Родительское собрание по профилактике табакокурения

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • овладение объективными знаниями;
  • формирование здоровых навыков и установок ответственного поведения, которые должны снизить вероятность приобщения к употреблению табака.

Задачи:

  • Привить навыки внимательного и бережного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей.
  • Сконцентрировать внимание родителей на пагубном воздействии вредных привычек на здоровье ребенка.
  • Познакомить с причинами и последствиями курения.

Физико-химический механизм курения состоит в том, что через подожженный и медленно тлеющий табак (в трубке, папиросе, сигарете) всасывается воздух.
Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки вместе с оставшейся частью воздуха поступают в легкие. Для выкуривания папиросы (сигареты) обычно требуется 12-18 затяжек.

Исторические сведения о мерах борьбы с табакокурением:

  • Англия: курильщикам отрубали головы и выставляли для всеобщего обозрения на площади.
  • Испания: монахов, замеченных в курении табака, заживо замуровывали в монастырской стене.
  • Турция: курильщикам вырывали ноздри, сажали на кол.
  • Россия: в 1649 году царь Михаил Романов издает указ: "Запрещаю ввозить табак, а пойманных торговцев повелеваю ссылать в дальние города, также портить им ноздри и резать носы. Всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить кнутом, пока не сознается, откуда получил".

Наша страна занимает первое место по подростковому курению и четвертое – по уровню курения среди взрослых.

В мире проживает 1,1 миллиарда курильщиков.
В России курят 60 % мужчин и 20 % женщин.
Живут курильщики в среднем на 10-12 лет меньше своих сверстников.
Ежедневно 700 россиян умирает от болезней, вызванных курением, причем половина курильщиков умирает в трудоспособном возрасте.
Расходы на «курево» занимают 15-20 % семейного бюджета.
Средний возраст начинающих курильщиков в России – 11 лет.

Почему сигарета приобрела такой привлекательный вид? В обществе сложился стереотип взрослого мужчины – курильщика. Если вокруг ребенка курит много взрослых, ему тоже хочется скорее стать взрослым (если в семье курят, то вероятность того, что ребенок будет курить увеличивается на 50-60 %).
Запрограммированность курения: курит крокодил Гена, Волк из «Ну, погоди!», курят большинство актеров и актрис. В ребенке, его сознании, закладывается программа, сознание искажено ложными представлениями и сведениями о табаке.

Причины курения

Влияние сверстников. Когда курят друзья, старшеклассники – у многих возникает желание попробовать. Срабатывает механизм социальной зависимости. Особенно часто это случается у девушек и женщин.
Многие начинают курить во время стресса, попадая в тяжелую жизненную ситуацию, причем такое случается даже в возрасте 40-50 лет. В трудный момент кто-то протягивает сигарету: покури – станет легче. Это действительно дает временное облегчение, на несколько минут, пока горит сигарета, проблема отодвигается в сторону.
Многие курение считают привычкой, полагая, что бросить курить легко, стоит только приложить усилия. Но курение – это определенная форма наркотической зависимости, с которой расстаться довольно трудно.

Выделяют три стадии никотиновой наркомании:

Бытовую: несистематическое курение около 5 сигарет в день.

Привычную: курение постоянное от 5-15 сигарет в день. Отмечается умеренная обстинация, поражение внутренних органов, физическая зависимость. В определенной мере эти признаки обратимы после прекращения курения.

Пристрастную: высокая толерантность (потребность): обстинация тяжелая, зависимость физическая. Влечение непреодолимое, 1-1,5 пачки в день. Привычка курить натощак и сразу после еды, а также среди ночи, определяет значительное поражение внутренних органов и нервной системы.

После проникновения сигаретного дыма в легкие никотин попадает в мозг уже через 7 секунд и повышает временно их активность. Одновременно расширяются сосуды, возникает чувство притока сил, чувство успокоения, затем происходит резкое сужение сосудов и понижение активности мозга. Чтобы вновь почувствовать состояние прилива энергии, курильщик тянется за другой сигаретой. Так возникает привычка.
За 1 год через легкие курильщика проходит и откладывается до 1 кг угля.
В Алтайском крае почти половина граждан – активные курильщики. Причем каждый из них вовлекает в процесс «пассивного» курения своих детей, окружающих.

Пассивный курильщик, человек некурящий, находящийся в помещении с активными курильщиками, в течение одного часа вдыхает такую дозу некоторых газообразных частей табачного дыма, которая равносильна выкуриванию половины сигареты.
Установлено, что 25 % вредных веществ задерживается организмом, 20% сгорает, 5% задерживается в окурке и 50% загрязняет окружающую среду.

Ребенок – это не совсем копия взрослого по всем параметрам. У него еще находятся в стадии развития все системы и органы, имеет свои особенности и состояние обмена веществ в организме. Поэтому ребенок, подросток значительно чувствительнее, уязвимее к действию любых вредных веществ, в том числе и табачных ядов, чем взрослый человек.
У курящих детей в первую очередь изменяются функции центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Такие дети, прежде всего, становятся легко возбудимыми, вспыльчивыми, раздражительными, невнимательными.
Постепенно развивается зависимость от табака, и если нет сигареты, появляется состояние дискомфорта в самочувствии, что выражается в виде беспокойства. Все мысли заняты тем, чтобы поскорее закурить.

Мини-тест:

  1. Напишите на листочках 5 женских и 5 мужских имен, тех людей, которых вы знаете.
  2. А теперь напротив каждого имени отметьте, курит ли этот человек.
  3. Посчитайте, каково число курящих, а сколько некурящих.

Сделайте выводы для себя.

Мифы о курении:

1. Курево успокаивает нервы.

  • Компоненты табака (смолы, никотин, дым и т.д.) не расслабляют, а просто “тормозят” важнейшие участки центральной нервной системы.
  • Привыкнув к сигарете, человек без нее уже расслабиться не может.
  • Получается замкнутый круг: и возникновение, и прекращение стресса зависят от курения.

2. Курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру.

  • Кругом полно дымящих толстяков.
  • Притупляя сигаретой чувство голода, вы провоцируете развитие гастрита и язвенной болезни.
  • Худеть с помощью курения – это все равно, что привить себе инфекционную болезнь и “таять на глазах” от нее.

3. На морозе сигарета согревает.

  • Компоненты табака (смолы, никотин, дым и т.д.) не расслабляют, а просто “тормозят” важнейшие участки центральной нервной системы.
  • Привыкнув к сигарете, человек без нее уже расслабиться не может.
  • Стоит ли так “греться”, чтобы получить взамен как минимум гипертонию?

Выводы:

  • Болезни, возникающей только от курения не существует.
  • НО… продукты курения и в первую очередь никотин, ведут к развитию серьезных и разнообразных заболеваний (тяжелые бронхиты, эмфизема, туберкулез, рак легких, атеросклероз, эндартериит, гипертония, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, рак желудка и другие.)
  • Организм курильщика изнашивается и стареет значительно раньше, чем организм некурящего.

Мозговой штурм «Хорошо или плохо»

Задание для родителей:

Записать преимущества некурящего человека. Кто больше?
Записать самые неприятные (какие только придут в голову!) слова по поводу курения.

Работа с интерактивной доской:

    «+» курения

    «–» курения

Если ты хочешь снять чувство напряжения, не обязательно браться за сигарету!

«Антистрессинг» (15 мин.)

Примите удобное положение. Глубоко вдохнув, задержите ненадолго дыхание. На этот раз выдох сопровождайте звуком «х-а-а-а-а-а-а-а-а-а-». Теперь дышите нормально, сосредоточив на этом внимание. При вдохе говорите себе: «Я», при выдохе – «расслаблен». Повторите упражнение 5 раз. Лучше использовать в групповой форме.

«Медиативное пение» (3-5 мин.)

Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слегка прикройте рот и пойте «а-у-м» с разно интонацией.

«Гудение» (3-6 мин.)

Сидя, расслабившись, закрыв глаза, закрыв рот, издавайте мычащий звук

«Релаксация «по Бенсону» (5 мин.)

Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьте руки, ноги, тело, лицо. Дышите через нос. Осознайте своё дыхание. После вдоха говорите про себя слово «один». Сохраните принятую позу, через 5 минут откройте глаза и медленно встаньте.

Что дает отказ от курения:

  • Избавление от ежедневной интоксикации организма.
  • Уменьшение риска развития рака легкого, болезней сердца и сосудов
  • Вы избавляетесь от неприятного запаха изо рта, от волос, одежды.
  • Вы сохраните деньги на другие расходы.
  • Вы спасете своих детей от заболеваний органов дыхания.

Памятка родителям:

1. Если вы хотите, чтобы ребенок бросил курить, лучший способ – отказаться от курения и вам, и всем членам семьи.
2. В доме не должно быть сигарет, пепельниц с окурками.
3. Не приглашайте в гости курящих друзей и родственников.
4. Родители должны помочь ребенку отвлечься от привычки курить. Игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы – все это способствует отказу от курения.

Главное слагаемое успеха – это испытать счастье дышать свободно.

«Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство!»

Ф. Вольтер

Приложение 1

Приложение 2

Литература:

  1. Жизнь без вредных привычек. Учебно-методическое пособие по предупреждению табакокурения в общеобразовательных учреждениях /Авт.– сост.: В.Н.Швецова, П.П. Миненко; под общ. ред. Л.И. Мироновой. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003– 60 с.
  2. Гаткин Е. Вредные привычки и их социальные последствия.//ОБЖ, № 2,1999, с. 54-56.
  3. Касаткин В.Н. и др. Принципы создания программы профилактики курения в школе.//Вестник образования, № 13, 2001, с. 57-71.
  4. Костюченков В.Н. и др. Вредные привычки или здоровье – выбирайте сами. – Смоленск, 2001.
  5. Жизнь без вредных привычек. Учебно-методическое пособие по предупреждению табакокурения в общеобразовательных учреждениях /Авт.– сост.: В.Н.Швецова, П.П. Миненко; под общ. ред. Л.И. Мироновой. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003– 60 с.
  6. Еникеева Д. И. «Для мальчиков, или как стать настоящим мужчиной». Москва, «АСТ-ПРЕСС».
  7. Генкова Л.Л. «Почему это опасно?». Москва, Просвещение, 1989 г.
  8. Стан В.В. «Правильное гигиеническое воспитание – залог здоровья». Москва, «Медицина», 1987 г.
  9. Матвеев В.Ф. «Профилактика вредных привычек школьников». Москва, Просвещение, 1989 г.
  10. Ягодинский В.Н. «Школьнику о вреде никотина». Москва, Просвещение, 1986 г.
  11. www.photosight.ru/photo
  12. www.gifs.ru