Авторская программа элективного курса по химии "Питание школьника"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и может быть апробирован на разных этапах учебного процесса. Темы элективного курса можно применять как на интегрированных уроках химии и биологии, естествознания, так и при изучении отдельных тем по химии. Курс рассчитан на 16 часов (1 час в неделю).

В последнее десятилетие отмечается устойчивая негативная тенденция по ухудшению состояния здоровья детей. Сложившаяся ситуация требует поиска новых стратегий, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранения здоровья подрастающего поколения.

Современный школьник оказывается перед лавиной информации о способах сохранения здоровья, лечения, рекламе пищевых продуктов, добавок и т. п., поступающей с экранов телевизора, страниц газет, прилавков магазинов. Ребенок, подросток не умеет правильно воспринимать и использовать эту информацию, чаше всего не понимает ее предназначение.

В связи с этим возникает необходимость создать условия для применения знаний о жизнедеятельности организма, установления гармоничных отношений с природой, формировать ответственное отношение к своему здоровью, развивать познавательный интерес к предмету, к получению новой информации, самостоятельной работе с информацией, применять полученные знания на практике.

Данный курс предоставляет возможность учащимся реализовать свой интерес к изучению химии.

Цели курса.

1. Обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья, связанных с правильным питанием.

2. Совершенствовать умения и навыки учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности.

Курс ставит задачи.

1. Показать роль неорганических и органических веществ в жизненно важных процессах в организме: обмен веществ и энергии, поддержание постоянства состава внутренней среды организма.

2. Научить оценивать влияние пищевых продуктов, вредных привычек на здоровье человека.

3. Формировать навыки самостоятельной работы с литературой.

4. Вести исследовательскую деятельность по предложенным темам.

5. Применять приобретенные знания, умения, навыки при проведении практических и лабораторных работ, экскурсий, в работе круглого стола.

Тематическое планирование


п/п

Наименование
тем курса

В том числе

Всего
часов

Теоретические занятия

Практические работы

Лабора-
торные
работы

1 Введение. Анкетирование учащихся

1

1

-

2

2 “Роль неорганических и органических веществ в жизни клетки и организма”

1

-

-

1

3 “Белки”

“Определение физико-химических свойств белка”

1

 

1

2

4 “Жиры”

“Изучение свойств жиров”

1

 

1

2

5 “Углеводы”

“Определение химических свойств углеводов”

1

 

1

2

6 “Витамины”

“Витамины в продуктах питания”

1

1

 

2

7 Составление суточного рациона питания с учётом энергозатрат организма и норм питания  

1

 

2

8 Изучение меню столовой  

1

 

1

9 Повторное анкетирование  

1

-

1

10 Круглый стол по проблеме “Питание школьников”

Зачётный урок. Защита проектов по теме “Здоровое Питание”

2

   

2

11 Итого

8

5

3

16

Содержание

  1. Введение.
  2. Значение питания. Правильное, рациональное, сбалансированное питание.

  3. Анкетирование школьников
  4. Проведение анкетирования с целью выявления основных показателей образа жизни учеников. Обработка результатов. Обсуждение результатов.

  5. Роль неорганических и органических веществ в жизни клетки организма
  6. Строение клетки. Роль неорганических и органических веществ. Общая характеристика.

  7. Белки.

На занятии рассматриваются следующие вопросы:

  • Определение белков
  • Структура белка
  • Функции белков
  • Свойства белков
  • Качественные реакции на белки.
  1. Лабораторная работа по теме: “Определение физико-химических свойств белков”
  2. Ход работы:

    Осуществление качественных реакций на белки

  3. Жиры.

На уроке рассматриваются следующие вопросы:

  • Определение жиров.
  • Функции жиров.
  • Свойства жиров
  1. Лабораторная работа “Изучение свойств жиров”
  2. Ход работы:

    Проведение опытов по растворимости жиров, обнаружение жира в пищевых продуктах.

  3. Углеводы.

На уроке рассматриваются следующие вопросы :

  • Определение углеводов.
  • Фотосинтез.
  • Примеры углеводов
  • Функции углеводов
  • Свойства углеводов

9. Лабораторная работа по теме: “Определение химических свойств углеводов”

Проведение опытов по распознаванию крахмала, горению углеводов.

10. Витамины.

На уроке рассматриваются следующие вопросы:

  • Что такое витамины, минеральные вещества.
  • Содержание минеральных веществ в различных продуктах питания.
  • Роль витаминов в организме человека.
  • Виды витаминов

11.Практическая работа по теме: “Витамины в продуктах питания”

Составление своего плана-питания на тему, “Какие витамины я употребляю в пищу”.

12.Составление суточного рациона питания с учётом энергозатрат организма и норм питания.

Ход работы:

Составление своего суточного рациона с учётом веса тела и приблизительного расхода энергии.

13.Изучение меню школьной столовой

С учётом всех компонентов (белки, жиры, углеводы), энергетическая ценность продуктов.

14.Повторное анкетирование. Круглый стол по проблеме “Питание школьников”

Анкетирование проводиться с целью выявления уровня восприятия и усвоения материала элективного курса “Питание школьника”. Вопросы анкеты не должны быть изменены. Обсуждение результатов.

Рекомендации

1. Употребляйте разнообразные пищевые продукты; большинство из них должно быть растительного, а не животного происхождения.

2. Хлеб, изделия из муки, крупы и картофель ешьте несколько раз в день.

3. Овощи и фрукты (лучше – свежие и выращенные в местности проживания) нужно есть ежедневно – не менее 400 г в день.

4. Контролируйте поступление жира с пищей (не более 30 % от суточной калорийности) и заменяйте животный жир на жир растительных масел.

5. Заменяйте жирное мясо и мясные продукты на бобовые, зерновые, рыбу, птицу или постное мясо.

6. Употребляйте молоко с низким содержанием жира, а молочные продукты – кефир, простоквашу, йогурт и сыр – с низким содержанием жира и соли.

7. Выбирайте продукты с низким содержанием сахара, ограничивая количество сладостей и сладких напитков. Возьмите за правило умеренное потребление сахара.

8. Ешьте меньше соли. Общее количество соли в пище (включая соль, содержащуюся в хлебе, а также в обработанной, приготовленной и консервированной пище) не должно превышать одну чайную ложку – 6 г – в день. Следует употреблять йодированную соль.

9. Чтобы поддержать массу тела в рекомендуемых пределах (индекс массы тела 20-25), необходима ежедневная умеренная физическая нагрузка.

11. Приготовление пищи должно обеспечивать ее безопасность. Приготовление блюд на пару, в микроволновой печке, выпечка и кипячение поможет уменьшить используемое количество жира, масла, соли и сахара.

15-16. Зачётный урок. Защита проектов по теме “Здоровое Питание”

Темы рефератов и докладов предлагаются по выбору.

Примерные темы докладов и рефератов:

  • Человек – часть природы.
  • Лабораторное оборудование в химии.
  • Что такое индикаторы?
  • Белки: примеры, строение, функции, свойства.
  • Жиры: примеры, строение, функции, свойства.
  • Углеводы: примеры, строение, функции, свойства.
  • Развитие пищевой промышленности.
  • Крахмал: строение, свойства и применение.
  • Роль правильного питания в жизни человека.
  • Экология и здоровье человека
  • Химические элементы в организме человека.