В процессе модернизации образования учащиеся должны овладеть определёнными компетенциями. А именно коммуникативной, которая предполагает практическое владение иностранным языком. Знание иностранного языка позволяет приобщиться к мировой культуре, использовать потенциал сети Интернет, работать с информационными и коммуникативными технологиями.
Обучать иностранным языкам - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации и в этом могут помочь функциональные возможности компьютера. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы:
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- мотивация обучения;
- избежать трудности при работе с печатными пособиями;
- дефицит времени;
а также позволяет переложить на компьютер наиболее трудоёмкую и сложную часть работы, при этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Главной и ведущей фигурой на уроке, всё-таки, остаётся учитель, и применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса. На более продвинутом этапе при правильном, разумном и творческом применении, может стать полезным и необходимым средством для обучения иностранному языку.
Обучающая компьютерная программа является тренажёром, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создаёт условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания. Знания, полученные в готовом виде, очень часто мимо их сознания, не остаются в памяти.
В начальной школе закладываются основы общения на иностранном языке в устной и письменной форме. При этом существенная часть учебного времени затрачивается на формирование навыков: произносительных, графических, орфографических, лексических и грамматических. Как показали специальные исследования, успешность формирования в начальной школе, например, лексических навыков, может существенно различаться в зависимости от используемых технологий обучения. Так, использование компьютерных программ, специально разработанных для учащихся младшего школьного возраста, способно увеличить эффективность процесса овладения лексикой почти вдвое.
В своей практической деятельности я пришла к выводу, что современные условия, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать в качестве мощного инструмента развития мотивации как на уроках, так и во внеурочное время.
Итак, компьютерные программы, которыми я пользуюсь на уроках и во внеурочное время в начальной школе.
На уроках ввожу элементы программ:
"Мой первый букварь. - My first Alphabet Dictionary. "
Анимированный озвученный словарь в картинках из образовательно-развлекательной серии "Учим английский по-английски".
Мультимедийное пособие содержит около 150 английских слов и игровой текст для каждой буквы, который поможет лучше запомнить слово. Программу использую, начиная с первых уроков по знакомству с алфавитом. Задание по соединению точек в алфавитном порядке выполняем на уроке закрепления. Можно дать сильным детям на опережение. "Найди слова на букву : " закрепляет и пополняет словарный запас.
"Английский для школьников 1-4-х классов" из Образовательной коллекции является самоучителем, разработанным в соответствии с концепцией современного интенсивного и интерактивного обучения иностранным языкам. Пособие включает разделы: диалог (отработка навыков диалогического общения), словарь (заучивание, отработка произношения, правописание), грамматика (видеолекции по теории грамматики с многочисленными примерами и интерактивные упражнения для закрепления теоретического материала), фонетика (систематизированный гипертекстовый справочник по фонетике иностранного языка с озвученными примерами). Материалы к каждому уроку можно распечатать. (Приложение 1).
Изучение английского языка во внеурочное время и на занятиях с недостаточно усваивающими учебный материал учащимися и с желающими знать больше школьной программы с помощью компьютерных программ:
"Английский для малышей. Hello. By". В игровой форме, вместе со сказочными героями, дети заучивают английские слова и фразы в виде волшебных заклинаний. Дети могут говорить о цветах, временах года, животных, природных явлениях, игрушках и играх, учатся знакомиться и приветствовать других. Интересно то, что детям, на этапах заучивания материала, предоставляется выбор: перейти на следующий этап или остаться на этом.
"Занимательный английский для детей". В гостях у старого волка предстоит узнать английский язык лучше. Игровая программа нацелена на то, что бы увеличить словарный запас. Диск содержит 12 игр на запоминание и повторение слов и предложений. Задания имеют разную степень сложности: от самых простых - на угадывание слова по картинке - до сложных: на написание пропущенных букв в предложении и повторение структуры предложения. Система наград за успехи привлекают игроков.
"Учим английский язык". Программа предназначена для изучения слов английского языка и предлагает 15 разнообразных игр со словами, позволяющими заучить написание слов, их переводы и произношение. Можно выбрать тему, которой будут посвящены все задания. Программа для ученика имеет 3 модификации для взрослых, для подростков, для детей. Соответственно имеется 3 базовых набора изучаемых слов, которые можно корректировать учителю. Программа для учителя позволяет создавать и редактировать список пользователей, следить за тем, насколько успешно каждый пользователь продвигается в изучении слов. Замечательно то, что слова урока можно распечатать двумя способами:
- как карточки - с одной стороны слова, с другой - перевод;
- как таблицу: две колонки - слова и перевод. (Приложение 2).
Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализует принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Создание компьютерных презентаций предоставляют великолепную возможность систематизировать приобретённые знания и навыки, реализовать интеллектуальный потенциал и способности. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы. (Приложение 3).
Глобальной информационной сетью Интернета пользуемся во внеурочное время и при подготовке к урокам. Интересны для меня и для детей такие сайты как:
- http://www.englishforkinds.ru
- http://www.mes-english.com
- http://www.kindlink.com и др.