Тема: Временные формы глагола.
Цели:
- Образовательные:
- создание условий для открытия детьми особенностей временных форм глагола;
- формировать умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу;
- учить детей систематизировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия.
- Развивающие:
- развивать мыслительные операции (память, мышление, внимание);
- обогащать словарный запас.
- Воспитательные:
- формировать умение работать в парах (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).
- Здоровьесберегающие:
- создание ситуации успеха и комфортности учащихся на уроке;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм при организации образовательного процесса в классе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый,
Всех зовёт он на урок.
Ну- ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок!
На места все тихо сядем.
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать.
Я урок сейчас начну.
2. Вводная часть
Записать дату, классная работа.
– Вспомните, над какой темой мы работаем?
ГЛАГОЛ (вывесить карточку)
3. Игра «Буква потерялась»
– Начнём урок с игры «Буква потерялась». Отгадайте слово.
…ожжи Какая буква потерялась?
…адиус Какая буква потерялась?
…жевика Какая буква потерялась?
…онарх Какая буква потерялась?
…мщик Какая буква потерялась?
– Встретились ли вам непонятные слова? Кто
такой монарх?
– Найдите ещё одно слово среди этих слов. (Время)
ГЛАГОЛ ВРЕМЯ
4. Я прочитаю вам небольшое стихотворение. Подумайте, какой смысл вложил в эти строки автор?
Чтобы новое узнать
Нужно потрудиться.
И друг другу помогать
В паре, не лениться.
Дело общее у нас –
Знанья получаем.
Ну, а вместе, мы друзья,
Новое узнаем!
Дети. Хорошо работать, помогать друг
другу, узнавать что-то новое.
Учитель. А как вы думаете, что нового мы
узнаем сегодня на уроке?
Дети. Наверное, как-то время связано с
глаголом?
Учитель. Хорошо, мы сегодня будем
узнавать связано время с глаголом или нет.
Цель нашего урока: узнать, связано ли
время с глаголом. Если связано, то как?
Учитель. Посмотрите на эти таблички ещё
раз. Что вы можете сказать о глаголе?
– Как вы понимаете значение слова ВРЕМЯ?
ГЛАГОЛ ВРЕМЯ
Часть речи, которая
это
часы,
отвечает на
вопросы дни,
времена года,
что
делать?
«Делу
– время, потехе – час».
что сделать?
обозначает действие предмета
изменяется по числам: ед.ч; мн.ч.
Учитель. Ребята, а где можно найти
значение слова ВРЕМЯ?
Дети. В словаре.
Учитель. Откройте словари, найдите
значение слова ВРЕМЯ, какое значение подходит к
сегодняшнему уроку.
В грамматике: одно из грамматических значений
глагола, указывающее на соотношение действия к
моменту речи: читаю, буду читать, читал.
5. Работа в парах
Учитель. У вас на столах лежат
карточки со словами. Прочитайте. Что вы можете
сказать о словах?
Дети. Это глаголы.
Учитель. А как вы определили?
Дети. По вопросам.
Учитель. Задание 1: распределите эти
глаголы по вопросам на группы:
ИГРАЕТ, НАРИСУЕТ, РИСОВАЛ, РИСУЕТ, ИГРАЛ, ЗАИГРАЕТ, БУДЕТ ИГРАТЬ, БУДЕТ РИСОВАТЬ |
(У всех групп карточки одинаковые и лежат цифры: 1, 2, 3, 4)
Проверка: Сколько групп получилось? Поднимите карточку с цифрой.
Дети поднимают карточки. Выходит ученик к доске и распределяет на группы
играет играл заиграет будет играть
рисует рисовал нарисует будет рисовать
Учитель. Когда происходит действие у
глаголов 1 группы?
Дети. Действие происходит в данный
момент.
Учитель. Что можно сказать про глаголы 2
группы?
Д. Действие уже произошло.
Учитель. Что можно сказать про глаголы 3
группы?
Дети. Действие ещё будет происходить.
Учитель. Что можно сказать про глаголы 4
группы?
Дети. Действие ещё будет происходить.
Учитель. Можно ли объединить глаголы 3 и
4 группы вместе?
Дети. Да.
Учитель. Чем различаются глаголы в
группах?
Дети. Они различаются вопросами.
Учитель. Да, действия происходят в
разное время, т.е. глаголы изменяются по временам.
Откройте учебники на с. 176 и прочитайте
правило.
Учитель. Что ещё нового узнали из
правила?
Дети.
1 гр. – это глаголы настоящего времени;
2 гр. – это глаголы прошедшего времени;
3 гр. – это глаголы будущего времени.
– Давайте в каждую группу добавим вопросы и названия групп.
Насоящее вр. Прошедшее вр. Будущее время.
Что делает? Что
делал?
Что
сделает? Что
будет делать?
играет
играл
заиграет
будет играть
рисует
рисовал
нарисует
будет
рисовать
(простое буд.
вр.) (сложное буд. вр.)
Учитель. Дополните в каждую группу по одному глаголу.
Задание 2. Я прочитаю предложение, вы найдите глагол и определите время глагола
Проверка: обратная связь Н.в, Пр.в, Б.в.
Мы гостили у бабушки в деревне. Назовите
глагол. (Пр.в.)
Мы гостим у бабушки в деревне. Назовите
глагол (Н.в.)
Мы будем гостить у бабушки в деревне. Назовите
глагол (Б.в.)
Учитель. Что вам помогло
определить время глагола?
Дети. Нужно правильно задать вопрос.
Физминутка
– Я принцесса страны “Глаголии”. И я хочу поиграть с вами. Вы согласны?
1 ряд – слуги прошедшего времени.
2 ряд – слуги настоящего времени.
3 ряд – слуги будущего времени.
Слуги присядают при названии своего глагола.
Ходил (п.в. 1), красит (н.в. 2), водит (н.в. 2), польет (б.в. 3), говорил (п.в. 1), рисует (н.в. 2), напишет (б.в. 3), прыгал (п.в. 1), встало (п.в. 1), живет (н.в. 2), согреет (б.в. 3), поет (н.в. 2), танцевал (п.в. 1), прилетят (б.в. 3).
6. Закрепление
1. Работа по рядам (карточки)
Учитель. Прочитайте задание. Что вам поможет выполнить это задание? Спланируйте свою работу и выполните.
1 ряд. Образовать от имён существительных однокоренные глаголы настоящего и прошедшего времени:
Боль –
Корм –
2 ряд. Образовать от имён существительных однокоренные глаголы настоящего и будущего времени:
Соль –
Скрип –
3 ряд. Образовать от имён существительных однокоренные глаголы прошедшего и будущего времени:
Блеск –
Ночь –
Проверка: одна пара читает, другие проверяют.
1
р
2 р
Боль – болеет,
болел
соль – солит, посолит, будет солить
Корм – кормит,
кормил
скрип – скрипит, заскрипит, будет скрипеть
3 р.
Блеск – блестел, заблестит, будет блестеть
Ночь – ночевал, заночует, будет ночевать
– А некоторых ребят я попрошу выполнить задание по карточкам
2. Индивидуальные задания по карточкам
Списать и определить время глагола: играли, поёт, прочитали, смеются, засмеются, искали.
Карточка-помощница
Н.в.– Что делает? Что делают?
Пр. в.– Что делал? Что делали?
Б.в. – Что будет делать? Что сделает?
7. Итог
– Давайте подведём итог нашей работы. Какую
задачу мы ставили вначале урока?
Дети. Узнать, есть ли связь между
глаголом и временем. Если есть, то какая.
Учитель. Мы узнали, что глагол
изменяется по временам. Какие временные формы
имеет глагол?
Учитель. Вы, ребята, не забывайте, что
наши верные помощники – это вопросы. Давайте
вместе составим алгоритм определения времени
глагола:
Алгоритм:
1) Нахожу глагол.
2) Ставлю вопрос.
3) Определяю время глагола.
Если останется время, то:
– Ребята, а сейчас я вам предлагаю быть поэтами или писателями. Кто хочет, то попробуйте сочинит стихотворение, используя рифму
лежит
блестит
засияют
растают
– Записать и определить время глаголов. А кто хочет составить и записать небольшой рассказ из 3-4 предложений по картинке. Найти глаголы и определить время.
8. Рефлексия
– Сегодня на уроке мы выполняли различные задания. Какие из заданий вам показались самыми трудными.
– На следующем уроке мы продолжим определять время глаголов и будем учиться изменять глаголы по временам.
9. Самооценка по шкале
– А сейчас я попрошу оценить свои знания по шкале. Начертите шкалу и оцените. Кто оценил свою работу по 1 шкале? По 2 шкале? По 3 шкале. Почему?
10. Домашнее задание: с.176, №405 и выбрать для себя и выполнить одно задание на карточке или составить небольшой рассказ о зиме. Найти и определить время глаголов.