Интеллектуальная игра "Хочу все знать"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: раскрытие многогранности интересов, развитие интеллектуальных способностей учащихся.

ХОД ИГРЫ

Ведущий.

Цель нашей схватки простая:
Смекалку в бою закалить,
Знания свои преумножить,
И дружбу в борьбе закрепить!

Игра состоит из 5 туров. Команды приготовились! Итак, начинаем.

Первый тур. «Вверх по школьной лестнице»

Ведущий. В этом туре представлены 5 тем:

  1. Литература.
  2. История.
  3. География.
  4. Живая природа.
  5. Край родной.

Каждая команда вытягивает один лист с названием темы. Ей задаются максимум 9 вопросов. С каждым правильным ответом вы поднимаетесь по лестнице на одну ступеньку, с каждым неправильным – опускаетесь на одну ступеньку. Если вы опустились на нулевую ступеньку, для вас тур заканчивается, и вы зарабатываете 0 баллов. Максимальное количество баллов – 7. На каждый ответ даётся 30 секунд.

История

  1. Главой какого государства был Тутанхамон? (Египта)
  2. Кто первым был коронован Короной Российской Империи? (Екатерина II)
  3. Этот корабль вёз греческих героев к заветной цели – золотому руну. (Арго)
  4. Какие цветы стали символом массового кровопролития в Средневековой Англии? (Война Красной и Белой розы).
  5. Какое событие древние греки приняли за начало летоисчисления? (1-е Олимпийские игры)
  6. Как звали первого представителя династии Романовых? (Михаил)
  7. Какое из 7-ми чудес света существует на земле и сейчас? (Египетские пирамиды)
  8. В честь каких павших воинов был возведен Храм Христа Спасителя? (В войне с Наполеоном)
  9. Первые жилища людей. (Пещера)

Край родной

  1. Выпускник Парфентьевской школы, композитор. (Фёдоров)
  2. Какой год считается годом основания совхоза «Сергиевский»? (1929)
  3. В честь кого называется одна из башен Коломенского Кремля? (Марины Мнишек)
  4. Наш земляк, который в годы ВОВ дошёл до Брянска, до Берлина. Участник парадов на Красной Площади с 1945-1950 годов. (Зинур Бадамшин)
  5. Какой монастырь в Коломне был основан в честь победы на Куликовом поле? (Бобренев)
  6. Учитель истории, директор Парфентьевской школы с 1955 года. В годы ВОВ служил на Западном фронте артиллеристом. (А.А.Попов)
  7. Где добывали бутовый камень для строительства каменного Кремля Коломны? (Коробчеево)
  8. Сколько башен имел Коломенский Кремль? (17)
  9. Как называется первый военный корабль, построенный в Дединове? («Орёл»)

Литература

  1. Как звали сыновей Тараса Бульбы? (Остап и Андрий)
  2. Именно её безуспешно искали и Рогдай, и Форлаф, и Ратмир. (Людмила)
  3. Этот князь Киевской Руси «принял смерть от коня своего». (Вещий Олег)
  4. Где достал Вакула черевички своей Оксане? (В Петербурге, у царицы)
  5. Что связывало Пушкина с Царским Селом? (Учился в лицее)
  6. Эпиграф к этому произведению Гоголя гласит: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». («Ревизор»)
  7. Назовите эпиграф к повести Пушкина «Капитанская дочка». («Береги честь смолоду»)
  8. Угадай по рифме стихотворение:

… одинокий
…голубом;
…далёкой,
…родном.

(Лермонтов «Парус»)

9. «Воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию... Будучи расточителен и честолюбив, позволял себе роскошные прихоти: играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем...» Кто это? (Вл. Дубровский)

География

  1. Самая высокая горная вершина. (г. Джомолунгма (Эверест) – 8848)
  2. Самая длинная река в мире. (Амазонка)
  3. Самая длинная река в России. (Волга)
  4. Самое мелкое море. (Азовское)
  5. На каком материке нет рек? (Антарктида)
  6. Какие вы знаете цветные моря? (Белое, Чёрное, Красное, Жёлтое, Мраморное)
  7. Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал)
  8. Где холоднее: на Северном или на Южном полюсе? (на Южном)
  9. Имеются ли на земном шаре самая северная, южная, западная и восточная точки? (Северный, Южный полюс, западной и восточной точек нет)

Биология

  1. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
  2. Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи? (Т.к. оно может получить ожоги)
  3. Почему многие растения пустынь имеют вместо листьев колючки и шипы? (Это
    видоизменённые листья, которые позволяют экономно расходовать влагу)
  4. Что значит выражение «волка ноги кормят»? (Волк не подстерегает свою добычу в засаде, как кошка, а догоняет её бегом)
  5. Мы часто употребляем выражение: «где раки зимуют», а где действительно зимуют раки? (В реке, в береговых норах)
  6. Какое растение, служащее сырьём для изготовления тканей, цветёт только полдня? (Лён)
  7. Птица, выращивающая птенцов зимой. (Клёст)
  8. Умеют ли слоны плавать? (Да)
  9. Чего не могут растения в отличие от животных? (Активно двигаться)

Второй тур. «Этика и этикет»

Ведущий. Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель 2300 лет тому назад ввёл новый термин «этика», образовав его от греческого слова ethos, обозначающего «обычай», «нрав», «характер». В широком смысле этика – это кодекс, свод правил и норм общения людей, выработанный многими поколениями.
В этом туре перед вами будут проиграны 3 ситуации. Вы должны их внимательно просмотреть и найти ошибки. После каждой ситуации даётся 1 минута для того, чтобы записать свои ответы на листочках.

Приход в гости

Серёжа: Приходи ко мне сегодня в 6 часов. Я тебе марки покажу, конструктор новый.
Андрей: Ладно, приду.
(На часах 7 часов. Резкий звонок. Пока Серёжа идёт открывать дверь, звонок продолжает звонить.)
Андрей: Привет, это я.
(Бросив шапку и куртку на стул, проходит в комнату.)
Андрей: А у вас ничего, подходяще.
(Берёт многоцветную ручку, пробует её на бумаге, лежащей на столе. Затем подошёл к туалетному столику, открыл флакон духов, вытряс его себе на голову, открыл крем, взял его на палец, лизнул.)
Серёжа: Проходи на кухню, чай пить будем.
(Андрей оглядел стаканы с чаем, вазочку с вареньем.)
Андрей: Ты колбаски порежь! А селёдка у тебя есть? Я знаешь, как солёное люблю!
(Напившись чаю, Андрей стал собираться.)
Андрей: Ну, я пошёл. Пока. Завтра ещё приду. А ножик твой перочинный я взял. Мне палку надо обстругать. Отдам как-нибудь.

Ошибки:

  • не поблагодарил за приглашение;
  • опоздал;
  • слишком настойчиво звонил;
  • вещи кинул на стул;
  • бесцеремонно рассматривал и трогал вещи;
  • требовал угощения;
  • взял без разрешения ножик;
  • решил снова прийти без приглашения.

Транспорт

(К остановке подходит автобус. Два мальчика заходят в двери, следом за ними заходит девочка. В автобусе уже сидят пассажиры. Мальчик садится к окну, девочка с краю. Подходит бабушка.)
Девочка 1: Садитесь.
Бабушка: Спасибо.
(Садится на место девочки. Сзади бабушки сидит девочка.)
Девочка 2: Передайте деньги за проезд.
(Входит мальчик с мамой. Пока мама берёт билет, мальчик устроился на сиденье и закричал.)
Мальчик: Мама, иди скорее, я тебе место занял!
Кондуктор: Остановка «Школа».
(Два мальчика и девочка встают и выходят: сначала девочка, потом – мальчики.)
Ошибки:

  • при входе в транспорт мальчик должен пропустить девочку вперед;
  • место старшим уступает мальчик, а девочка пересаживается к окну;
  • если нет мест, мальчик должен уступить место маме, а самому стоять рядом;
  • выходит мальчик первым, чтобы помочь при выходе.

Театр

Два ряда кресел (8 стульев). Дети занимают места, оставляя во втором ряду 2 свободных места в середине.
Звучат 3 звонка.
Входят 2 мальчика в спортивных костюмах. Долго ищут свои места. После проходят на свои места спиной к сидящим. Садятся, оглядываются. Начинают хлопать в ладоши. Звучит музыка, представление началось. Один из ребят достаёт шоколадку, разворачивает её. Друзья начинают громко жевать. Во время представления кладут руки на передние кресла, разваливаются на стульях, обращаются к другим ребятам с вопросами. В конце громко обмениваются громко мнениями о спектакле.

Ошибки

  • после 3-го звонка в зал не входят;
  • в театр не ходят в спортивных костюмах;
  • мешали зрителям;
  • проходили спиной к зрителям;
  • правила плохого тона: хлопать в ладоши, требуя начала спектакля;
  • нельзя, шуршать шоколадкой, жевать;
  • нельзя класть руки на передние сиденья;
  • нельзя разваливаться, отвлекать других;
  • громко обмениваться мнением о спектакле.

Игра со зрителями

1. Как по правилам этикета надо кушать зелёный горошек, чтобы не попасть в глаз соседу или сидящему напротив?
Ответ. Как есть зелёный горошек, никто толком не знает. В одной английской книге написано, что его нужно придавить слегка вилкой, чтобы горошины не катались по тарелке, а потом уже подбирать.
(Зрители предлагают варианты)
2. Американцы говорят: «Чистота на кухне должна быть как ...» Где?
Ответ. В операционной.

Третий тур

Ведущий.

Вы познакомитесь с чудной страной,
Не признающей застой и покой,
В этой стране, крепко помни о том,
Можешь всего ты добиться трудом.
Что это за страна? Переходим к стране

«Экономика»

Задание 1. Перед вами представлен экономический словарь для начинающих с экономическими терминами. Сейчас вам будут прочитаны определения. Вам надо выбрать какой термин соответствует данному определению и записать.

1. Доля любых доходов, которую необходимо перечислить государству. (Налог)
2. Ввоз в страну товара, произведённого в другой стране. (Импорт)
3. Часть заработной платы, которую выплачивают до окончания всей работы. (Аванс)

Термины: прибыль, спекулянт, страхование, экспорт, налог, взятка, ссуда, импорт, валюта, аванс, банкнота, дивиденды, банкротство, биржа.

Задание 2. Вам будет представлен стихотворный текст с экономическими словами. Вы долж­ны найти и подчеркнуть эти экономические термины.

Командам раздаются тексты

Настоящий риск с деньгами!
Можно их держать в копилке
На развитье лесопилки
Можно доллары вложить,
Чтоб потом богаче жить.
Кто-то держит деньги в Банке,
Кто-то их в консервной банке
Зарывает под сосной
На окраине лесной.
Что ж, они, наверно, правы...
Только лучше для державы,
Если ты куёшь успех...
Если доллары в работе.
То владелец их в почёте...
И страна богаче всех.
К рынку ближе подъезжай
И товары выбирай
Хочешь сделку совершить
Нам изволь-ка заплатить.
Пусть высокая цена.
Конкуренция сильна.
Дефицит у нас найдёшь
Не жалей на радость грош!
Есть товары по дешёвке,
Можешь оптом заказать торговке.
Всё, что видишь – высший сорт,
Если купишь – будешь горд!!!

Задание 3. Каждый экономист, да и не только экономист, но и каждому из вас в жизни под­считывать семейный бюджет. Давайте посмотрим, как у вас это получится, перед вами рисунок с зашифрованными цифрами. Вам надо найти их сумму.

Ответ: 130

Четвертый тур. «Путешествие из Коломны в ...»

Ведущий. В этом туре вам надо отгадать один из городов России. Вашему вниманию поочередно будут представлены 5 открыток с видами города. По мере их открыва­ния вы должны написать на листочке название города, о котором, как; вы думаете, идет речь. У вас должно получиться 5 записей.

Первая открытка.

Это один из красивейших городов мира. Прекрасное расположение на берегах реки, широкие площади и прямые, как стрелы, проспекты, строгие гранитные набереж­ные, величественные здания, возведенные по проектам талантливых архитекторов, зелень садов – все это вместе взятое придает городу неповторимое своеобразие и очарование.

Вторая открытка.

Эта площадь, находящаяся при въезде в город, с первых дней его основания была
складом сельскохозяйственной продукции. Крестьяне, приезжая в город, останав­ливались прямо здесь, продавая сено, солому, овес, телят, баранов и кур. В каком городе находится эта площадь

Третья открытка.

Этот город имел высокую церковную культуру. Некогда в нем насчитывалось огромное количество православных храмов.

Четвертая открытка.

На улицах этого города 1 марта 1881 года брошенной террористом бомбой был смертельно ранен император Александр II.

Пятая открытка

В этом городе находилась одна из резиденций русских царей с ее великолепными залами.

Ответ: Санкт-Петербург

Пятый тур. «Гонка за лидером»

Ведущий. Задача у команд такая – дать как можно больше правильных ответов за 1 минуту.

1 команда

  1. Что это значит: рукой подать? (Близко)
  2. Кто носит на спине иголки? (Ёж)
  3. Модель земного шара? (Глобус)
  4. Самая многолюдная страна? (Китай)
  5. Стихотворный рассказ нравоучительного характера. (Басня)
  6. Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)
  7. На каком дереве раньше всех появляются листья? (Береза)
  8. Стая рыб. (Косяк)
  9. Решающий момент боя. (Атака)
  10. Кто такой Есенин? (Поэт)
  11. Какой зверь после еды чистит зубы? (Тигр)
  12. Без ног бежит. (Река)
  13. Птица – доктор леса. (Дятел)
  14. Кому отдал Зевс яблоко раздора? (Прекрасной Елене)
  15. Что значит: засучив рукава? (Хорошо работать)

2 команда

  1. Что это значит: «В час по чайной ложке». (Медленно)
  2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным)
  3. Океанское отступление. (Отлив)
  4. Бог морей. (Посейдон)
  5. Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. (Хорей)
  6. Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш)
  7. Косой ли заяц? (Нет)
  8. Стадо овец. (Отара)
  9. Назовите пролив между Россией и Америкой. (Берингов пролив)
  10. Имя и отчество Лермонтова. (Михаил Юрьевич)
  11. Какого цвета хамелеон? (Разного)
  12. Сидит бабка на грядке, вся в заплатках. (Капуста)
  13. Царица цветов. (Роза)
  14. Сколько дней в високосном году? (366)
  15. Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи)

Подведение итогов. Награждение.