Сценарий итогового занятия по произведению Ю.К .Олеши "Три Толстяка"

Разделы: Внеклассная работа


Сбор класса, звучит музыка из мультфильма.

1. Заставка (начало мультфильма)

2. Сегодня мы совершим путешествие по сказке Юрия Карловича Олеши «Три толстяка».
Ю.К. Олеша родился и жил в начале 20 века. Родным языком был польский. Олеша родом был дворянин, шляхтич. Родился Юрий в Елисаветграде, считал себя одесситом. Окончил гимназию и приехал в Москву. Олеша работал в редакции железнодорожной газеты «Гудок» литературным правщиком-редактором и готовил к печати письма рабкоров, передавал им литературную форму.
Книга Олеши, созданная в период строительства социализма в молодой стране Советов, рассказывала о людях, которые, прогнав трёх толстяков, впервые вздохнули свободно, почувствовали себя счастливыми. Истоки этой сказочной истории лежат в реальных событиях.
Начало 20 века: а) кризис производства: быстрое развитие промышленности, промышленных товаров много, сбыта нет. Предприниматели сокращают производство, увольняют людей, снижают зарплату.
б) у власти царь и его семья, владеют всеми богатствами страны
в) да ещё немцы, японцы хотят нас завоевать – первая мировая война (июнь 1914г.)
Доклад министров – с. 406

3. Собери название команды: ЗНАЙКИ      ЧИТАЙКИ
– Проведем соревнование. Каждая команда соберет свое название
Буквы написаны на кубиках.  Одно слово начинается на букву – З,  другое – на Ч
Кто быстрее соберет название, получает 1 балл.
Конкурсы будут судить … (ФИО)  и я ваш покорный слуга, сказочник.

4. Песня рассыпалась

– В сказке есть песня, которую поют дети про известного ученого и доктора Гаспара Арнери.Каждой команде дается по 2 строчки из этой песни. В строчке одно слово «заблудилось» – стоит не на своем месте. Вам нужно все слова пронумеровать, определить место заблудившемуся слову и прочитать слова из песни.
Вам – начало, вам – конец.
Время – 2 минуты.

Команда читает первые 2 строчки. (Оценить)
Команда читает 2 строчки. (Оценить)

Как лететь с земли до звёзд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар
Знает доктор наш Гаспар.

Танец божьих коровок

5. Выход феи (или куклы)

– Я проведу с вами игру, Называется  «Известно ли вам». За правильный ответ будут  выдаваться жетоны. По итогам этого конкурса мы узнаем, кто внимательный читатель.

Игра «Известно ли вам…»

  1. Как назывался рынок, на котором правительство трёх толстяков устраивало празднество и приглашало народ? (Четырнадцатый)
  2. Как звали начальника караула? (Цереп)
  3. Как звали дядюшку, владельца балаганчика, домика на колёсах? (Бризак)
  4. Как звали караульного гвардейца, который поднял тревогу в зверинце? (Вурм)
  5. Как звали лучшего попугая, покинувшего клетку во время переполоха в зверинце? (Лаура)
  6. Что потерял доктор Гаспар Арнери утром, когда оружейник Просперо и гимнаст Тибул повели народ, чтобы взять штурмом дворец Трёх Толстяков? (Шляпа, плащ, трость, каблуки, очки)
  7. Как спасся гимнаст Тибул с площади Звезды? (Через люк в куполе фонаря)
  8. Где приземлился продавец шаров? (В торт в кондитерской дворца)
  9. На кого упал соломенный башмак продавца шаров, когда тот летел по воздуху на воздушных шарах? (На учителя танцев Раздватриса)
  10. Что принадлежало трём толстякам? (1 – владел хлебом, 2 – принадлежал уголь, 3– скупил всё железо)
  11. Где держали захваченного в плен оружейника Просперо? (В клетке зверинца)
  12. Почему горько плакал наследник Тутти? (Куклу испортили гвардейцы)
  13. Что означает в переводе имя наследника Тутти? (Разлучённый)
  14. На какой улице жил доктор Гаспар Арнери? (Улица Тени)
  15. Как звали белую лошадь Суок, на которой она ездила и жонглировала? (Анра)
  16. Имя капитана дворцовой гвардии графа? (Бонавентура)

Награждение.

– Посчитайте, сколько у вас жетонов.
– Посчитайте, сколько всего у вас в команде.

6. Кроссворд (звучит музыка из мультфильма) (Приложение 4)

– Сейчас хотим предложить разгадать кроссворд. Он состоит из имен героев сказки. Я зачитаю объяснения, а вы сразу записываете имя в нужные строчки.

1.          Т ибул
2.Гаспа Р
3.   Ган И мед
4.                  Т утти
5.             Пр О сперо
6.                  Л апитуп
7.Раздватри С
8.                  Т уб
9.            шл Я хтич
10.           Суо К
11.                  А вгуст

  1. Имя гимнаста, канатоходца
  2. Имя доктора, учёного, который изучил около 100 наук
  3. Имя тётушки, экономки в доме доктора
  4. Имя наследника Трёх Толстяков
  5. Имя вождя народа, оружейника
  6. Имя циркового силача
  7. Имя учителя танцев
  8. Имя учёного, который сделал куклу, похожую на живую девочку, для наследника Трёх Толстяков
  9. Название польского дворянина
  10. Имя девочки, похожей на куклу наследника
  11. Имя старого клоуна из балаганчика дядюшки Бризака

Награждение медалью  «Самый внимательный»

– Кроссворд отдайте жюри. А пока послушайте песню «Музыкант»

Песня («Музыкант»)

Итоги жюри.

7. Узнай место по его описанию.

– Следующий конкурс «Узнай место по описанию». Я зачитываю отрывок из сказки, а вы даете названия этому месту.

I. Дворец Трёх Толстяков

«Дом стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеенчатых шляпах с жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды. Здесь было отличное место для прогулок. Здесь росли самые интересные породы трав, здесь звенели самые красивые жуки и пели самые искусные птицы».

II. Площадь Звезды

 «Она была окружена огромными, одинаковой высоты и формы домами и покрыта стеклянным куполом, что делало её похожей на колоссальный цирк. В середине купола, на страшной высоте, горел самый большой в мире фонарь. Это был удивительной величины шар. Охваченный поперёк железным кольцом, висящий на мощных тросах, он напоминал планету Сатурн. Свет его был так прекрасен и так не похож, на какой бы то ни было земной свет, что люди дали этому фонарю чудесное имя, так стали называть и всю площадь».

III. Дворцовая кондитерская

«Влетая в помещение, он (продавец) почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран.
А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос, жар и духота спёрли ему горло. Он со всего размаху сел во что-то мягкое и тёплое. Он сидел в царстве шоколада, апельсинов, гранатов, крема. Цукатов, сахарной пудры и варенья, и сидел на троне, как повелитель пахучего разноцветного царства»

IV. Балаганчик дядюшки Бризака

«Дом, построенный на манер вагона, состоял из нескольких жилищ, разделённых холщовыми перегородками.
На ящике горела керосиновая лампа. На стенах висели обручи, обтянутые папиросной бумагой, белой и розовой, длинные полосатые бичи с блестящими металлическими ручками, костюмы, осыпанные золотыми  кружочками, расшитыми цветами, звёздами. Разноцветными лоскутами. Со стен глядели маски. У некоторых торчали рога, у других нос напоминал турецкую туфлю, у третьих рот был от уха до уха. Одна маска отличалась огромными ушами. Самое смешное было, что уши были человеческие, только очень большие».

7. Кому принадлежат слова

Конкурс творческий. От каждой команды нужно по 2 человека.

Участник

  1. Выбирает карточку
  2. Определяет персонажа
  3. Выбирает для него одежду и перевоплощается  в своего персонажа
  4. Читает выразительно отрывок с той интонацией, какая есть у выбранного героя

Пока герои готовятся к конкурсу, остальные смотрят танец «Полька».

  1. Моя кукла, моя чудесная кукла сломалась. Мою куклу испортили. Гвардейцы кололи мою куклу саблями. (Тутти)
  2. Мне очень недоели приключения. Я не маленький мальчик и я не герой. Я не люблю летать, я боюсь трёх толстяков, я не умею украшать парадные торты. Мне очень хочется освободить дворец от своего присутствия. (Продавец шаров)
  3. Какая неосторожность! Я превратил его в негра, я окрасил его в чудесную краску, я сделал его совершенно неузнаваемым, а он сам себя выдал сегодня на Четырнадцатом Рынке! Ведь его могут схватить! Ну как же он не осторожен! (Доктор Гаспар Арнери)
  4. Я очень давно живу в балаганчике дядюшки Бризака. Я даже не помню, с каких пор я умею танцевать, и ездить верхом, и крутиться на трапеции. Ах, каким я научилась чудесным штукам! Вот, например, в прошлое воскресенье мы представляли в гавани. Я играла вальс на абрикосовых косточках. (Суок)
  5. Мне стало очень страшно. Я закрыла ставни и решила никуда не выходить. Я ждала вас каждую минуту. Я очень волновалась… Обед простыл, ужин простыл, а вас всё нет… (Ганимед)

9. Ребусы (Приложение 5)

Рисование по точкам (Приложение 1)

Пазлы (2 картинки) (Приложение 2, Приложение 3)

Если остается время, герои не готовы проводятся дополнительные конкурс собрать пазлы.

10. Выход героев.

– Перед вами будут выступать герои из сказки, если угадываете, то команда зарабатывает еще 1 балл за ответ.

– Жюри подводит итоги, а мы разгадаем ребусы.

10. Итог. Награждение.

11. Просмотр мультфильма (30 минут)