Это одна из самых важных тем в биологии для восьмиклассников. Пропаганда здорового образа жизни остается актуальной во все времена. Этим проектом я хочу подчеркнуть важность темы, которая поможет учащимся сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни. В ходе проекта учащиеся самостоятельно проведут групповые исследования по различным источникам информации, создадут рекомендации по здоровому образу жизни для учащихся, разработают антирекламу курения, наркотиков и спиртных напитков или листовку социального содержания, направленную на борьбу с вредными привычками, оформят результаты своих исследований в виде презентации и буклета и представят их.
№ | Структурный элемент |
Содержание проекта |
||
1 | Тема | "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" | ||
2 | Цель | Ознакомление учащихся о
негативном воздействии курения, наркотиков и
спиртных напитков на кровеносные сосуды и сердце
и о положительном влиянии физических упражнений,
активного образа жизни, укрепление сердца и
сосудов. Установление взаимосвязи между работой сердца, факторами его тренировки и деятельностью всего организма. |
||
3 | Задачи | Теоретическая часть Изучить литературу по вопросу влияния курения, наркотиков и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды. Выявить отрицательные последствия курения, наркотиков и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды. |
||
Практическая часть Провести исследование, позволяющее определять состояние сердечнососудистой системы учащихся 8-х классов. Научить методам самоконтроля за состоянием сердечнососудистой системы. Создать рекомендации по здоровому образу жизни для учащихся. Разработать антирекламу курения, наркотиков и спиртных напитков или листовку социального содержания, направленную на борьбу с вредными привычками. Формировать навыки здорового образа жизни |
||||
4 | Подготовка информации | 1. Изучите, проанализируйте
различные источники информации и выявите
отрицательные последствия курения, наркотиков и
спиртных напитков на работу сердца и кровеносных
сосудов и представить это в виде рекомендаций
врачей различных специальностей: ангеохирурга,
кардиолога, нарколога. Требования Работа должна быть выполнена в текстовом редакторе Четкое и лаконичное изложение информации Критерии оценивания Информативность (до 3 баллов) Отсутствие ошибок, точность, законченность (до 3 баллов) Использование терминов в соответствии с темой (до 3 баллов) Рефлексия - 1 балл |
||
2. Составьте анкету "Отношение
учащихся школы к курению как одной из вредных
привычек, нарушающей успешное функционирование
кровеносной системы" и проведите исследование. Курят ли дома родители? Пробовал курить сам - понравилось, не понравилось? Как ты думаешь, почему люди начинают курить? Собираешься ли курить в будущем, когда станешь взрослым? Если ты куришь, хотел бы бросить курить? Как ты относишься к курящим людям: ненавидишь, равнодушен или жалеешь? Знаешь ли ты о негативном воздействии табачного дыма на организм человека? Занимаешься ли ты спортом? (Если да, то назови свои достижения.) Дайте оценку своей успеваемости (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) Приведите самый сильный, по-вашему мнению, аргумент в пользу отказа от сигарет - Результаты сведите в таблицу и оформите в виде диаграммы. Сделайте выводы. - На основании полученных результатов составьте рекомендации для школьников о здоровом образе жизни. Требования Рекомендации можно представить в виде буклета или презентации Критерии оценивания Содержание (до 5 баллов) Наличие таблицы (1 балл) Наличие диаграммы, краткого сопровождения (до 3 баллов) Вывод (1 балл) Рефлексия - 1 балл |
||||
3. Создать антирекламу курения,
наркотиков и спиртных напитков или листовку
социального содержания, направленную на борьбу с
вредными привычками. Требования Работы выполняются в виде текстовых документов, графических файлов, презентации или публикаций Критерии оценивания Отбор материала в соответствии с содержанием (до 4 баллов) Творческий подход к оформлению (1 балл) Соответствие техническим требованиям (до 3 баллов) Использование различных знаковых систем: рисунки, схемы и т.д. (до 3 баллов) Рефлексия - 1 балл |
||||
4. Проведите практическую
работу "Функциональная сердечнососудистая
проба" - Выполните практическое задание на с. 94 учебника "Биология. Человек" (А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш) - Измеряйте число сердечных сокращений при переходе от напряжения к покою. - Сравните эти данные с нормативными. - Результаты всей группы сведите в таблицу и оформите в виде графика или диаграммы. Сделайте вывод. - На основании полученных результатов составьте рекомендации о влиянии физических упражнений на состояние сердечнососудистой системы (изменения сердечнососудистой системы при гиподинамии, изменения сердца при физической тренировке). Требования Рекомендации можно представить в виде буклета или презентации. Критерии оценивания Содержание (до 3 баллов) Речевая грамотность (до 2 баллов) Наличие логических связей в работе (до 2 баллов) Наличие таблицы (1 балл) Наличие графика или диаграммы, краткого сопровождения (до 3 баллов) Вывод (1 балл) Рефлексия - 1 балл |
||||
5 | Оформление результатов | Оформление результатов в
соответствии с требованиями. Дополнительная отметка выставлялась с учетом различных показателей: при создании качественной презентации, содержащей более 5 слайдов, при подобных ответах на вопросы рефлексии. |
||
6 | Презентация | Представляют результаты своей работы | ||
7 | Рефлексия | Вопросы рефлексии | ||
Вопросы | Ответы | |||
Удовлетворены ли вы результатом своей познавательной деятельности на уроке? | ||||
Соответствовал ли уровень заданий вашим знаниям по предмету? | ||||
Проявился ли интерес к данной форме работу на уроке? | ||||
Что было самым трудным/легким для вас в этом уроке? | ||||
Ваше впечатление от урока? (Оставьте только одну строчку, которая соответствует вашему впечатлению.) |
Если вам понравился урок, если у вас хорошее настроение | |||
Если урок обычный | ||||
Урок не понравился, а настроение подавленное |
Технологическая карта по теме "Кровь и кровообращение" (9 часов)
Учебник: Биология. Человек. Авторы: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Методическое пособие к учебнику: Биология. Человек. Авторы: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Рабочая тетрадь: Биология. Человек. Авторы: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш
Знать: состав крови, плазмы и их функции. Процесс свертывания крови.
Основные понятия: пульс, частота сердечных сокращений, артериальное давление, гипертония, гипотония. Причины движения крови по сосудам.
Давление крови на стенки сосудов. Сущность нейрогуморальной регуляции работы сердца и сосудов.
О причинах сердечнососудистых заболеваний и их предупреждении. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска - гиподинамия.
Уметь:
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.
Называть особенности биологического объекта-сердца.
Распознавать и описывать на таблицах:
- систему органов кровообращения;
- органы кровеносной системы.
Описывать сущность биологического процесса: работу сердца.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.
Характеризовать сущность биологических процессов:
- движение крови по сосудам;
- регуляция жизнедеятельности организма;
- автоматизма сердечной мышцы.
Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Использовать приобретенные знания для:
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- профилактика вредных привычек.
Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье.
Воспитательные цели: формирование у школьников негативного отношения к вредным привычкам, а также бережного отношения к своему здоровью.
Развивающие цели:
- развивать умение проектировать свою деятельность;
- развивать умения работать самостоятельно с различными источниками информаций, расширять кругозор;
- развивать умение работать в группе, способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.
Оборудование: дополнительная литература: Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека (Зверев И.Д.); Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс (Рохлов В.С.); Биологический энциклопедический словарь; компьютеры; Интернет-ресурсы; программное обеспечение PowerPoint и Excel; мультимедийный проектор; экран.
№ | Тема урока | Дидактические цели |
Этапы выполнения учебного проекта (методы, педагогические приемы) | Время в минутах | Деятельность |
||
Знать (уровни усвоения) |
Уметь (уровни усвоения) |
учителя | учащиеся | ||||
1 | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав |
Основные понятия:
Состав крови, плазмы и их функции Процесс свертывания крови |
Называть признаки биологических
объектов:
Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки. Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на их сравнение. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. |
1. Определение темы проекта
(кейс-стади) 2. Определение целей задач проекта. 3. Выдвижение гипотезы (управляемая дискуссия, метод наводящих вопросов). |
15 | Учитель предлагает темы проекта на
выбор. Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта, сформулировать цели, задачи и гипотезу проекта. Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися для выбора. |
Группа учащихся совместно с учителем
отбирают темы и предлагает классу для
обсуждения. Обсуждают и принимают общее решение по теме, формулируют цели, задачи, гипотезу проекта. |
2 | Иммунитет | 1. Основные понятия: иммунитет, антигены, антитела, вакцина, лечебная сыворотка, прививка. 2. Классификация иммунитета 3. Органы иммунной системы. Классификация иммунитета 4. Об открытии Л.Пастера, И.И. Мечникова |
Давать определение понятию
иммунитет. Называть виды иммунитета. Разъяснять суть иммунной реакции и функции иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. |
Разработка проекта Формирование групп (управляемая дискуссия) Обсуждение алгоритма работы группы |
10 | Проводит организационную работу по
объединению школьников, выбравших себе
конкретные виды деятельности. Предлагает задания, вопросы и источники информации для поисковой деятельности учащихся. |
Определяют свою роль и группируются в
соответствии с ними в команды. Распределяют вопросы для поиска ответов в различных источниках. |
3 | Тканевая совместимость и переливание крови |
Основные понятия: групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей, резус-фактор Группы крови |
Анализировать и оценивать факторы
риска для здоровья человека. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор |
Определение форм выражения итогов проектной деятельности | 8 | Принимает участие в обсуждении |
В группах обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности |
4 | Строение и работа сердца | Основные понятия: сердце: предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны Строение и функции сердца (фазы сердечной деятельности) |
Называть особенности
биологического объекта-сердца. Распознавать и описывать на таблицах:
Описывать сущность биологического процесса: работу сердца. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца. |
Проведение практической работы "Функциональная сердечно-сосудистая проба" | 8 | Обдумывание хода практической работы, обработка результатов, выводы | Обдумывание хода практической работы, обработка результатов, выводы |
5 | Круги кровообращения | Основные понятия: кровеносные сосуды: аорта, вены, артерии, капилляры. Большой и малый круг кровообращения Значение кровообращения |
Давать определения понятий:
артерия, аорта, вены, капилляры. Называть признаки биологических объектов - кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах:
Характеризовать:
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов. |
Разработка антирекламы | 8 | Консультирует, координирует работу
учащихся, стимулирует их деятельность |
Осуществляют поисковую деятельность |
6 | Движение лимфы | Основные понятия: лимфатические сосуды, лимфатические капилляры, лимфатические узлы. Органы лимфатической системы |
Называть особенности строения
лимфатической системы. Распознавать и описывать на таблицах:
Характеризовать:
Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой. |
||||
7 | Движение крови по сосудам Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов |
Основные понятия: пульс, частота сердечных сокращений, артериальное давление, гипертония, гипотония. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Сущность нейрогуморальной регуляции работы сердца и сосудов |
Характеризовать: сущность биологических процессов:
Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Объяснять роль гормонов в организме. |
Оформление результатов Разработка презентации антирекламы |
8 | Консультирует, координирует работу
учащихся, стимулирует их деятельность |
Группы оформляют свои результаты |
8 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов | Основные понятия: тренированное и нетренированное сердце О причинах сердечно-сосудистых заболеваний и их предупреждение. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска - гиподинамия. |
Использовать приобретенные знания
для:
Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье |
Презентация Внутренняя оценка работы каждого участника группы Рефлексия (методика незаконченных предложений) |
25 10 5 |
Организует экспертизу. Предлагает оценить работу учащихся через оценочные листы. Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки |
Представляют результаты своей работы. На основе оценочных листов группа оценивает работу каждого члена. Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. |
9 | Первая помощь при кровотечениях. Итоговый урок. Контроль. |
Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи |
Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах |