Урок-презентация в 6-м классе по программе "Музыка" Г.П. Сергеевой, У.Д. Критской "Связь времён"

Разделы: Музыка


Тема:  «Связь времен»/

Цель: развитие у учащихся чувства стиля и умение войти в мир музыкальных образов композитора.

(Презентация, 1 слайд)

Учитель. Ребята, назовите имя самого известного, на ваш взгляд, зарубежного композитора.

Предполагаемый ответ: В.А.Моцарт, И.С.Бах.

Учитель. И имя  самого популярного, на ваш взгляд, русского композитора. Предполагаемый ответ: П.И.Чайковский.
(щелчок) 2 слайд. Связь времен. (щелчок) Вольфганг Амадей Моцарт (щелчок) Петр Ильич Чайковский.
Великие имена рядом.
(щ) 3 слайд В.А.Моцарт XVIII. (щ) Портрет Моцарта. (щ) «Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете» (2 щ) Так сказал о музыке Моцарта П.И.Чайковский.
(щ) 4 слайд П.И.Чайковский XIX век.
В дневнике композитора мы читаем такие слова: «Играл Моцарта и восхищался… Мысль о сюите из Моцарта». (Цитата учебника «Музыка» Г.П.Сергеевой Е.Д.Критской): «По временам мне казалось, что я живу в XVIII в. и что дальше Моцарта ничего не был. По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно».
(щ) 5 слайд. (щ) «Моцартиана» была создана П.И.Чайковским в 1887 году в память столетия первой постановки оперы В.Моцарта «Дон Жуан».
Учитель. Как вы думаете, чему была посвящена музыка П.Чайковского? (Ответы учащихся).
(щ) «Большое количество превосходнейших мелких сочинений Моцарта, вследствие непонятной причины мало известны не только публике, но и многим из музыкантов. Автор аранжировки сюиты, озаглавленной «Моцартиана», имел ввиду дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества, непритязательных по форме, но преисполненных недосягаемых красот». П.И.Чайковский
(щ) 6 слайд. Моцартиана. (2 щ) Сюита № 4 П.И.Чайковского является обработкой для симфонического оркестра трех фортепианных пьес и одного хора В.А.Моцарта. (щ) Жига), (щ) Менуэт, (щ) Католический хорал, (щ) Десять вариаций.
Учитель. Что такое жига, менуэт, хорал, вариации. (Ответы учащихся).
(щ) 7 слайд Заглянем в музыкальный энциклопедический словарь.
(щ) 8 слайд Жига – быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. (щ) В XVII в. танец стал популярным в странах Западной Европы.
(щ) 9 слайд Менуэт (маленький шаг – старинный французский народный танец. При Людовике XIV (ок.1670 г.) менуэт стал придворным танцем.
(щ)10 слайд Менуэт в России. В России менуэт появился в начале XVIII века, его танцевали на ассамблеях Петра I.
(щ) 11 слайд Сюита – (фр.– ряд, последовательность) – циклическое инструментальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес танцевального (аллеманда, куранта, сарабанда, жига, менуэт и тд.) и  нетанцевального характера (ария, пассакалия, чакона, хорал и др.) характера. В жанре сюиты сочиняли: Гендель, Бах, Телеман, Гайдн, Моцарт, Григ, Чайковский, Римский-Корсаков и др.
(щ) 12 слайд Музыку в жанре сюиты создавали композиторы XX века: С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Шнитке.
(щ) 13 слайд «AVE VERUM» В.А.Моцарта. Разучиваем мелодию хорала. (Приложение 1)
Учитель. Каков характер этой музыки? О чем эта музыка? (Ответы учащихся)
(щ) 14 слайд Моцарт «Ave verum». Единственное законченное церковное произведение композитора, созданное в последний год его жизни – 1791.
(щ) 15 слайд. Давайте послушаем это произведение.
(щ) слайд 16. В.А.Моцарт «Ave verum». (2 щ) О, справедливая (щ) Дева Мария, истинно (щ) переживающая за Сына, принесенного в жертву.
(щ) Заранее знаешь Его судьбу (щ) и не ропщешь в (щ) смертельной (щ) веренице событий (перевод с латинского автора презентации) (щ) ноты.
(щ) 17 слайд. Итак, «Моцартиана». Жига, Менуэт, Католический хор, Десять вариаций.
(щ) 18 слайд «Моцартиана», Часть 1. Жига. Слушаем (Приложение 2)
(щ) 19 слайд «Моцартиана. Часть 2. Менуэт. Слушаем. (Приложение 3)
(щ) 20 слайд «Моцартиана». Часть 3. Католический хор. Слушаем (Приложение 4).
(щ) 21 слайд «Моцартиана». Часть 4. Десять вариаций. Слушаем (Приложение 5).
Учитель. Мы послушали «Моцартиану» П.Чайковского, поделитесь своими впечатлениями (ответы учащихся).
Читаем цитату учебника: «Об этой музыке норвежский композитор Э.Григ написал: Русский композитор Чайковский с тонким умением и с большим тактом собрал часть… хоровых и фортепианных вещей Моцарта в одну оркестровую сюиту, облеченную в современную инструментовку… Против такой модернизации старинного мастера, модернизации, предпринимаемой для проявления чувств восхищения, возразить ничего нельзя».
Учитель. А теперь давайте подведем итог всему услышанному на уроке, ответим на вопросы.
(щ) слайд 22: ответьте на вопросы.
(щ) слайд 23: проверяем ответы на вопросы.
(щ) слайд 24: цитата учебника: «Подлинным памятником великому композитору стала оркестровая сюита № 4, («Моцартиана»), включающая четыре пьесы В.А.Моцарта, инструментованные П.Чайковским».