывается перед лавиной информации о способах сохранения здоровья, лечения, рекламе пищевых продуктов, добавок и т. п., поступающей с экранов телевизора, страниц газет, прилавков магазинов. Ребенок, подросток не умеет правильно воспринимать и использовать эту информацию, чаше всего не понимает ее предназначение.
В связи с этим возникает необходимость создать условия для применения знаний о жизнедеятельности организма, установления гармоничных отношений с природой, формировать ответственное отношение к своему здоровью, развивать познавательный интерес к предмету, к получению новой информации, самостоятельной работе с информацией, применять полученные знания на практике.
Данный курс предоставляет возможность учащимся реализовать свой интерес к изучению химии.
Цели курса.
1. Обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья, связанных с правильным питанием.
2. Совершенствовать умения и навыки учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности.
Курс ставит задачи.
1. Показать роль неорганических и органических веществ в жизненно важных процессах в организме: обмен веществ и энергии, поддержание постоянства состава внутренней среды организма.
2. Научить оценивать влияние пищевых продуктов, вредных привычек на здоровье человека.
3. Формировать навыки самостоятельной работы с литературой.
4. Вести исследовательскую деятельность по предложенным темам.
5. Применять приобретенные знания, умения, навыки при проведении практических и лабораторных работ, экскурсий, в работе круглого стола.
Тематическое планирование
№ |
Наименование |
В том числе | Всего |
||
Теоретические занятия | Практические работы |
Лабора- |
|||
1 | Введение. Анкетирование учащихся | 1 |
1 |
- |
2 |
2 | “Роль неорганических и органических веществ в жизни клетки и организма” | 1 |
- |
- |
1 |
3 | “Белки” “Определение физико-химических свойств белка” |
1 |
|
1 |
2 |
4 | “Жиры” “Изучение свойств жиров” |
1 |
1 |
2 |
|
5 | “Углеводы” “Определение химических свойств углеводов” |
1 |
1 |
2 |
|
6 | “Витамины” “Витамины в продуктах питания” |
1 |
1 |
2 |
|
7 | Составление суточного рациона питания с учётом энергозатрат организма и норм питания | 1 |
2 |
||
8 | Изучение меню столовой | 1 |
1 |
||
9 | Повторное анкетирование | 1 |
- |
1 |
|
10 | Круглый стол по проблеме “Питание
школьников” Зачётный урок. Защита проектов по теме “Здоровое Питание” |
2 |
2 |
||
11 | Итого | 8 |
5 |
3 |
16 |
Содержание
- Введение.
- Анкетирование школьников
- Роль неорганических и органических веществ в жизни клетки организма
- Белки.
Значение питания. Правильное, рациональное, сбалансированное питание.
Проведение анкетирования с целью выявления основных показателей образа жизни учеников. Обработка результатов. Обсуждение результатов.
Строение клетки. Роль неорганических и органических веществ. Общая характеристика.
На занятии рассматриваются следующие вопросы:
- Определение белков
- Структура белка
- Функции белков
- Свойства белков
- Качественные реакции на белки.
- Лабораторная работа по теме: “Определение физико-химических свойств белков”
- Жиры.
Ход работы:
Осуществление качественных реакций на белки
На уроке рассматриваются следующие вопросы:
- Определение жиров.
- Функции жиров.
- Свойства жиров
- Лабораторная работа “Изучение свойств жиров”
- Углеводы.
Ход работы:
Проведение опытов по растворимости жиров, обнаружение жира в пищевых продуктах.
На уроке рассматриваются следующие вопросы :
- Определение углеводов.
- Фотосинтез.
- Примеры углеводов
- Функции углеводов
- Свойства углеводов
9. Лабораторная работа по теме: “Определение химических свойств углеводов”
Проведение опытов по распознаванию крахмала, горению углеводов.
10. Витамины.
На уроке рассматриваются следующие вопросы:
- Что такое витамины, минеральные вещества.
- Содержание минеральных веществ в различных продуктах питания.
- Роль витаминов в организме человека.
- Виды витаминов
11.Практическая работа по теме: “Витамины в продуктах питания”
Составление своего плана-питания на тему, “Какие витамины я употребляю в пищу”.
12.Составление суточного рациона питания с учётом энергозатрат организма и норм питания.
Ход работы:
Составление своего суточного рациона с учётом веса тела и приблизительного расхода энергии.
13.Изучение меню школьной столовой
С учётом всех компонентов (белки, жиры, углеводы), энергетическая ценность продуктов.
14.Повторное анкетирование. Круглый стол по проблеме “Питание школьников”
Анкетирование проводиться с целью выявления уровня восприятия и усвоения материала элективного курса “Питание школьника”. Вопросы анкеты не должны быть изменены. Обсуждение результатов.
Рекомендации
1. Употребляйте разнообразные пищевые продукты; большинство из них должно быть растительного, а не животного происхождения.
2. Хлеб, изделия из муки, крупы и картофель ешьте несколько раз в день.
3. Овощи и фрукты (лучше – свежие и выращенные в местности проживания) нужно есть ежедневно – не менее 400 г в день.
4. Контролируйте поступление жира с пищей (не более 30 % от суточной калорийности) и заменяйте животный жир на жир растительных масел.
5. Заменяйте жирное мясо и мясные продукты на бобовые, зерновые, рыбу, птицу или постное мясо.
6. Употребляйте молоко с низким содержанием жира, а молочные продукты – кефир, простоквашу, йогурт и сыр – с низким содержанием жира и соли.
7. Выбирайте продукты с низким содержанием сахара, ограничивая количество сладостей и сладких напитков. Возьмите за правило умеренное потребление сахара.
8. Ешьте меньше соли. Общее количество соли в пище (включая соль, содержащуюся в хлебе, а также в обработанной, приготовленной и консервированной пище) не должно превышать одну чайную ложку – 6 г – в день. Следует употреблять йодированную соль.
9. Чтобы поддержать массу тела в рекомендуемых пределах (индекс массы тела 20-25), необходима ежедневная умеренная физическая нагрузка.
11. Приготовление пищи должно обеспечивать ее безопасность. Приготовление блюд на пару, в микроволновой печке, выпечка и кипячение поможет уменьшить используемое количество жира, масла, соли и сахара.
15-16. Зачётный урок. Защита проектов по теме “Здоровое Питание”
Темы рефератов и докладов предлагаются по выбору.
Примерные темы докладов и рефератов:
- Человек – часть природы.
- Лабораторное оборудование в химии.
- Что такое индикаторы?
- Белки: примеры, строение, функции, свойства.
- Жиры: примеры, строение, функции, свойства.
- Углеводы: примеры, строение, функции, свойства.
- Развитие пищевой промышленности.
- Крахмал: строение, свойства и применение.
- Роль правильного питания в жизни человека.
- Экология и здоровье человека
- Химические элементы в организме человека.