Цель: углубить знания учащихся об окружающем мире и в частности о растениях и животных, развить интерес и познавательную активность. Формировать умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение.
Оборудование:
- Игровое поле 9х9, в каждом название конкурса (слайд 2)
- Фотографии, картинки растений и животных, видиофрагменты.
- Кроссворды
- Карточки с буквами.
- Ребусы.
- Разрезные карточки с натюрмортами.
- Фишки за правильные ответы
- Презентация (Приложение)
Играют две команды — “Крестики” и “Нолики”. Команды выполняют, задания конкурсов, получают определенное количество фишек за правильные ответы. После выполнения задания определяется победитель конкурса и название конкурса на игровом поле закрывают карточками «Х», «0». Команда, победившая в очередном конкурсе, получает право выбора следующего конкурса. Побеждает команда, выигравшая большее число конкурсов. Основными являются 9 конкурсов. Десятый можно провести во время подведения итогов.
Конкурс 1. «Корзина загадок»(слайд 3)
Команды загадывают друг другу загадки о растениях. Если загадка разгадана, фишку получает команда, разгадавшая загадку, если ответ не найден — команда, загадавшая загадку.
Загадки
Золотая середина, и лучи идут кругом.
Это может быть картина: солнце в небе голубом.
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветы... (ромашки). (Слайд 4)
Подрастет — нарядятся в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.
А зовут его, ребята, просто... (одуванчик).
(Слайд 6)
На солнечной опушке в траве стоит она,
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет вам смекалка —
Все знают, что зовут цветок... (фиалкой).
Нам каждому весенняя природа дорога,
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищаются и поле, и валежник,
И первый появляется в проталине... (подснежник).
В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелек –
Ну кто ж его не знает, ведь это … (василек). (Слайд
8)
Ранним утром распускает лепестки свои цветок.
А как вечер наступает, гаснет красный огонек.
Погляди-ка, погляди-ка, что за красный веерок?
Это яркая... (гвоздика) новый празднует денек.
(Слайд 9)
Лишь окрест пурга завоет
И морозы станут злей –
Я столовую открою
Для клестов и глухарей. (Сосна) (слайд
7)
Всех весной в лесу высоком,
На опушках и в глуши,
Я прекрасным, сладким сокам
Угощаю от души. (Береза)(слайд 5)
Конкурс 2. «Что лишнее?» (слайды 10-12)
Ведущий читает ряд слов, команды по очереди определяют лишнее слово и объясняют свое решение. За правильный ответ — две фишки.
Крот, дождевой червь, многоножка,
личинка майского жука, стрекоза.
Летучая мышь, голубь, страус, бабочка,
летучая рыба.
Лошадь, заяц, суслик, кошка, хомяк.
Собака, рысь, коза, корова, лошадь.
Антилопа, зебра, верблюд, баран, лось.
Белый медведь, лен, антилопа, койот,
гиена.
Чайка, буревестник, рыбный филин, зимородок, скворец.
Кит, морж, осьминог, носорог, акула.
Лещ, камбала, щука, осетр, сом.
Пчела, муха, медведка, саранча,
колорадский жук.
Конкурс 3. «Живая буква» (слайд 25-26)
Команда за одну минуту должна вспомнить название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя. Максимальная оценка — три фишки.
Пример:
Б |
О |
М |
|
Цветок | Бархатцы | Одуванчик | Мак |
Дерево | Береза | Ольха | Магнолия |
Насекомое | бабочка | Овод | Муха |
Рыба | Белуга | Окунь | Мурена |
Птица | Беркут | Орел | Малиновка |
Зверь | Белка | Олень | Мул |
Конкурс 4. «Стоп-кадр» (слайды 23-24)
Ведущий показывает открытки, фрагменты фильмов с изображениями животных. Команды по очереди угадывают животных или сюжет. Правильный ответ — 1 фишка.
Конкурс 5. «Найди ошибку» (слайды 13-14)
Командам зачитывают четверостишья. Нужно найти биологические ошибки и объяснить их. Найденная ошибка оценивается в 1 фишку.
Глухари вернулись с юга —
Дома очень много дел:
Гнезда нужно свить повыше,
Чтобы их медведь не съел.
Ананасы собираем
Мы с деревьев поскорей,
Их склюет иначе стая
Перелетных глухарей
Конкурс 6. «Поймай птицу» (слайд 16)
Командам раздают наборы карточек с цветными буквами. За одну минуту нужно собрать название птиц. Каждый правильный ответ — 1 фишка.
КЛЕСТ
ЛАСТОЧКА
СОРОКА
ГАЛКА
ПАВЛИН
АИСТ
УДОД
РЕМЕЗ
СНЕГИРЬ
СОЛОВЕЙ
Конкурс 7. «Прогулка в лес» (слайды 17-18)
Ведущий. Наступила весна, солнце пригрело землю, распустились почки, зацвели первые цветы. Горожане чаще стали проводить время на природе. Представьте, что вы собрались устроить пикник на лесной полянке. Какие правила поведения в лесу нужно помнить? За каждый правильный ответ - 1 фишка.
Конкурс 8. «Кроссворд» (слайды 19-22)
Время выполнения задания — 3 мин.
Каждое разгаданное слово — 1 фишка.
- Домашнее насекомое
- Нелетающая птица
- Самое крупное животное
- Птица, приносящая весну
- Друг человека
- «След белого человека»
- Дерево-гигант
- Лучший певец
- Царь зверей
- Дачный враг
- Первый весенний цветок
- Символ Канады
- Птица цветок
- Русская красавица
Конкурс 9. «Отгадай ребус» (слайды 27-29)
Конкурс 10. «Я рисую натюрморт»
Командам раздаются комплекты разрезанных картинок по числу участников. За одну минуту каждый конкурсант должен выбрать части своей картинки и восстановить ее. Правильный ответ — 1 фишка.
Литература:
- Предметные недели: биология, экология, здоровый образ жизни. Составители – В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева
- Тематические игры по ботанике. Методическое пособие. Л.Д.Парфилова
- «Шишки под осиной» А.Екимцев
- Диски «Лабораторный практикум по биологии».
- Диск детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
- Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 класс.