Все мы воспринимаем окружающий мир с помощью осязания, зрения и слуха. Однако нейрофизиологией доказано, что обычно для каждого человека один из этих трех информационных каналов - ведущий, а остальные два - вспомогательные. Согласно условной классификации, люди с доминирующим слуховым восприятием называются аудиалами, люди с доминирующим зрительным восприятием - визуалами, а люди с доминирующим осязательным восприятием - кинестетиками. Зная, какая воспринимающая система является ведущей, учитель может наиболее продуктивно использовать имеющиеся возможности, развивать свой талант.
Упражнение для ведущей воспринимающей системы.
Это упражнение направлено на то, чтобы узнать, какой из воспринимающих каналов наиболее типичен с тем, чтобы использовать имеющееся возможности.
Представьте себе что-нибудь из явлений природного мира, то, что связано с положительными эмоциями (лес, море, поле, реку, дорогу). Обратите внимание на характер возникающих у вас впечатлений. Если первыми появляются зрительные образы, а потом возникают чувства и слышатся звуки - значит ваша ведущая система - зрительная. Вы - визуал. Если вам для того, чтобы представить что-то, нужно сначала восстановить чувства (ощущения тепла, прохлады, если это море), что-то себе внутри сказать, вы человек, у которого преобладает память телесных ощущений (сюда же относятся запахи). Такой человек называется кинестетик. Когда сначала звучат воспоминания прошлого (сначала голоса или морской шум, или просто слово "море"), вы - аудиал, человек, с преобладанием слуховых впечатлений.
Визуалам характерен высокий тембр голоса, как правило урок они ведут стоя, речь быстрая, энергичная, эмоциональная, глаза широко распахнуты, взгляд устремлён вдаль и вверх. Очень высокая скорость переработки информации (прокручиваю её как видеофильм), поэтому кажется, что они часто меняют точку зрения, но часто поверхностны. В классе у такого учителя много схем, таблиц, наглядности, любит использовать иллюстрации. Жестикуляции на уровне глаз. Эти люди, как правило, аккуратно одеты. Подтянуты, модны, хорошо различают цвета и умеют сочетать не сочетаемые аксессуары. Могут носить неудобные вещи, натирать ноги, так как у них снижен порог чувствительности. Порядок любят только внешний, убираются по принципу "всё на своём месте", в не доступных взгляду местах могут оставить пыль и бардак, но очень быстрые.
Аудиалам характерен средний тембр голоса, средний темп речи, средневыраженная эмоциональность. Во время урока предпочитают сидеть, глаза раскрыты обычно, зрачки двигаются слева направо, взгляд направлен направлен прямо перед собой, речь логична, последовательна, соблюдет смысловые и интонационные паузы, любит говорить "во-первых, во-вторых, в-третьих". Средняя скорость переработки информации, идеи осмысливают и переваривают спокойно, хорошо и прочно усваивают информацию, их достаточно трудно переубедить, болезненно реагируют на шум. В классе у такого учителя мало наглядности, 2 - 3 таблицы. Жестикуляция на уровне груди. Эти люди, как правило, одеваются консервативно, классически по покрою, ценят качество изделий, носят их годами, умеют выбирать вещи, большое значение придают обуви. Любят синие, зелёные цвета, спокойные гаммы, слабо различают оттенки. Любят, когда предметы расставлены симметрично. Уборку начинают в каком-то порядке (по часовой стрелке, от окна и т.д.), самые добросовестные, но копуши.
Кинестетикам характерен низкий тембр голоса, медленный темп речи, говорят и чувствуют размеренно, во время урока предпочитают разгуливать по классу, глаза полуприкрыты, взгляд как бы устремлён вниз, вглубь себя. Самая медленная скорость переработки информации, ему требуется длительное время для принятия решения. В классе у такого учителя рабочий беспорядок, но удобный для самого человека. Жестикуляция на уровне живота. Когда что-то вспоминает, может причмокивать губами, шевелит пальцами. Эти люди, как правило, предпочитают одежду больше на размер (уютную, не тянет), мягкую, лёгкую (свитер), терпеть не могут галстуки. Обувь, как правило, разношенная, предпочитают тапочки. Плохо различают цвета, предпочитают пастельные тона, одеваются по сочетанию или по контрасту. Убираться не любят, не любят грязи. Мебель уютная и мягкая. Очень возмущаются, когда кто-то наводит в их беспорядке порядок.
Для прекрасного самочувствия, хорошей работоспособности, творческого подхода необходимо установить гармонию внешнего и внутреннего, что запускает в вас действие важных позитивных ресурсов. Начните это использовать, например так.
Утром визуалу следует подзарядиться приятными зрительскими впечатлениями, вас будет раздражать беспорядок, который вы оставляете, и поэтому предупредите это раздражение. Либо зрительно переключитесь на другие впечатления, например, почувствуйте предвкушение радости от спокойной дороги с рассматриванием нравящихся вам деревьев, зданий. Найдите для себя такие места, которые встречаются на вашем пути и которые вам приятно рассматривать. Либо не оставляйте беспорядка, потому что когда вы вернётесь домой, то вновь получите "удар" при встрече с неприглядной "картинкой".
Кинестетику утром нужно размяться, подвигаться больше, чем остальным. Принять душ. Ощутить физический комфорт. Он, кстати, достигается и лежанием в кровати до последнего и склонностью к опаздываниям. Опаздывая, кинестетик не нарушает свою внутреннюю гармонию, не спешит, не напрягается, но может получить свою порцию ударов, если встретит недовольство начальства. У кинестетиков неприятности в большей степени "застревают" в теле. Многие кинестетики для успокоения проводят много времени за завтраком, еда расслабляет, успокаивает утреннюю суету. Им также свойственно "заедать" неприятности - отсюда лишний вес и переедание, а также расслабляться с помощью кофе, шоколада
Люди с преобладанием слуховой чувствительности утром обязательно что-то слушают, и это им не мешает оставаться спокойными и сосредотачиваться на задачах дня грядущего. Или же напевают, оставаясь нечувствительными ни к беспорядку, ни к естественной потребности поразмяться, подвигаться.
Есть люди, у которых развиты все три вида чувствительности, и это очень хорошо, им легче включиться в ритм жизни и воспользоваться всеми возможностями сразу.
Когда человек не знает об особенностях, он по утрам бессознательно сталкивается с раздражителями, которые мешают комфортному самоощущению. Визуал громко включает музыку или телевизор и через какое-то время нервозно выключает (и правильно) - устал; кинестетик игнорирует своё тело - несёт с собой с самого утра броню усталости; аудиал ходит на цыпочках, чтобы никому не мешать, и в результате испытывает некоторые неудобства.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Учитывая то, какой из воспринимающих каналов наиболее типичен, мы можем грамотно и рационально строить свой рабочий день создавать для себя и окружающим наиболее комфортные условия.
Литература.
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М., 1977;
- Грегори Р. Разумный глаз. - М., 2003;
- Картинки "найди 10 различий". - Режим доступа: www.scanword.net;
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, М.,1983;
- Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.- М., 1998;
- Олпорт Х.Ф. Феномены восприятия //Хрестоматия по ощущению и восприятию. - Режим доступа: www. psychology Online. Net;
- Осгуд Ч. Перцептивная организация //Хрестоматия по ощущению и восприятию - Режим доступа: www. psychology Online. net;