Урок технологии в 5-м классе по теме: "Производство ткани"

Разделы: Технология


Тема программы: Создание изделий из текстильных   и поделочных материалов.  Материаловедение.

Тема урока: Производство ткани.

Цели:

  • Ознакомить с понятиями: волокно, текстильное волокно, с профессиями прядильщика, ткача.
  • Изучить классификацию текстильных волокон, способы определения долевой  нити.
  • Развитие познавательного интереса.
  • Воспитание  внимательности.

УМО: наглядные образцы волокон, ткани, презентация,  учебник Технология 5 класс под ред. Симоненко В. Д., технология (диск ТУ РЦ  ЭМТО, 2004)

ХОД УРОКА

Структурные компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к изучению темы Организует беседу:
Использование ткани в быту и промышленности.

Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, белье, обувь, обивку для мебели и т. д.  (Приложение,  слайд 3)
Выделяют группы тканей: бытовые, технические, специальные

Обсуждают поставленную проблему
Сообщение темы и цели Сообщает тему и цель урока
Сегодня мы с вами начинаем новый раздел «материаловедение». Вы познакомитесь с этапами производства ткани, узнаете, из чего изготавливают  ткань, познакомитесь с профессиями прядильщика, ткача.
Тема нашего урока «Производство ткани»
Записывают в тетрадь
Число, тема.
Изложение новой темы Объясняет, показывает, организует беседу.

– Возьмите образец  ткани,  иглу и посмотрите  (Приложение, слайд 4)
– Из чего состоит ткань? (Из нитей плотно прилегающих друг к другу)
– Из чего состоят нити? С помощью иглы распушите нитку. (Из тонких волокон)
– Волокно – гибкое, прочное, тонкое тело, длина, которого превышает его поперечный размер (Приложение, слайд 5).
Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, ткани (Приложение, слайд 6).
Текстильные волокна разнообразны по своему происхождению и химическому составу   (Приложение, слайд 7)
По происхождению волокна делятся на натуральные  и химические.
Натуральные волокна – волокна, которые образуются без вмешательства человека в природу.
Химические – волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.
Учитель показывает по схеме и рассказывает классификацию текстильных волокон. Показывает образцы волокон.
Выделяют три этапа производства ткани: прядение, ткачество, отделка  (Приложение, слайд 8).
Очень хорошо рассказывается об изготовлении полотна в рассказе «Как в поле рубашка выросла».
Сегодня на уроке мы познакомимся этапами: прядение и ткачество.
Прядение – процесс получения пряжи из волокон на прядильных станках на прядильной фабрике.
Процесс получения пряжи: (Приложение, слайд 9)

  • Разрыхлить
  • Очистить от примесей
  • Прочесать
  • Сформовать ленту-ровницу
  • Скрутить

Ткачество – процесс получения ткани из пряжи на ткацких станках на ткацкой фабрике. 
Ткань – материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей  (Приложение, слайд 10)

Нити основы (долевая нить) – идут вдоль ткани
Нити утка – идут поперек ткани
Кромка – неосыпающийся край ткани

Слушают, наблюдают, записывают.
Отвечают на вопросы.
Практическая работа Нити в ткани могут переплетаться разными способами (Приложение, слайд 11)
Знание направления долевой нити или по-другому – нити основы нам необходимо при раскрое изделия.
Существует несколько способов  определения направления нити основы (Приложение, слайд 12).
Работа с таблицей (Приложение, слайд 13, 14)
Выполняют практическую работу
«Определение направления долевой нити (нити основы)»
Закрепление знаний  Устный опрос: (Приложение, слайд 15, 16)
  1. Из чего состоит ткань?
  2. Из чего состоят нити?
  3. Что такое волокно?
  4. Что такое текстильное волокно?
  5. На какие две большие группы делятся текстильные волокна?
  6. Чем отличаются натуральные волокна от химических?
  7. Виды натуральных волокон.
  8. Этапы производства ткани.
  9. Расскажите про процесс прядения.
  10. Что такое ткань?
  11. Какие нити идут вдоль ткани, какие поперек ткани?
  12. Что образуется по краям ткани в процессе ткачества?
  13. Способы определения направления долевой нити (нити основы)
  14. Для чего необходимо знать направление нити основы?
  15. Определить направление долевой нити в предложенных образцах
 Отвечают на вопросы.
Выполняют задание
Подведение итогов урока Оценивает активность учащихся. Выставляет и комментирует  оценки. Анализируют собственную деятельность. Определяют трудности.