Цель мероприятия:
- Прививать детям трудовые навыки искусства вышивания, развивать у них способность восприятия произведений декоративно-прикладного искусства.
- Вызвать интерес к народной вышивке, показать художественные традиции народа России.
- Обучить детей технологическим операциям и приёмам вышивания, творческому подходу к работе.
- Развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, фантазию, художественный вкус, чувство цвета, композиционное решение, бережное отношение к народным традициям.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Руками вышитое чудо (Приложение 1)
(Стихотворение, читает учитель, на экране в это время, показывают слайды и фотографии различных вышивок) (Приложение 2 – превышает допустимый размер – прим. ред. )
Веками славились работы рукодельниц.
Как много в них изящества и скромной простоты.
И очень развито у милых вышивальщиц
Большое чувство небывалой красоты.
У рукодельниц ни минуты нет покоя
Имея руки ловкие и зоркие глаза,
Из-под иголки с ниткою цветною
Вдруг появляется красивая лоза
Вот тут пейзаж, а тут портрет
Здесь натюрморт, а рядом с ним цветок.
Всё оживает в вышитом рисунке,
И даже маленький и скромный завиток.
Кто гладью вышивает, кто крестом,
Кто бисером одна к другой вплотную.
Окинешь взглядом ты картинку ту,
И скажешь: «Я себе хочу такую!»
Талант от Бога в них открылся,
Так было суждено судьбе.
Им всем дана благая милость
Творить на радость людям и себе.
Выходят две старшеклассницы:
Ведущая 1. «…Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». (О. Роден)
Ведущая 2. «Радость труда – это очень нежный цветок, который расцветает, когда пролито много пота и приобретён знак трудолюбия – мозоли». (В.А.Сухомлинский)
Ведущая 1. Удивительно разнообразен и
бесконечен мир природы, которая кормит, одевает,
согревает человека, во многом определяет его
существование. Для одних природа – среда
обитания, для других источник вдохновения,
неиссякаемого творчества. Но не найти на земле
человека, который бы не замечал красоту и
совершенство окружающей природы – будь то закат
на склоне дня, бабочка, расправившая крылышки в
ласкающих лучах солнца, поникший под тяжестью
утренней росы цветок, вспыхнувшая радугой огня
грань кристалла…
Для многих желание сохранить первозданную
красоту природы становится жизненным
призванием, смыслом бытия.
Ведущая 2. Творчество – это особое состояние загадочной души человека. Прикоснувшись добрыми руками, вложив душу, дав волю воображению, умелец превращает труд в радость, в удивительные картины, неповторимые рукотворные произведения.
Ведущая 1. Художественная вышивка – это вид искусства, который развивает эстетический вкус человека, способствует развитию его внимательности. Вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.
Ведущая 2. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью цветов, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. (Т.И. Ерёменко)
Учитель: ВОЛЯ И ТРУД ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ, А НАСТОЯЩИЙ ТАЛАНТ В РУКАХ РАСЦВЕТАЕТ!
(Показ слайдов завершён.)
Выходят двое ведущих:
Ведущая 1. А теперь заглянем в историю развития ручного вышивания. Древний Китай (IV-V в.в. до нашей эры) – вышивали на шёлковых тканях шёлковыми, золотыми и серебряными нитями, конским волосом.
Ведущая 2. Византия (IV в. нашей эры) – известно шёлковое и золотое шитьё.
Ведущая 1. Италия, Франция (XVI-XVII в.в.)– вышивают портреты, картины с изображением людей, животных на фоне пейзажей с замками, охотой, мифологические сюжеты. Такие картины называются панно.
Ведущая 2. РОССИЯ (IX-XII в.в.) вышивали
золотыми и серебряными нитями. В то время (XI в.)
сестрой князя Владимира Мономаха, княжной Анной
Янкой была в Киеве в Андреевском монастыре
открыта первая вышивальная школа.
Народная вышивка широко распространена по всем
районам необъятной России, завораживает своей
красотой и неповторимостью.
Ведущая 1. Используя богатое наследие вышивального искусства, народные умельцы удачно находят применение вышивке, бережно сохраняют и передают это ценное наследие своим потомкам. Вышивка и в нынешние дни широко находит применение при изготовлении и отделке одежды, предметов домашнего убранства, детской одежды, постельного белья, народных костюмов и т.д. Всё разнообразие вышивок поражает художественным совершенством узоров, тончайшим мастерством исполнения, особой декоративностью, богатством узора и колорита. Художники ищут разнообразные пути для создания фактурного богатства узоров на тканях новой структуры.
Ведущая 2. Российские вышитые изделия давно получили мировую известность. Они экспонируются на международных выставках, удостаиваются высоких призов и наград. Умелые руки и фантазия творят чудеса!
Учитель: А сейчас…
СКАЗКА О ПРИНЦЕССЕ ИГОЛОЧКЕ
Ведущая 1. В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса Иголочка: тоненькая, стройная, блестящая, на головке – ушко, сзади – длинная коса. Всем она была хороша, только характер имела несносный и колючий. Чуть что не так, сразу колоться. Вместе с Иголочкой во дворце жили её родственники, королева Ниточка с сестрицами, король Напёрсток, граф Ножницы, граф Утюг и графини Катушки– весёлые подружки принцессы Иголочки.
Ведущая 2. Дворец был великолепен,
светлые залы устланы мягкими коврами, на окошках
тонкие кружевные занавески, всё это сияло и
блестело, делая придворную жизнь по-настоящему
праздничной и беспечной. Основным развлечением
жителей дворца была игра в прятки. Принцесса
Иголочка пряталась, а её преданная свита
старательно обшаривала все уголки в поисках
своей острой повелительницы. Обычно отыскать
принцессу так и не удавалось, и тогда Иголочка
начинала сердиться, а придворные и даже
родственники теперь уже сами старались скрыться
подальше от её колючего нрава.
Однажды дверь во дворец распахнулась, и в тронный
зал вошли гости – Маленькие Ручки.
(Входят 2 девочки – Маленькие Ручки, держат в руках пяльцы.)
Принцесса Иголочка: Как так, без доклада, без приглашения?
Ведущая: Вспылила принцесса Иголочка и уколола маленький пальчик. Ручки обиделись, но не ушли – это были Умелые Ручки. Они быстро и ловко взяли капризную принцессу и водрузили на трон – специальную подушечку-игольницу. Ниточкам, Напёрстку, Ножницам, Утюгу и Катушечкам, тоже нашлись почётные места.
Умелые Ручки усаживают принцессу Иголочку на трон.
Умелые ручки: Довольно капризничать и бездельничать, ведь все вы много знаете и умеете. Пусть каждый из вас поведает нам свою историю и продемонстрирует мастерство.
Умелые Ручки присаживаются рядом с принцессой Иголочкой.
Ведущая 1. История первая: [1]
ОБ ИГЛЕ
(На экране показывают слайды об игле – Приложение 3)
Выходит принцесса Иголочка, загадывает загадки:
1) Маленького роста
я,
3) Бежит свинка–
Тонкая и
острая,
Золотая щетинка.
Носом путь себе
ищу,
Носочек стальной,
За собою хвост тащу. (Иголка)
А хвостик льняной. (Иголка с ниткой)
2) Тонка,
длинна, 4)
Всех на свете обшивает,
Одноуха, остра
–
Что сошьёт – не надевает. (Игла)
Всему миру нужна. (Игла)
Иголочка присаживается на место.
Сестрицы-Иголочки: (выходят две ученицы)
Иголочка 1. Что появилось раньше –
иголка или одежда?
Многих этот вопрос, наверное, удивит: разве можно
без иголки сшить одежду?
Оказывается можно.
Первобытный человек сшивал звериные шкуры,
прокалывая их костями животных или рыб.
Так выглядели древние шила.
Иголочка 2. Когда же
осколками кремня (очень твердого камня) в шилах
высверлили ушки, получились иглы.
Через много тысячелетий на смену костяным
иголкам пришли бронзовые, потом железные. На
Руси, случалось, ковали и серебряные иглы.
Иголочка 1. Около шестисот лет назад арабские купцы завезли в Европу первые стальные иглы. Нитки вдевали в их загнутые колечками концы.
Иголочка 2. Люди без иголки обойтись не
могут. Игла – это настоящая помощница, и поэтому
славят её в стихах и песнях, не забывают в
пословицах, поговорках и загадках.
Иголочка загадывает загадки:
1) Тонкий длинный
паровозик
2) У хвастушки
За собой вагоны
возит. Хвостик
в ушке. (Иголка с ниткой)
Где проехал – дырки нет,
Только шпал и рельсов след. (Иголка с ниткой)
3) На всём теле
Только одно ухо (Игла)
Слова Иголочки:
Я, иголка-мастерица!
Не привыкла я хвалиться.
Я и шью, и вышиваю,
И подружек поучаю.
Ведущая 2: История вторая:
О БУЛАВКЕ
Выходит Булавочка, на экране показывают слайды о булавке.
Булавочка: Булавка такая же острая,
как игла, только нитку в неё не вдеть и служит она
для временного скрепления деталей.
Самым древним родственником булавки были, по
всей видимости, шипы растений. Не случайно в
некоторых языках слово «булавка» происходит от
латинского «шип» или «колючка».
У маленькой булавки богатая история. Делали их из
костей рыб и животных, из камня и металла,
оформляли драгоценностями, ведь иногда булавки
использовались больше для украшения, чем для
скрепления одежды.
В том виде, в каком мы их знаем, булавки стали
производить в конце 15 века. Тогда они были такой
ценностью, что набор булавок считался достойным
подарком к празднику. И до сегодняшних дней
сохранилось у людей бережное отношение к иголкам
и булавкам, их стараются не терять, убирать на
место.
Ведущая 1: История третья:
О НОЖНИЦАХ
Выходят Ножницы, на экране показывают слайды о ножницах.
Ножницы: «Два конца, два кольца,
посередине гвоздик». Что это такое? Правильно,
ножницы.
Сейчас эту загадку каждый ребёнок отгадает. А
ведь было время, когда даже взрослые не то что
загадки – самих ножниц не знали. Потому что их
ещё не изобрели.
Когда требовалось что-нибудь разрезать, брали
нож. Но вот приблизительно три с половиной тысячи
лет назад кто-то соединил ручки двух ножей
пружинящим мостиком. Получились первые
ножницы – для стрижки овец. И до сих пор их
называют «овечьи».
А больше тысячи лет назад другой человек
придумал заменить мостик гвоздиком. И родился
замечательный инструмент, про который сложена
загадка.
Всякий инструмент, состоящий из двух подвижных
половинок, скреплённых в одной точке, – рычажной
инструмент. И первая особенность этого
инструмента заключается в том, что, когда ты
прикладываешь к его ручкам сравнительно
небольшую силу, на рабочей части возникает сила
очень значительная.
Рычажной инструмент позволяет человеку легко
перекусывать про- волоку, резать металлические
листы, отворачивать тугие гайки, гнуть гвозди и
даже кроить платья или строить бумажный дом.
Ножницы используются всюду: и в слесарной
мастерской, и в хирургическом кабинете, и в
гараже, и в депо, и на космическом корабле, и на
швейной фабрике, и, конечно, в школе на уроках
труда.
В настоящее время существует большое
разнообразие ножниц: бытовые, портновские,
садовые, маникюрные, медицинские, овечьи и
многие другие, без которых человеку не обойтись.
1) Инструмент
бывалый
3) Я ими платьице крою,
Не большой, не
малый.
Узоры вырезаю.
У него полно
забот: Сама
и штопаю, и шью,
Он и режет, и стрижет. (Ножницы) Иль
маме помогаю.
2) Смотрите, мы раскрыли пасть
– Для
дочек, бабушек и мам
В неё бумагу можно
класть, Хорошие
помощницы,
Бумага в нашей
пасти
Наверное,
знакомы всем.
Разделится на части. (Ножницы) Это
чудо…НОЖНИЦЫ!
Ведущая 2: История четвёртая:
О НАПЁРСТКЕ
Выходит Напёрсточек, на экране показывают слайды о напёрстке.
Напёрсточек:
Пищал мышонок на всю норку,
Хвалился братьям, сёстрам:
«Смотрите, я нашёл ведёрко!»
И показал…НАПЁРСТОК.
Кажется, что напёрсток существовал всегда. Но это
не так. Был такой момент, когда безызвестного
портного, исколовшего себе все пальцы, вдруг
осенило. Но когда это произошло, не сможет
сказать никто. Известно только, что в средние
века уже были мастера, занятые исключительно
изготовлением этих вещиц. Значит, их требовалось
много, и они широко использовались. От тех времён
до нас дошли изящные, украшенные эмалью,
инкрустацией и гравировкой, шедевры. Старейшие
сохранившиеся до наших дней напёрстки
изготавливались из золота, позолоченного
серебра, бронзы. Цвет традиционно оставался
жёлтым, чтобы на его фоне легче было разглядеть
движение серебристо-белой стальной иглы.
В 1924 году владелец фабрики металлических изделий
в Германии изобрёл универсальный станок для
производства напёрстков любого вида и размера.
Изобретение было запатентовано, и вскоре
началось массовое
производство напёрстков.
В конце XIX века напёрстки стали столь широко
популярны, что их продавали и в качестве
сувениров. Более того, их стали использовать в
коммерческих целях: граверы наносили на них
рекламные названия фирм и отдельных изделий.
Сегодня напёрсток продолжает незаметно, но верно
служить человеку.
На пальце одном
Ведерко вверх дном? (Напёрсток)
Вышивает-шьёт иголка,
Пальцу больно. Пальцу колко.
А напёрсток в тот же
миг
К девочке на пальчик прыг!
Говорит иголке: «Шей,
А колоться ты не смей!»
Ведущая 1: История пятая:
ОБ УТЮГЕ
Выходит Утюжок, на экране показывают слайды об утюге.
Утюжок: Представьте на минуточку, что
из всех домов исчезли…утюги. Какими мятыми и
неряшливыми ходили бы мы в школу, а мамы и папы на
работу! А раньше утюга у людей не было, и
прошло немало времени прежде, чем человек стал
использовать различные приспособления, чтобы
придать своей одежде опрятный вид.
Первым «устройством» для глажения, скорее всего,
был плоский тяжёлый…камень. На ровной
поверхности расстилали одежду, сверху
придавливали камнем и оставляли так на некоторое
время.
Второй способ глажки, дошедший к нам из глубины
веков, – при помощи рубеля и валька. На Руси,
например, таким способом пользовались ещё
семь-восемь веков назад. На ровно обструганную
палку наматывали просушенное бельё и
прокатывали его по столешнице при помощи
рифлёной доски. Ныне такой принцип применяется в
некоторых гладильных машинах. Там бельё
наматывается на вал и отглаживается
специальными роликами.
Наиболее близкий предшественник современного
утюга – сковородка, а точнее – жаровня с углями.
Не оттуда ли пришла поговорка: «Федул, чего губы
надул? Кафтан прожёг…» Из открытой жаровни очень
часто падали угольки, оставляя на одежде дырки.
Потом на смену жаровне пришёл утюг паровой. В нём
угли помещались внутри корпуса и закрывались
крышкой. А сверху, для лучшей тяги, добавляли даже
трубу. Чтобы угли лучше горели, делали
специальные отверстия по бокам. Даже усиливали
вентиляцию, размахивая утюгом взад-вперёд:
«Ух-ух, ух-ух, разгорайся, мой утюг!..» Работа с
таким утюгом могла заменить физ-зарядку.
Гораздо практичнее оказался сплошной
утюг-болванка с приклёпанной или съёмной ручкой.
Обычно хозяйки пользовались сразу двумя. Пока
один нагревался на плите, другим гладили. По мере
остывания их меняли местами.
С распространением электричества нагревателем
стала электрическая спираль, компактно
размещённая внутри. Так на свет появились
привычные ныне утюги электрические. Чтобы такой
утюг ожил и заработал, необходимо подключить его
шнур к электросети. Но порой шнур
перекручивается и мешает хозяйкам. Поэтому
изобрели утюг…без шнура! На специальной
подставке он очень быстро разогревается токами
высокой частоты.
А недавно придумали…световой утюг. «Подошва» у
него – из специального жаростойкого стекла. И
расположенный внутри нагреватель
беспрепятственно посылает тепловые
инфракрасные лучи на ткань. Такой утюг не только
нагревается почти мгновенно, но и гладит
замечательно.
А каким утюгом лучше гладить – лёгким или
тяжёлым? Тяжёлым? А вот и неправильно. При
глажении, считают физики, главное не вес, а
температура, до которой он нагрет. Не случайно
многие утюги оборудованы терморегуляторами,
которые греют подошву до строго определённой
температуры. Для капрона – совсем немного, для
шёлка – побольше, а хлопок и лён гладят утюгом,
раскалённым до температуры чуть ли не в 200
градусов. Правильно установленный
терморегулятор не только не позволит испортить
вещь, но и обеспечит её качественную глажку в
самое короткое время.
Я не, хвастая, скажу: всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые – с морщинками и складками,
Уходят очень милые, весёлые и гладкие!
Значит, я надёжный друг – электрический утюг!
1) Влез на стол он
2)
Он разгладит все морщинки.
Из-под лавки,
Только
ты его не тронь,
Осмотрелся на
подставке,
Он горячий, как огонь.
Гибким хвостиком
вильнул,
(Утюг)
Складки с галстука слизнул. (Утюг)
Ведущая 2: А теперь вместе с принцессой Иголочкой и её друзьями мы начнём делать своими руками красивые и необыкновенные вещи из ткани и ниток. В добрый путь!
Учитель: Но прежде чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности.
Дети рассказывают правила техники безопасности, они появляются на экране.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ИГЛОЙ
1. Храни иглу в игольнице.
2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
3. Передавай иглу в игольнице и с ниткой.
4. Не бери иглу в рот, не играй с иглой.
5. Не втыкай иглу в одежду.
6. Во время работы пользуйся напёрстком.
7. Храни игольницу с иглой всегда в одном месте.
8. До и после работы проверь количество игл.
9. Во время работы втыкай иглу в игольницу.
10. Не отвлекайся во время работы с иглой.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ
1. Работай хорошо отрегулированными и
заточенными ножницами.
2. Ножницы должны иметь тупые, скруглённые концы.
3. Клади ножницы кольцами к себе.
4. Следи за движением лезвий во время резания.
5. Не оставляй ножницы раскрытыми.
6. Передавай ножницы кольцами вперёд.
7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.
8. Используй ножницы по назначению.
Дети начинают вышивать, включить классическую музыку.
Использованная литература: М.И. Нагибина «Чудеса из ткани своими руками». – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208с. – [1].